Образование
#статьи

Как на подростков влияет требовательный тон педагога

Исследование показало, что привычный инструмент может не принести желаемых результатов.

Кадр: фильм «Гарри Поттер и философский камень» / Warner Bros.

Строгий, требовательный тон помогает добиться от учеников нужного поведения: мотивировать их сделать то, что нужно, или прекратить делать то, что не нужно. Так думают многие учителя. Но каков его эффект на самом деле?

Это решили проверить профессор психологии Эссекского университета Силке Полманн и профессор Школы психологии и клинических исследований языка в Редингском университете Нетта Вайнштейн. Они опубликовали результаты своего эксперимента в British Journal of Educational Psychology. Кратко пересказываем суть и выводы.

Как требовательный тон влияет на мотивацию

Сначала поясним концепцию, на которую опирались исследовательницы. Они взяли за основу теорию самодетерминации Ричарда Райана и Эдварда Деси. Согласно ей, намного сильнее, чем внешние стимулы, людей мотивируют три основные психологические потребности:

  • тяга к взаимной связи с другими людьми;
  • желание чувствовать свою компетентность;
  • потребность в автономности, независимости.

Мотивация, основанная на этих потребностях, внутренняя. Альтернативой ей выступает внешняя мотивация — она вызывается требованиями, давлением или угрозой последствиями. Чаще всего именно к внешней мотивации прибегают, когда используют контролирующий стиль воспитания. Он, как показал проведённый исследовательницами анализ научной литературы, негативно сказывался на удовлетворении всех трёх психологических потребностей. «Контролирующий климат» в учебной аудитории, с одной стороны, снижал ощущение благополучия (well-being) учеников как в школе, так и за её пределами, с другой — вызывал их сопротивление вместо послушания. Иными словами, мотивация через контроль показывает результаты, прямо противоположные желаемым.

При этом исследований того, как влияют на мотивацию интонации голоса, мало. К тому же основная часть более ранних научных работ сконцентрирована на взаимодействии родителей с детьми, а не на отношениях детей с педагогом. Одно из немногих подобных исследований о влиянии интонации провели сами авторы: они выяснили, что во внеучебной обстановке контролирующий тон голоса плохо влияет на благополучие испытуемых и снижает их готовность к взаимодействию. В новом эксперименте хотели выяснить влияние тона голоса в учебной обстановке.

Сначала исследовательницы обобщили то, что уже известно по этой теме из других научных работ:

  • Особенности голоса оказывают заметное влияние на то, насколько успешно дети обрабатывают и понимают новую информацию.
  • Те, кто никогда не меняет тон голоса, с трудом контролируют внимание учеников.
  • Тон голоса полезно менять — так преподаватели могут указывать ученикам на неправильные ответы и подталкивать их к поиску правильных.

Однако об эффекте, который оказывают требовательные и побуждающие к самостоятельности интонации, известно было мало. Именно эти эффекты и изучали в ходе нового эксперимента.

Как проводили эксперимент

Авторы исследования решили выяснить, как разные тона голоса влияют не только на три основные психологические потребности детей, но и на их благополучие (англ. well-being), готовность делиться переживаниями (англ. self-disclosure intention) и желание взаимодействовать с учителями (англ. cooperation). Учёные выделили три типа интонации:

  • Поддерживающая автономию учеников, то есть побуждающая их к самостоятельным действиям. Исследовательницы характеризуют её как тёплый, вежливый, но всё-таки уверенный тон, которым учитель указывает ученикам на важность подготовки к урокам.
  • Контролирующая. Это напористая, приказывающая или осуждающая интонация, которая призвана заставить учеников выполнить указанные действия.
  • Нейтральная.

Силке Полманн и Нетта Вайнштейн предположили, что:

  • Контролирующий тон плохо скажется на благополучии учеников, их готовности делиться переживаниями и желании взаимодействовать с учителями.
  • Тон, поддерживающий автономию, окажет на все три фактора более благоприятное влияние, чем контролирующий и нейтральный.
  • Благополучие, готовность делиться переживаниями и желание сотрудничать будут зависеть от степени удовлетворения основных психологических нужд по Райану и Деси — то есть потребности в автономии, компетентности и связи с другими людьми.

Эксперимент провели в онлайн-формате. В нём участвовали 250 британских школьников от 10 до 16 лет. Участников попросили ответить на несколько общих вопросов, а затем прослушать заранее записанные фразы, произнесённые разным тоном. По легенде, их говорил учитель. Авторы исследования не раскрыли содержание фраз, но уточнили — они типичны для школьной обстановки.

Школьникам предложили описать, что бы они почувствовали, если бы педагоги говорили эти фразы лично им. Разным участникам случайным образом доставалась запись с диктором, который говорил контролирующим, нейтральным или побуждающим к самостоятельности тоном.

Фрагменты длились по 80 секунд. После прослушивания ребята заполняли анкету, по которой исследовательницы потом измеряли, во-первых, то, как подростки восприняли тот или иной тон — показался ли он им поддерживающим, контролирующим или нейтральным. Для этого подросткам нужно было выбрать вариант окончания утверждений вроде: «Если бы мои учителя таким тоном просили меня выполнить учебное задание, я бы почувствовал(-а), что…». Предлагались такие варианты: «…мой учитель проявляет ко мне интерес и готов выслушать меня» или «…мой учитель давит на меня или хочет заставить вести себя определённым образом». Интенсивность чувств нужно было отметить на шкале от одного до пяти.

Во-вторых, по анкете проверяли реакцию подростков на соответствующий тон. Для этого тоже нужно было ответить на вопросы, и для измерения разных показателей использовали разные вопросы. Например, ощущение благополучия (well-being) измеряли по вопросу: «Насколько учитель, который говорит, как в примере, заставил бы вас почувствовать себя…» — с возможными продолжениями «счастливым», «радостным», «заинтересованным», «испуганным», «несчастным», «пристыжённым». Также надо было отметить интенсивность соответствующего переживания.

Что показал эксперимент

В результате эксперимента учёные сделали сразу несколько находок.

  • Контролирующий тон негативно сказался на психологических потребностях подростков.
Кадр: фильм «Муви 43» / Relativity Media

По крайней мере, у ребят, которые слушали отрывки с таким тоном, зафиксировали более низкие показатели удовлетворения психологических потребностей по Деси и Райану (автономии, компетентности и связи с другими). Выходит, контролирующий тон, вопреки ожиданиям тех, кто его использует, не увеличивает мотивацию, а подрывает её. Кроме того, у тех, кто слушал фразы с контролирующим тоном, выявили более низкий в сравнении с теми, кто услышал нейтральный тон, уровень благополучия и готовности делиться переживаниями. Иными словами: школьники не склонны откровенничать с педагогами, которые общаются с ними требовательным тоном. Авторы исследования подчёркивают: такой эффект оказала всего-навсего 80-секундная запись — а ведь в реальности дети слушают учителей до 60% школьного времени.

  • Поддерживающий тон помог стремлению к самостоятельности, но не к компетентности.

Когда учёные проанализировали, как разные тона голоса влияют на три психологические потребности по отдельности, оказалось, что поддерживающий тон предсказывал более высокий уровень автономности у подростков. А вот на уровень компетентности он не повлиял. Проще говоря, такой тон действительно больше, чем требовательный, побуждает ребят к самостоятельным действиям, но вот желания быть компетентным (то есть хорошо справляться с какой-то деятельностью) не пробуждает. Авторы исследования также изначально предполагали, что поддерживающая интонация лучше скажется на всех анализируемых психологических показателях, однако это всё же оказалось не так.

  • Похоже, тон голоса не очень влияет на готовность школьников к сотрудничеству.

То есть этот тон особо не помогает добиться от них желаемого, но и не подрывает их готовность выполнять то, что им говорит педагог. При этом предыдущее исследование тех же авторов показало, что контролирующий тон родителей подрывал у детей готовность к сотрудничеству. Проще говоря, родители вообще ничего не могут добиться от подростков, общаясь с ними контролирующим тоном, а учителя могут добиться мало чего — какой-то эффект есть, но он очень слабый.

«Резюмируя результаты нашего исследования, можно сказать, что контролирующий тон голоса в сравнении с нейтральным не помогает достичь того, для чего он используется, — покладистого поведения учеников, а также влечёт за собой непреднамеренные издержки в виде более низкого уровня удовлетворения психологических потребностей, благополучия и готовности делиться переживаниями», — заключили авторы.

Они добавили, что подтвердились выводы предыдущих исследований: обстановка, поддерживающая самостоятельность, больше, чем контролирующая, помогает вовлечь учеников, заряжает их энергией и повышает степень удовлетворения от учёбы.

Какие выводы сделали исследовательницы

Конечно, оценивать результат этого эксперимента нужно с оглядкой на его недостатки. Во-первых, подростки слушали запись, а не наблюдали настоящего учителя в нормальных учебных условиях. Во-вторых, их психологическую реакцию на разные тона голоса оценивали по самоотчётам, хотя надёжнее было бы измерить электрофизиологические маркеры.

Тем не менее существенный вывод всё же можно сделать. Авторы сформулировали его так: контролирующий тон подрывает психологические потребности подростков, усиливает их отрицательные эмоции в сравнении с положительными, снижает самооценку и удерживает от стремления в будущем поделиться с учителем, который так разговаривает, своими достижениями и проблемами.

В то же время контролирующий тон не помогает достичь того эффекта, ради которого учителя обычно его используют, а именно обеспечить нужное поведение подростка. А вот тон, поддерживающий автономию, благотворно влиял на удовлетворение потребности как в автономии (самостоятельном поведении), так и в отношениях.

Силке Полманн и Нетта Вайнштейн отмечают, что педагоги нередко сталкиваются с заболеваниями, влияющими на качество голоса. Такой «испорченный» голос вполне может быть и результатом ежедневных попыток перекричать своих учеников, удерживать дисциплину в классе за счёт силы голоса. На самом же деле, как показывает исследование, такие усилия могут быть напрасными — ведь это только ухудшает благополучие учеников и психологическую обстановку в классе, ничем не помогая учителю.

«Напротив, если сосредоточиться на тёплом и поддерживающем звучании голоса, это может помочь учителям создать такую учебную обстановку, которая будет повышать уровень удовлетворения психологических потребностей учащихся и их благополучия», — заключают авторы исследования.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована