Образование
#статьи

Как организовать учебный процесс, чтобы вовлечь студентов в обучение

Продолжаем разбирать советы от экспертов из Инженерного колледжа Аризонского университета.

Фото: Monty Rakusen / Getty Images

По каким причинам студенты STEM-направлений чаще всего бросают университет и могут ли на это повлиять методы и практики преподавания? Исследователи из Инженерного колледжа Аризонского университета (США) изучили эти вопросы и пришли к выводу, что у преподавателей действительно много возможностей повысить вовлечённость и удержание студентов. Преподаватель может воздействовать на разные эмоциональные и когнитивные области, среди которых:

  • Самоэффективность — вера в свою способность достичь положительного результата, которая формируется с помощью опыта достижений, успешных примеров других людей, поддержки окружающих и благоприятного эмоционального и физиологического состояния. Самоэффективность — один из компонентов социально-когнитивной теории Альберта Бандуры.
  • Установка на рост, или мышление роста, — убеждённость в том, что любые способности можно развивать и что успех или неудача в большей степени зависят от приложенных усилий, а не от врождённых талантов.
  • Метапознание — способность анализировать свои мыслительные процессы, понимать, как они происходят, управлять ими. Развивается эта способность благодаря методам рефлексии и владению метакогнитивными стратегиями — способами эффективного запоминания, анализа информации, решения проблем.
  • Чувство принадлежности — в высшем образовании оно проявляется как ощущение «Я студент этого вуза, и я на своём месте». Некоторые категории учащихся зачастую его не ощущают — например, девушки на инженерных и естественно-научных специальностях, которые традиционно считаются «мужскими».

В статье Scalable and Practical Teaching Practices Faculty Can Deploy to Increase Retention («Масштабируемые практические методы, которые преподаватели могут использовать для удержания студентов») исследователи из Аризонского университета назвали методы и практики, способные влиять на одну или сразу несколько из этих четырёх областей. Мы уже рассказывали о преподавательских практиках, которые применяются непосредственно на занятиях, а теперь разберём, как исследователи из Аризонского университета советуют организовать учебный процесс в целом и что предусмотреть в вузовской СДО (LMS).

Авторы статьи рекомендуют вводить по одной-две новой практике в семестр, отслеживая изменения и корректируя вмешательство при необходимости. Также, по их словам, большую пользу принесут совместные действия с другими преподавателями, обмен опытом с коллегами, которые тоже применяют те или иные методы на своих курсах.

Что предусмотреть в учебном процессе

Здесь авторы собрали много чего — от обстановки в аудитории и правил о регулярности посещения занятий до конкретных преподавательских приёмов.


Продуманно расставлять мебель в аудитории

На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.

Наиболее подходящая аудитория для разных видов обучения будет выглядеть по-разному. Так, типичное лекционное пространство (ряды парт с преподавателем на подиуме перед ними) как будто сразу сообщает вошедшему, что здесь ему предстоит сидеть и слушать. А вот активному совместному обучению, как пишут исследователи из Дейтонского университета и Государственного университета Вайноны (США), гораздо больше способствует не традиционная расстановка мебели, а кластерная — когда столы для 3–4 студентов поставлены вместе и такие конфигурации равномерно распределены по аудитории. Такое расположение и физически, и психологически смещает фокус с фигуры преподавателя как центральной в обучении, а вместо этого поощряет взаимодействие между студентами.

Установить правила посещения

На что влияет: на метапознание и чувство принадлежности.

По словам авторов статьи, в научной литературе до сих пор противоречивые данные о том, насколько посещаемость занятий влияет на академические результаты — особенно когда студентам доступны конспекты или записи очных лекций. Например, когда исследуется традиционная лекционная система обучения, выясняется, что посещаемость слабо влияет на результаты обучения или не влияет вообще. В то же время есть данные, что в активном обучении посещаемость воздействует на учебную вовлечённость, но не всегда — на успеваемость.

Также эффект посещаемости может быть выше или ниже для разных групп студентов. Например, в одном исследовании выяснили, что от регулярного посещения занятий в первую очередь выигрывают юноши, представители этнических меньшинств, неуспевающие студенты и новенькие, которые недавно перевелись из другого учебного заведения.

Исследователи из Аризонского университета предлагают преподавателям устанавливать требования к посещаемости в зависимости от вида обучения и в любом случае не слишком строго привязывать оценки к этому параметру (например, учитывать на 5–10%).

Сформулировать для студентов цели курса

На что влияет: на метапознание.

Формулировать цели курса для студентов — полезная практика, которая поможет им в саморегуляции обучения. Зная цель, учащиеся будут понимать, на чём в первую очередь стоит сфокусировать внимание и усилия.

Некоторые исследователи предлагают доносить до студентов образовательные цели в самом начале курса — рассказывать о них на первом занятии или заранее рассылать в электронном виде. Другие же рекомендуют останавливаться на целях, непосредственно приступая к изучению того или иного материала.

Авторы статьи также пишут о том, что для развития саморегуляции студентов полезен силлабус — структурированное описание всего курса, план изучения дисциплины, в котором приведены цели и желаемые результаты обучения, текущие и итоговые задания, критерии оценки, списки литературы и дополнительных материалов.

Равномерно распределять дедлайны по заданиям в течение семестра

На что влияет: на мышление роста и метапознание.

Если дедлайны по домашним заданиям равномерно распределены по семестру (то есть нет такого, что всё можно сдать до конца семестра), это помогает студентам развивать навыки саморегуляции, так как требует планировать свою учебную деятельность и не поощряет подход «Выполнить всё за ночь и сдать в последний день». К тому же выполнение заданий с регулярными интервалами способствует запоминанию материала через повторения, согласно кривой Эббингауза и уже упомянутой практике извлечения. По этой же причине полезно использовать так называемые кумулятивные задания и тесты — такие, которые затрагивают не только изучаемую в данный момент тему, но и пройденный материал.

Помимо домашек для индивидуальной работы, авторы статьи рекомендуют предлагать студентам групповые домашние задания. Коллаборация учащихся, совместно работающих над сложной задачей, положительно действует и на чувство принадлежности, и на самоэффективность, и на развитие метапознания. Тот же эффект можно получить, давая студентам совместные экзаменационные задания.

Использовать критериальную систему оценок

На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.

Авторы статьи приводят цитату Рика Вормели, американского педагога с 40-летним опытом, который пишет: «Оценка должна быть точным и недвусмысленным показателем достижения учащимся установленных стандартов. Она не предназначена для того, чтобы быть частью системы вознаграждения, мотивации или контроля поведения». На практике же отметки зачастую нормализованы — то есть оценка конкретного студента зависит от успеваемости группы в среднем. По словам исследователей из Аризонского университета, это приводит к возникновению конкуренции между учащимися, так как с развития мастерства фокус смещается на то, чтобы «обогнать» однокурсников или быть «не хуже других».

Оценка по чётко установленным, понятным студентам критериям, наоборот, снижает конкуренцию и поощряет коллаборацию, ведь учащимся не нужно соревноваться друг с другом. Такой подход развивает и мышление роста, и чувство принадлежности к вузу, группе.

Что предусмотреть в цифровой платформе

Авторы статьи приводят также те практики, которые стоит применять вне занятий при помощи вузовской LMS (СДО).


Раскрыть студентам академические рубрики

На что влияет: на самоэффективность и метапознание.

В образовании США рубрики представляют собой специальные матрицы для качественной критериальной оценки работ студентов — например, письменных или проектных. В типичной рубрике по вертикали перечислены критерии (например, «Раскрытие ключевого тезиса» или «Грамотность»), по горизонтали — разные уровни (от низкого к высокому), а внутри — конкретные условия достижения того или иного уровня по каждому критерию.

Грамотно разработанная рубрика помогает преподавателю определять качество студенческих работ последовательно и объективно, анализируя их на соответствие критериям, и выставлять соответствующие отметки. Студентам же рубрика предоставляет понятное руководство по достижению желаемого результата — вот условия, которые нужно выполнить, чтобы получить хорошую оценку.

Проводить квизы перед лекциями

На что влияет: на все четыре области — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.

Быстрое предварительное тестирование — удобный вариант, чтобы проверить, что студентам известно о теме занятия. Онлайн-инструменты позволяют не тратить на это время самой лекции, так как ссылку на квиз можно отправить студентам заранее и оперативно получить результаты после автоматической проверки. Кроме того, этот метод поощряет подготовку к занятию (чтобы правильно ответить, студенты наверняка поищут нужную информацию) и коллаборацию (обсуждение вопросов в группе).

Публиковать качественные студенческие работы

На что влияет: на мышление роста и самоэффективность.

Если публиковать лучшие студенческие работы в открытом для однокурсников доступе в сочетании с поздравительными письмами для их авторов, то это повысит самоэффективность учащихся. С одной стороны, это работает как способ социального признания, а с другой — как прямой и косвенный опыт успеха.

Фото: TanyaArt0203 / Shutterstock

Исследователи рекомендуют выделять не только самые блистательные работы, но и просто качественные, соответствующие установленным требованиям. В таком случае у студентов перед глазами будут и примеры того, чего от них ожидают, и выдающиеся образцы, к которым стоит стремиться.

Ориентировать, сколько времени потребуется на выполнение задания

На что влияет: на метапознание.

Есть данные, что некоторая часть будущих инженеров отчисляется только потому, что не справляется с соблюдением дедлайнов на курсах. Когда учащимся известно, сколько в среднем времени потребует выполнение задания, это значительно помогает их саморегуляции — планированию и контролю своей учебной деятельности. Результаты исследований говорят о том, что от этого выигрывают все студенты, а особенно учащиеся с дислексией или синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), которые склонны недооценивать необходимое для задачи время.

Давать быструю обратную связь по результатам заданий

На что влияет: на самоэффективность и метапознание.

Как показывают исследования, оперативный фидбэк по итогам домашних заданий, экзаменов и других самостоятельных работ играет важную роль в развитии мышления роста и самоэффективности. У студента больше возможностей исправить ошибки и закрыть пробелы, если обратную связь он получает быстро, а не когда его голова уже занята совершенно другим.

Собирать обратную связь от студентов в течение семестра

На что влияет: на все четыре — мышление роста, самоэффективность, чувство принадлежности, метапознание.

Если студентов просят заполнить анкету обратной связи о качестве курса, своём учебном опыте, отношениях с преподавателем и других аспектах обучения, то обычно это происходит только в конце курса или семестра. Это полезная информация, чтобы доработать курс для следующего потока, но не поможет оперативно исправить недочёты для студентов, которые учатся на курсе прямо сейчас.

Вместе с тем, если время от времени собирать фидбэк в течение семестра и реагировать на него, это позволит значительно улучшить опыт учащихся. Но важно помнить, что, запросив у студентов обратную связь, на неё нужно отреагировать. Если никак не отреагировать, это подействует негативно, потому что студенты будут думать, что их мнение ничего не значит или им поинтересовались просто для галочки.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована