Как мотивировать взрослых учиться
Чтобы подобрать эффективную стратегию мотивации для взрослых студентов, необходимо для начала изучить свою целевую аудиторию.
Катя Павловская для Skillbox Media
краткая справка
Елена Махова
Продюсер-методист EdMarket, инкубатора специалистов в сфере онлайн-образования.
Преподаватель курсов «Методист онлайн-курсов», «Методический директор онлайн-школы», «Мотивационная стратегия в онлайн-обучении взрослых».
На вопрос «Как мотивировать взрослых учиться?» можно привести список мотивационных стратегий, но это будет простым перечислением, абстрактным и оторванным от реальности. Мотивационную стратегию нужно подбирать под свою целевую аудиторию и учитывать её особенности. В этой статье я расскажу про конкретные кейсы — три примера, иллюстрирующие связь между целевой аудиторией и мотивационной стратегией. Речь пойдёт о внутренней мотивации — о том, как вызвать у студентов интерес и удовлетворить их потребности.
Подбор модели обучения под целевую аудиторию
Модель обучения — это ответ на вопрос, как мы обучаем целевую аудиторию для достижения запланированных результатов с учётом имеющихся ресурсов. Если упростить, модель обучения можно назвать структурой курса.
Комбинаций сегментов целевой аудитории очень много, поэтому и моделей обучения гораздо больше, чем может показаться. Для начала стоит собрать всю возможную информацию о людях, для которых предназначен ваш курс. Методист может запросить эти данные у маркетолога или самостоятельно провести исследование и выявить главные критерии целевой аудитории: от социально-демографических характеристик до целей, потребностей, мотиваторов (что человек хочет получить в результате курса, что его привлекает) и демотиваторов (что может оттолкнуть студента при прохождении курса).
Затем, используя полученную информацию, следует выделить ядро целевой аудитории — людей со схожим опытом, мотиваторами и демотиваторами. Можно проектировать курс для одной целевой группы, но эффективнее будет выделить в ядре аудитории несколько типов (сегментов). Достаточно двух-трёх, но их может быть больше, если методист посчитает нужным углубиться в этот вопрос.
В первом примере разберём аудиторию онлайн-курса «Шахматы с нуля». Для него мы выделили три основные категории студентов с похожими мотивами:
- «Слон», 40 лет, Санкт-Петербург. У него рутинная работа, есть свободные вечера и выходные. Хочет разнообразия и тренировки для ума.
- «Конь», 28 лет, Москва. Уже умеет играть в шашки, нарды, покер и другие игры, поэтому уверен, что эти навыки помогут ему освоить шахматы за пару недель.
- «Королева», 18 лет, Москва. Посмотрела сериал «Ход королевы» и захотела, как и главная героиня, укладывать парней-шахматистов на лопатки.
Классическое обучение шахматам предлагает планомерный переход от базовых принципов к более сложным темам:
- Шахматная доска, её устройство и расположение фигур.
- Правила игры.
- Свойства фигур.
- Типичные маты.
- Разыгрывание дебюта.
- Тактические приёмы.
- Шахматная стратегия.
Такая структура программы абсолютно логична. Однако освоение первого раздела, как правило, занимает четыре часа, темы о свойствах фигур и типичных матах — восемь часов. Разыгрывание дебюта — ещё 16 часов.
Но если учесть, на какую аудиторию мы рассчитываем, станет очевидно, что такой планомерный подход ей вряд ли подходит. «Слон» хочет уже на первом занятии радикально сменить привычную деятельность и получить от этого удовольствие. «Конь», который желает быстро освоить новую для себя игру, тоже вряд ли готов потратить четыре часа на вводную тему. У «Королевы» желание играть в шахматы — эмоциональный порыв, который нужно моментально подкрепить результатом.
Чтобы не оттолкнуть целевую аудиторию, нам следует изменить программу курса. А для этого нужно задать себе вопросы: зачем эти люди пришли на курс? Чего они хотят достичь? Эти студенты не задаются вопросом «Когда я научусь играть в шахматы?». Больше всего радости им приносит выигрыш, а для этого нужно поставить мат. Значит, нужно сделать так, чтобы студенты уже на первом занятии могли поставить мат и получить удовольствие, за которым они пришли на курс. Для этого придётся поменять всю модель обучения.
Чтобы поставить свой первый мат, нужно ли знать о том, что собой представляет шахматная доска и как на ней расставляются фигуры? Скорее всего, нет: когда дело доходит до мата, фигуры уже переставлены. Нам не надо углубляться в теорию, достаточно рассказать, что:
- есть поле и фигуры, чёрные и белые;
- цель игры — поставить мат королю соперника;
- мат — это ситуация, в которой королю поставлен шах, и он не может его избежать.
Чтобы поставить мат, учащийся также должен знать, как двигается король. Ещё нужна фигура, которая и поставит мат королю, — например, конь. Мы рассказываем, что конь двигается буквой «Г», и вот студент уже знает, что такое мат и как двигаются две шахматные фигуры.
Дальше эти знания нужно закрепить. С этой целью можно дать учащимся пример из реальной партии гроссмейстеров, где нужно сделать один ход и завершить игру. Сначала мы подсказываем, что это за ход, — помогаем перенести теоретические знания на реальную партию. А затем предлагаем студентам найти последний ход самостоятельно. Можно дать с десяток таких лёгких задач, чтобы помочь учащимся усвоить материал.
В традиционной программе обучение последовательное. Теория подаётся по порядку, с самых основ игры в шахматы. А при предлагаемом нетрадиционном варианте мы будто раскручиваем клубок с самого конца, даём только те знания, которые необходимы студентам для решения задачи, чтобы они получали удовольствие и не теряли мотивацию.
У такого подхода сразу три преимущества:
- Изучив минимум теории, участники курса уже наслаждаются игрой и радуются быстрому результату.
- Мы не нагружаем студента большим объёмом теории сразу. Вместо того, чтобы четыре часа изучать, как двигаются все фигуры, он осваивает правила для двух фигур и сразу приступает к практике. С методологической точки зрения этот подход тоже корректен.
- Разбор реального кейса ставит начинающего на место гроссмейстера, погружает его в контекст культуры шахмат.
Геймификация
Ещё одна мотивационная стратегия, которая полезна при проектировании курсов, — геймификация. Это адаптация игровых методик к неигровым процессам и событиям для повышения вовлечённости участников. Разумная геймификация может эффективно поддерживать внутреннюю мотивацию целевой аудитории.
Разберём для примера курс «Управление проектами». Как и в предыдущем случае, мы для начала выясняем характеристики целевой аудитории и выделяем в ней сегменты, для которых будем строить мотивационную стратегию.
- «Угорь», 26 лет, Москва. За два года продвинулся по карьерной лестнице на четыре позиции, «живчик».
- «Осьминог», 28 лет, Казань. Начинающий предприниматель. Пока бизнес был маленьким, не сталкивался с проблемами, дело стало расти — возникли сложности.
- «Акула», 36 лет, Москва. Меняет профессию. Изначально экономист-менеджер, в данный момент занимается закупками. Дружит с цифрами.
Как правило, рынок предлагает для этой целевой аудитории модель обучения, основанную на проектной деятельности. То есть студент шаг за шагом работает над проектом — реальным или учебным, который позже сможет добавить в своё портфолио.
Программа обучения может выглядеть примерно так:
- основы управления проектами;
- управление финансами, экономика и монетизация;
- управление рисками и управление качеством;
- юридическая сторона управления проектами и так далее.
Эта структура уже сама по себе хороша. Но в любом случае следует вернуться к описанию целевой аудитории и подумать, как сделать программу более вовлекающей. Чтобы обучение было не столько обязанностью, сколько возможностью проявить себя.
«Угорь», который быстро продвигается по карьерной лестнице, учится осознанно. Он сфокусирован на своей цели, умеет быстро находить и верно применять информацию.
«Осьминог» способен найти выход из любой ситуации, берёт на себя ответственность за свой проект и умеет управлять ресурсами.
Чтобы «Акула», которая переходит в новую профессию, стала действительно хорошим управленцем, ей нужно приобрести те же качества, которые уже есть у «Угря» и «Осьминога», — осознанность, ответственность и умение управлять ресурсами (временем, сотрудниками, деньгами).
Значит, наша задача — построить образовательную программу так, чтобы она поощряла проявление именно этих качеств. Сделать это можно, добавив в программу условный ресурс — внутреннюю валюту. Учащиеся смогут получать её, например, за количество пройденных модулей, посещение вебинаров, вовремя сданные домашние работы и так далее.
Читайте также: Как создать качественный онлайн-курс: 6 условий
Полученные в процессе обучения ресурсы студенты будут тратить на улучшение своего проекта: экспресс-аудит, заполненные договоры или формулы расчётов, фирменный шаблон для презентации проекта, помощь с оформлением портфолио — вообще всё, что придёт вам в голову и что вы сможете реализовать.
Этот приём действует сразу в нескольких направлениях:
- Зарабатывание игровой валюты стимулирует учеников проявлять свои знания, умения и навыки, вникать в проектную деятельность и брать на себя ответственность за проект.
- Прокачиваются не только те компетенции, на которые направлена программа обучения, но и все остальные из тех, что реально пригодятся человеку в оперативной или стратегической деятельности.
- Распределение внутренней валюты не только позволяет улучшать проект, но и учит грамотно распоряжаться ресурсами.
Есть важное правило: чем труднее тема, которую студентам предстоит освоить, тем проще и понятнее должна быть геймификация. Если речь идёт о сложном для понимания предмете, не стоит вводить в курс вымышленных персонажей, придумывать локации, истории и так далее. Это, конечно, вовлечёт человека, но в то же время перетянет на себя его внимание, из-за чего пострадает усвоение учебных материалов.
Читайте также: 6 способов сделать учебный курс увлекательным
Фиксация прогресса
Нередко студентов во время прохождения курса демотивирует то, что они не видят собственного прогресса в обучении. Как учащемуся понять, что он чего-то достиг? Как он может подтвердить полученные знания, умения и навыки? Здесь будет полезна третья мотивационная стратегия — фиксация прогресса.
В этот раз разберём применение стратегии на примере курса английского языка. Снова обратимся к типажам целевой аудитории нашего образовательного продукта.
- Миссис Хадсон, 26 лет, Москва. Домохозяйка. Изучает язык для себя как хобби.
- Мэри Поппинс, 28 лет, Киев. Часто путешествует. Нужно знание языка, чтобы комфортно чувствовать себя за границей.
- Гермиона Грейнджер, 30 лет, Белгород. На работе знание языка желательно, но необязательно. Учить его — это скорее личная инициатива.
Стандартные уровни владения английским, согласно системе CEFR (общеевропейским компетенциям владения иностранным языком), выглядят так:
- А1 — Beginner (начальный уровень).
- А2 — Elementary (элементарный уровень).
- B1 — Intermediate (средний уровень).
- B2 — Upper-Intermediate (высокий средний уровень).
- C1 — Advanced (продвинутый уровень).
- C2 — Proficient (уровень владения в совершенстве).
Эта классификация хороша тем, что содержит чёткие указания, какие знания и навыки нужно приобрести, чтобы достичь каждого из уровней. Но у неё есть и большой минус. Чтобы подтвердить хотя бы начальный уровень владения английским, требуется около ста академических часов, проведённых на занятиях, плюс самостоятельная практика. А для того, чтобы наработанные знания, умения и навыки не стёрлись из памяти полностью в случае долгого перерыва, нужно прокачаться как минимум до уровня В1.
Снова обратимся к нашим персонажам. Что у них общего? Они не ставят себе целью получить международный сертификат или поступить в иностранный вуз. Большинство таких студентов вообще с трудом могут себе объяснить, зачем им нужен английский язык и до какого уровня они готовы его учить. У них нет понимания, как должен выглядеть итоговый результат, учебный процесс строится на чистом энтузиазме. В их случае сто академических часов — это слишком долгий путь до следующего уровня, где учащиеся смогут осознать свой прогресс. Поэтому нам надо поддерживать в них чувство, что они уже молодцы и от урока к уроку узнают язык чуть лучше.
Долгий путь требует мотивирующей дозаправки, и вот что можно включить в программу курса, чтобы студент мог регулярно отслеживать своё развитие:
- «зачёты» после прохождения определённых тем;
- карту пути студента (Student Journey Map) — схему, отражающую образовательный маршрут с точки зрения ученика, где можно отмечать прогресс;
- чек-лист сдачи домашних заданий;
- быструю и поддерживающую обратную связь от преподавателя;
- анкеты саморефлексии — их заполнение помогает учащемуся вспомнить, что он уже знает и умеет.
С помощью чек-листов, промежуточных зачётов и SJM само обучение превращается в более чёткий путь из простых шагов, которые нужно проходить постепенно. Ведь намного приятнее осознавать, что осталось пройти не 60 часов, а ещё три темы из восьми. А поддерживающая обратная связь и саморефлексия помогают увидеть свой результат и оценить затраченные усилия.
Какой подход лучше?
Как бы ни хотелось чудес, универсального подхода, который способен пробудить внутреннюю мотивацию у каждого студента, не существует. Именно поэтому без данных о целевой аудитории невозможно построить действенную мотивационную стратегию. Конечно, также не обойтись без знаний о моделях мотивации, сочетании мотивационных стратегий и метриках, которые позволят нам отследить их эффективность. Но это уже совсем другая история.