Как методисту превратить скучные тесты и упражнения в эффективные и вовлекающие
Методисты делятся опытом переупаковки не самых удачных заданий — с примерами и советами, как сделать лучше.

Юлия Зайдель
Методист в Skillbox. Реализует полный цикл разработки курсов дополнительного и профессионального образования для взрослых и образовательных курсов для детей. В поисках идеального рецепта классного продукта.

Варвара Спирина
Методист в Skillbox. Кандидат экономических наук. С удовольствием открывает для себя новое в мире EdTech.
В предыдущей статье мы поделились своим опытом, как методисту переупаковать готовые видео, презентации и лонгриды для онлайн-курса, если радикальная переработка материалов совместно с предметным экспертом по каким-либо причинам невозможна. Такая ситуация возникает, например, когда методист получает исходный контент для курса от занятых преподавателей вуза или колледжа, от «звёздного» частного эксперта либо самостоятельно обновляет устаревший курс, эксперт по которому вообще недоступен.
Нередко исходные материалы разработаны без учёта особенностей онлайн-обучения или созданы в неактуальных сейчас форматах. В этой статье предложим варианты, как своими силами доработать упражнения и тесты, сделать их вовлекающими и эффективными, а также добавить в курс практические задания, которые обогатят опыт студента.
Как «переупаковать» тесты
Качественные тесты позволяют не только оценить усвоение знаний, но и повысить вовлечённость студентов. Однако в курсах часто встречаются шаблонные, однообразные тестовые вопросы, которые вызывают у студентов только скуку.
Если поработать над форматами тестов и добавить интерактивность, процесс обучения станет интереснее и динамичнее — а это поможет лучшему усвоению материала. Помимо базовых вопросов для проверки запоминания фактов, в тесты можно включить более комплексные задания — и с их помощью оценить понимание изученного, а также применение знаний. Это соответствует второму и третьему уровням по таксономии Блума.
Вот как можно сделать исходные тесты более вовлекающими и эффективными:
- Используйте различные форматы вопросов. Не стоит ограничиваться заданиями с выбором одного или нескольких вариантов ответа, добавьте также открытые вопросы, требующие от учащихся самостоятельно формулировать ответ. Можно включать в тесты упражнения и задания на анализ информации, выполнение алгоритма или мини-исследование — о том, как составлять их на основе исходного материала от эксперта, расскажем далее в статье.
- Добавляйте мультимедийные элементы в условия вопросов. Если сопровождать вопросы изображениями, видео, аудио, схемами, таблицами, это помогает лучше иллюстрировать материал и делает задания более наглядными и интересными.
- Преобразуйте тестовые вопросы в кейсы. Кейсы позволяют моделировать реальные ситуации, развивать навыки анализа, принятия решений и критического мышления, что значительно повышает практическую ценность обучения. Например, для курса «Продвижение на „Яндекс Маркете“» мы превратили отдельные тестовые вопросы в один вопрос с описанием кейса.

- Объединяйте вопросы в прохождение квеста. Это отличный способ превратить проверку знаний в интерактивное и увлекательное приключение. Можно разработать разветвлённый сценарий, где выбор ответа влияет на дальнейший ход событий, или придумать линейный сюжет, связывающий все задания единым нарративом. В обоих случаях у студентов появится дополнительная мотивация пройти все этапы истории, чтобы узнать, чем она закончится, а сами вопросы станут восприниматься как логичные шаги внутри общей сюжетной линии.
- Добавляйте комментарии к вариантам ответов. Подсказки к неправильным ответам помогают студентам выявить и проанализировать ошибки, а разбор правильных ответов с дополнительной информацией или полезными ссылками расширяет кругозор и закрепляет знания. Такой подход превращает тестирование в интерактивный образовательный процесс, повышая мотивацию и позволяя студентам учиться на собственных ошибках при повторном прохождении теста.

Как «переупаковать» упражнения и практические задания
Как и тестовые вопросы, задания в онлайн-курсах часто бывают типовые и однообразные — направленные лишь на запоминание и воспроизведение информации. С их помощью можно проверить, насколько хорошо студенты поняли и запомнили пройденный материал, в лучшем случае — применили в уже известных ситуациях. Но если все задания одинаковы по форме, это просто скучно, а значит, может повредить учебной мотивации.
На примере контента из курса по нутрициологии рассмотрим некоторые форматы, в которые можно «переупаковать» задания для проверки знаний, чтобы вовлечь студентов в обучение и оценить достижение ими более высоких уровней по таксономии Блума.
Добавить подписи на визуализации
Если это возможно, то, знание чего нужно проверить, стоит визуализировать в виде картинки или схемы и предложить учащимся подписать её элементы. Такое задание имеет элемент интерактивности и более интересно для студентов. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Знание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Знание»

Изображение: Skillbox / Сеченовский университет
Разгадать кроссворд
Для проверки знания терминов и определений (а также для их припоминания в качестве полезной практики извлечения) хорошо подходят кроссворды. Это интереснее обычных вопросов на знание терминов. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Знание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Знание». Подобное задание несложно превратить в кроссворд — он тоже поможет проверить знания студентов, но при этом его будут воспринимать скорее как игру, а не учебную активность. Кроссворд поможет сформировать в памяти связи между терминами и их определениями, а ещё подойдёт для самопроверки и подготовки, например, к тестированию.

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Заполнить таблицу
Чтобы стимулировать учащихся систематизировать в своей памяти полученные новые знания и благодаря этому лучше усвоить их, сразу в задании создайте такие условия, чтобы при воспроизведении новой информации её нужно было «разложить по полочкам». Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Знание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Понимание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Сопоставить понятия (задание на пересечение множеств)
Ещё один способ систематизации новых знаний для лучшего их понимания и усвоения — это сопоставление. Для этого дайте задание, в котором студентам нужно будет правильно соединить элементы друг с другом стрелками или линиями, тем самым выстроив логическую связь. Конечно, это возможно при условии, что конструктор, в котором вы обновляете курс, поддерживает такую механику либо позволяет встраивать контент из внешних источников. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Знание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Понимание».

Изображение: Skillbox / Сеченовский университет
Проанализировать изображение
Если новую изученную информацию можно визуализировать, используйте это, чтобы предложить студентам сразу попрактиковаться в её применении, а не просто повторении. Это покажет уровень понимания новой темы. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Знание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Понимание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Группировать элементы
Систематизировать новые знания можно также с помощью заданий на группировку. Это уже уровень применения знаний, а не просто понимания.
Исходный вариант: уровень «Понимание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Применение»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Заполнить пропуски в тексте
Ещё один способ практики извлечения, которая помогает запомнить новую информацию (и заодно проверить, как студенты её запомнили и правильно ли поняли её) — заполнение пропусков в тексте. В таком задании они не просто воспроизводят изученное, но и применяют эти знания. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Понимание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Применение»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Распределить элементы по порядку
Чтобы побудить учащихся анализировать новую информацию (и тем самым лучше понять и усвоить её), предложите такое задание, где им нужно обосновывать ход своих рассуждений. Благодаря этому можно будет обнаружить ошибки в понимании при проверке заданий, а сами студенты в процессе выполнения лучше разберутся в теме. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Применение»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Анализ»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Составить кроссворды
В отличие от решения кроссворда, где студенту нужно лишь вспомнить термины и их определения, для составления требуется глубоко проработать материал и структурировать его, чтобы подобрать точные определения, а также проявить креативность. Такое задание можно поручить студентам как индивидуально, так и в парах или небольших группах. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Знание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Применение» (и частично «Анализ»)

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Найти ошибки
Анализировать новую информацию помогают также задания на выявление ошибок. Пример задания:
Исходный вариант: уровень «Понимание»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Новый вариант: уровень «Анализ»

Изображение: Юлия Зайдель / Skillbox Media
Как побудить студентов применять знания на практике
Переупаковки вопросов и упражнений в более интерактивные и интересные форматы недостаточно для создания хорошего курса, если в нём нет практики. Без неё зачастую невозможно достигнуть образовательных результатов.
Хорошо работают практические задания в формате проектной деятельности — она особенно важна в курсах для обучения профессиям, так как лучше всего имитирует реальную рабочую практику. К тому же из успешно выполненных проектов студент сможет составить портфолио, что в разы повысит его шансы найти работу по новой профессии.
Однако практика важна не только в обучении профессиям, но и в программах по научным дисциплинам, и даже в просветительских и развивающих (например, по истории, культурологии, философии). В таких случаях практика просто принимает иные формы. Если цель курса — не сформировать узкопрофессиональный навык, а развить понимание, критическое мышление, способность применять изученное в новых контекстах, то практика становится инструментом активного усвоения знаний.
Например, в курсе про эволюцию можно предложить задание, в котором студенты прогнозируют, какие необходимые мутации должны появиться у гипотетического существа и закрепиться у его потомков в изменившихся определённым образом условиях среды, чтобы повысилась приспособленность вида. А в курсе по истории религий — задание, в котором студенты должны сравнить ритуальные практики разных этносов и выявить общие архетипы, лежащие в их основе.
Обязательно запрашивайте практические задания у экспертов или руководителей программы либо разрабатывайте самостоятельно на основе теоретических материалов, если позволяет уровень вашей экспертности в теме.
На основе нашего опыта мы составили перечень универсальных типов практико-ориентированных заданий, которые можно реализовать в курсах разных направлений. Примеры даны для курсов по профессиям.
Проектная практика
Цель задания: применить знания комплексно в условиях, приближенных к реальным.
Задача учащегося: интегрировать полученные знания в создании целостного продукта, алгоритма или плана.
Например, в курсе «Нутрициология» такое задание выглядит как составление индивидуального рациона питания для вымышленного клиента, чья ситуация описана на основе реальных кейсов из практики экспертов-нутрициологов. Студент получает анкету клиента, в которой указаны его цели и пожелания, пол, возраст, рост, вес, окружность талии и бёдер, режим труда и отдыха, уровень физической активности, проблемы со здоровьем, вредные привычки, пищевые привычки, ограничения и предпочтения. Задача — разработать рацион с учётом всех вводных, дать общие рекомендации и посоветовать посещение профильных специалистов, если необходимо.

Несколько идей, каким может быть подобное задание для курсов других направлений:
- Электронная коммерция: создание плана запуска интернет-магазина.
- Дизайн интерьеров: создание дизайн-концепции интерьера.
- Программирование на Python: создание цифрового мини-продукта (например, телеграм-бота или простого веб-приложения).
Инструментальная практика
Цель задания: сформировать устойчивые паттерны профессионального поведения и системный подход к решению типовых рабочих задач.
Задача учащегося: разработать стандартизированный инструмент для будущей работы.
В курсе «Нутрициология» таким заданием стало создание чек-листа для первичной консультации клиентов. Составляя его, студенты обобщают и применяют знания о том, что включает в себя консультационная деятельность, и они не должны упустить ни одного важного этапа — от установления контакта и сбора анамнеза до анализа собранных данных и планирования дальнейших шагов.
Идеи, каким может быть подобное задание для курсов других направлений:
- Электронная коммерция: создание чек-листа SEO-оптимизации карточки товара.
- Дизайн интерьеров: создание чек-листа для встречи с клиентом.
- Программирование на Python: создание чек-листа по написанию элементов программы.
Аналитическая практика
Цели задания: развить критическое мышление в контексте решения профессиональных задач, научиться делать обоснованные выводы на основе данных.
Задачи учащегося: проанализировать данные, выявить проблемы и предложить их решения.
Пример из курса «Нутрициология» — анализ лабораторных показателей и коррекция рациона клиента. Студент получает результаты анализа крови клиента (например, общий анализ крови, гормоны щитовидной железы, железо, ферритин, глюкоза и так далее). Задача — интерпретировать эти данные, предположить причины отклонений от референсных значений, предложить корректировки в питании и дать рекомендации по образу жизни, а также порекомендовать посещение профильных специалистов, если необходимо.
Идеи, каким может быть подобное задание для курсов других направлений:
- Электронная коммерция: анализ воронки продаж интернет-магазина.
- Дизайн интерьеров: анализ планировочного решения квартиры.
- Программирование на Python: тестирование программы на ошибки.
Коммуникативно-просветительская практика
Цель задания: систематизировать знания с помощью практики «объясни другому», проверить точность и глубину собственного понимания материала.
Задача учащегося: адаптировать профессиональную информацию для неспециалистов, создав понятный структурированный материал для внешней аудитории.
В курсе «Нутрициология» это задание выглядит как подготовка памятки для клиентов. Студентам нужно ясно и лаконично донести до неспециалистов информацию, которую они изучили ранее: с объяснениями «на пальцах» и понятными примерами. Тему они выбирают из предложенных вариантов — например, «Как повысить уровень железа без добавок» или «Правила приёма пробиотиков».

Каким может быть подобное задание для курсов других направлений:
- Электронная коммерция: создание памятки для тех, кто открывает свой первый интернет-магазин.
- Дизайн интерьеров: создание памятки для клиентов перед началом ремонта.
- Программирование на Python: создание памятки для тех, кто составляет техническое задание для разработчика.
В следующей статье мы расскажем, как добавить курсу ещё больше пользы и ценности, разработав на основе имеющегося контента дополнительные материалы для студентов, внедрить «живые» вебинары, наладить коммуникацию между студентами на курсе и создать систему обратной связи.
Читайте также:
- Разработка учебных тестов: инструкция, как это сделать
- Как составить отличное задание для студентов онлайн-курса: гайд для начинающих методистов
- Как превратить тесты в инструмент запоминания, а не только оценивания
- Эксперты объяснили, какие проверочные задания стоит давать студентам в эпоху ИИ
- Как разработать эффективные практические задания для курса по модели CCAF