Образование
#новости

Как ИИ изменит образование в обозримом будущем: мнение эксперта из МГУ

Речь о проверке домашних заданий, индивидуальном подборе учебного контента и прочей персонификации обучения.

Об этом в интервью «Газете.ru» рассказала руководительница направления прикладных образовательных проектов Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М. В. Ломоносова Инга Николаева.

Как искусственный интеллект связан с персонификацией обучения

По словам эксперта, в течение ближайших десяти лет система образования должна стать более ориентированной на личность человека, учитывать его интересы, склонности, а также индивидуальные особенности восприятия контента. Она уточнила, что в этом процессе немалую роль играет искусственный интеллект (ИИ).

Эксперт уточнила, что всё идёт к возникновению персонифицированных учебных программ для школьников и студентов.

«На текущий момент к персонализации траекторий — программ — мы только подходим: появляются стартапы и проекты с сильными ИИ-алгоритмами, способные работать с большими объёмами данных. Однако говорить, что будет просто, нельзя. Есть ряд критичных сложностей, преодоление которых необходимо», — добавила Николаева.

Какие в этой сфере есть сложности

Собеседница издания перечислила главные трудности, связанные с персонификацией обучения. Прежде всего она указала на то, что пока алгоритмы в очень ограниченном объёме работают с результатами освоения программ учащимися. Кроме того, необходимо уйти от больших модулей — обучающие компоненты должны становиться компактнее. Каждый из них должен составлять один урок или лишь его часть. Иначе программу просто невозможно сделать адаптивной.

Наконец, третья проблема в том, что необходимо интегрировать информационные системы школ, вузов, учреждений допобразования, образовательных онлайн-платформ, а также централизованно обрабатывать данные из них. Дело в том, что персонализация должна проходить комплексно, а не в рамках какого-то одного сегмента.

«Хотя ранее я назвала эти барьеры критичными, мы видим, как уверенно развиваются IT-продукты, образовательные организации, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области персонализации образовательных программ. Поэтому ожидания в данной области в перспективе пяти-семи лет у нас исключительно позитивные», — отметила Николаева.

Как ИИ будет помогать при проверке работ учащихся

По словам Николаевой, в будущем проверка домашних заданий и экзаменационных работ может стать автоматизированной. Более того, эксперт считает, что для этого нужны относительно простые алгоритмы, так как проверка заданий зачастую сводится к сопоставлению ответов учащихся с верными вариантами.

«Проверка домашних заданий и экзаменационных работ чаще всего не требует глубокого понимания контекста, а ИИ-алгоритмы способны выстраивать взаимосвязи, обрабатывать и анализировать даже сложные тексты», — пояснила спикер.

Однако она напомнила, что проверка работ не ограничивается выставлением оценок. Помимо прочего, ученикам нужно давать обратную связь, чтобы они понимали, как развивать свои знания и умения.

Как технологии могут дополнить работу учителя уже сегодня

Эксперт подчеркнула, что искусственный интеллект вряд ли сможет полностью заменить педагогов. Однако уже сейчас разработки на его основе могут быть полезными помощниками учителя.

Например, учителям часто не хватает времени, чтобы подобрать материалы для закрепления конкретных тем. А вот ИИ легко может с этим справиться.

«Если по результатам ученика видно, что у него трудности, скажем, с последовательностью действий, но нет проблем с самими арифметическими действиями, то ИИ может порекомендовать ему дополнительные материалы, подсказать отрывок, в котором учитель объяснял эту тему, подобрать примеры для тренировки, то есть всячески помочь ученику разобраться, сколько бы времени ему на это ни потребовалось», — уточнила Николаева.

В таком случае ребёнок разберётся в пройденном материале, а педагог сможет проанализировать, с какими сложностями чаще всего сталкиваются его подопечные и какие темы вызывают особые затруднения. А это поможет оперативно скорректировать процесс обучения.

Кстати, ещё в прошлом году Минпросвещения пообещало, что искусственный интеллект начнёт подбирать учебный контент для уроков к 2023 году. Уточнялось, что это станет возможным благодаря сервису «Цифровое портфолио учащегося».

А в декабре правительство утвердило документ, касающийся стратегического направления в области цифровой трансформации образования. В нём перечислен целый ряд сервисов, которые должны появиться в арсенале педагогов, учащихся и родителей в 2022–2023 годах. Например, учителя смогут использовать не только портфолио учащихся, но ещё и библиотеку цифрового образовательного контента. Кроме того, они получат цифрового помощника, благодаря которому проверка домашних заданий и планирование образовательных программ станут автоматизированными.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована