Образование
#Руководства

Как организовать нетворкинг на онлайн-курсе

Просто создать для студентов групповой чатик, конечно, недостаточно.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Что такое нетворкинг и почему он важен учащимся

Нетворкинг — это создание и развитие полезных социальных связей. То есть процесс, когда люди заводят знакомства и поддерживают отношения, помогающие им решать профессиональные или иные задачи. Важно помнить, что это всегда связано с двусторонним взаимодействием, а не только с личной выгодой. Например, руководитель EdTech-стартапа на конференции обменивается контактами с одним из докладчиков, а затем приглашает его в совместный образовательный проект. А тот, в свою очередь, рекомендует профессионала узкой специализации. Кстати, по оценкам Вашингтонского государственного университета, до 80% вакансий закрывается через нетворкинг.

Кроме пользы для карьеры, нетворкинг предлагает обмен опытом и идеями, помогает создать мотивирующее окружение из людей со схожими целями и интересами.

В образовании, особенно в его бизнес-сегменте, нетворкинг тоже играет важную роль. Так, руководители высокого уровня часто обращаются к обучению не столько для того, чтобы развить какие-то навыки, сколько для формирования связей с людьми из своей профессиональной области и смежных сфер, для общения с теми, кто решал схожие проблемы. Запрос на нетворкинг часто упоминается во время глубинных интервью со студентами Skillbox.

Почему нетворкинг не складывается стихийно, сам по себе

Обучение — благоприятный контекст для того, чтобы создавать и развивать социальные связи. Учащиеся зачастую уже объединены схожими интересами и целями, образовательным или профессиональным бэкграундом. Если речь идёт об активных групповых формах обучения, совместная деятельность (например, во время тренинга или мастер-класса) тоже располагает к поиску общего языка.

Однако сам по себе нетворкинг вряд ли возникнет, даже если собрать людей в одной аудитории. Исследователи из Колумбийского университета в рамках эксперимента изучили поведение студентов MBA на нетворкинг-мероприятии. И выяснили, что подавляющее большинство из тех, кто в качестве цели посещения указал «завести новые знакомства», в результате провели большую часть времени с людьми, которых они уже знают. Заговорить с незнакомцами мешают психологические барьеры: стеснительность, неуверенность в себе или боязнь показаться навязчивым. Некоторым просто не хватает умения поддерживать small talk — непринуждённую беседу.

И если в очном обучении люди по крайней мере находятся в одной локации и организатор может запланировать, скажем, кофе-брейк и другие возможности для знакомства, то в онлайне ситуация усложняется. Незнакомые люди, даже проходящие один курс, вряд ли будут писать друг другу просто так. А активность в групповых чатах сильно зависит от аудитории. Новички в профессии, как правило, общаются активнее — у них много вопросов, они делятся полезными материалами, обсуждают занятия и предмет изучения. Профессионалы же, например на курсе для руководителей, обычно пишут редко и только по делу.

Поэтому организатору онлайн-обучения, который хочет развивать нетворкинг на своих курсах, стоит уделить особое внимание организации условий для этого.

Какие способы развития нетворкинга работают онлайн

Существует несколько форм нетворкинга, применимых в онлайн-обучении. Самый привычный из них — взаимодействие через социальные сети, где учащиеся обмениваются контактами друг с другом и преподавателями.

Ещё одна форма нетворкинга — создание сообщества выпускников онлайн-школы или курсов. Если после завершения обучения студенты сохраняют доступ к закрытому чату, различным мероприятиям, это может быть ценно для них, потому что помогает поддерживать контакт с сокурсниками и знакомиться с новыми людьми из их профессиональной сферы.

В этих вариантах влияние организатора обучения на процесс нетворкинга ограничено — студентам или выпускникам предоставляется пространство для общения (например, групповой чат), а дальше они действуют сами по себе. Однако в зоне контроля организатора находятся способы стимулировать взаимодействие прямо на занятиях — на них и остановимся подробнее.

Важно заметить, что эти способы могут быть прямыми и косвенными. Во вторую категорию входят механики и форматы, которые направлены в первую очередь на достижение образовательного результата, но также поощряют взаимодействие студентов друг с другом, — например, групповая работа над проектом. А вот в первой группе находятся способы, которые не подразумевают достижения образовательных целей. Это могут быть игры, техники или другие активности, предназначенные для того, чтобы студенты просто познакомились друг с другом и начали непринуждённо общаться. Об этих способах и пойдёт речь дальше.

Рассказ о себе в групповом чате

Наверняка на вашем курсе организованы чаты для отдельных групп студентов или целых курсов — можно попросить новичков представляться в них. Если обучение проходит синхронно, стоит выделить время для знакомства перед началом курса — в отдельном чате потока или в общем чате курса, где уже состоят студенты из разных потоков. В асинхронном формате новые учащиеся, как правило, добавляются регулярно. Чтобы их рассказы о себе не затерялись среди других сообщений, можно придумать специальный хештег — например, #всемпривет или #ктоестькто.

Однако только что зашедший в чат человек не станет просто так писать о себе, этот процесс нужно фасилитировать. Новым студентам стоит сообщить о практике такого знакомства, дать примерный план рассказа. Самопредставление можно адаптировать под тему обучения или сделать менее формальным — например, попросить добавить интересный факт о себе.

Виртуальная доска с профилями участников

Создайте виртуальную доску в любом удобном сервисе и предложите студентам заполнить определённую область фактами о себе. Желательно заранее сделать шаблон с вопросами, на которые будут отвечать участники, и показать пример. Этот способ представления подойдёт и для синхронных, и для асинхронных курсов.

Если речь идёт о массовых курсах и у вас есть своя LMS, полезно дать участникам возможность заполнить открытый профиль на образовательной платформе. Можно ввести теги по интересам, чтобы студенты могли легко найти собеседников со схожими увлечениями, а вы — организовывать тематические обсуждения, в том числе в отдельных чатах.

Знакомство на установочной онлайн-встрече

Этот способ подходит для синхронного обучения. Перед началом курса полезно провести неформальную установочную встречу, на которой куратор расскажет о том, что ждёт студентов в процессе обучения, ответит на их вопросы. Также важно выделить часть времени на знакомство.

Самый простой вариант — попросить участников представиться и сказать несколько слов о себе. Чтобы сделать процесс более комфортным для тех, кто стесняется, можно предложить план представления, добавив в него неформальные элементы. Например, если вы знаете, что в группе находятся студенты из разных городов, попросите участников рассказать, где они живут, и отметьте точки на экране с картой. Ещё интереснее — устроить мини-игру, попросив каждого студента описать свой город, не называя его, чтобы остальные участники отгадали. Это поможет сделать атмосферу более расслабленной.

«Две правды, одна ложь»

Это очень популярный способ знакомства, и лучше всего он работает в синхронном обучении. Можно организовать его как в чате, так и по видеосвязи. Суть: каждый студент называет три факта о себе, два из которых — правда, а третий — ложь. Остальные должны угадать, какое именно утверждение ложное. В зависимости от специфики курса можно ограничить тематику — например, исключительно профессиональной деятельностью.

«Любимые вещи»

Собирается группа (это можно организовать и онлайн), и всем участникам предлагается назвать своё любимое занятие или что-либо другое — тему вопроса можно связать с темой курса и адаптировать к образовательной цели. Скажем, во время неформального знакомства однокурсников можно попросить их назвать любимый жанр кино или вид спорта, любимую книгу — это поможет найти общие интересы. А если вы проводите курс, например, по управлению командами, попросите каждого участника назвать главный, по его мнению, критерий идеальной команды. Это поможет и начать дискуссию, и сфокусировать внимание на теме курса. Если есть техническая возможность, ответы участников стоит фиксировать на виртуальной доске.

«Десять общих черт»

Ещё одна мини-игра для синхронного обучения, которая не займёт много времени. Правила такие: студенты объединяются в группы по 5–8 человек и должны за ограниченное время обнаружить десять характеристик, общих для всех участников группы. Важно обозначить, что это должны быть не какие-то очевидные признаки вроде «мы все люди» или «мы все носим обувь», а что-то менее поверхностное. Когда отведённое время закончится, представитель каждой группы должен назвать общие черты своей команды.

Есть ещё похожая игра — «Общее и уникальное». В этом варианте, помимо десяти общих для всех участников признаков, нужно обнаружить одну уникальную особенность каждого члена группы.

Быстрый нетворкинг

Этот способ знакомства работает по принципу «быстрых свиданий»: студенты разбиваются на пары и отправляются в виртуальные комнаты, где за ограниченное время (5–7 минут) должны познакомиться с партнёром и рассказать о себе. Затем все возвращаются в общую конференцию и снова делятся по парам, только теперь в другом составе.

Чтобы уменьшить сложности с поиском темы для разговора (хоть и очень короткого), можно подготовить слайд с подсказками, о чём уместно спросить собеседника. Это поможет снять напряжение и неуверенность.

В большой группе на то, чтобы каждый участник побеседовал с всеми остальными, может уйти очень много времени. В таком случае можно устроить знакомство в мини-группах по 3–5 человек и давать на общение чуть больше времени. Для каждого раунда можно задавать определённую тему беседы (увлечения, путешествия и так далее) или вопрос («Что вы умеете делать лучше большинства людей?», «Кем вы восхищаетесь и почему?»). При выборе важно учитывать специфику аудитории, тематику курса и предлагать вопросы, которые не будут слишком личными.

Buddy Club

Суть в том, что студенты курса регулярно (раз в две недели, месяц или квартал) объединяются в пары, и им предлагают познакомиться и пообщаться поближе — назначить онлайн-встречу или просто переписываться. Задача организатора — распределить всех по парам и помочь участникам связаться друг с другом.

Такая методика реализуется в Skillbox, и она помогла мне познакомиться, приятно пообщаться и обменяться опытом с коллегами из разных подразделений компании.

Чтобы облегчить начало беседы на первой встрече, можно опять же предложить примерный список тем для разговора. Они во многом зависят от специфики курса и аудитории — в идеале это профессиональные темы, которые помогут участникам обсудить волнующие их вопросы, обменяться опытом и лучшими практиками. Например:

  • проект, над которым вы работаете сейчас;
  • проект, которым вы гордитесь;
  • последний успешный проект;
  • сложности, с которыми вы сталкиваетесь в работе;
  • как вы распределяете задачи между членами команды;
  • какие задачи нравится делать больше или меньше всего и так далее.

Что ещё поможет стимулировать нетворкинг

Кроме применения конкретных методов и приёмов, стоит создать для студентов благоприятные условия для взаимодействия и убрать барьеры, которые могут препятствовать общению. Вот о чём ещё стоит позаботиться:

  • Подготовить материалы о том, как практиковать нетворкинг — это может быть памятка, лонгрид, видеоролик, лекция, посвящённая этой теме. На самом деле все понимают, как важен нетворкинг, но многие не знают, как к нему подступиться. Люди будут благодарны за советы.
  • Чётко обозначить уровень курса и профиль целевой аудитории — так студенты поймут, что с ними вместе учатся люди со схожими профессиональными целями и интересами.
  • Установить правила коммуникации, чтобы создать безопасную среду для общения.
  • Добавлять больше интерактивности и групповой работы в синхронные занятия.
  • Чаще обращаться к аудитории — это поможет студентам раскрепоститься и активнее говорить в группе.
  • Просить включать камеры во время онлайн-занятий.
  • Поддерживать активность в чате — не только отвечать на вопросы участников, но и предлагать темы для дискуссий, устраивать опросы, присылать полезные материалы.
  • Установить «традиции» группы. Такой традицией могут стать, например, регулярные встречи в онлайне (или в офлайне, если студенты живут в одном городе) — без повода или чтобы отметить окончание какой-то ступени обучения. «Тайный Санта» перед Новым годом, оригинальные поздравления участников с днём рождения — зависит только от вашей фантазии.
Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована