Образование
#статьи

Как идея персональных образовательных стратегий превратилась в продукт премиум-класса

Основательница уникального проекта рассказывает историю его появления и развития.

Иллюстрация: Chris Allen / Wikimedia Commons / freepik / KamranAydinov / DC Studio / Freepik / Cheung Yin / Derek Story / Pew Nguyen / Denys Nevozhai / Muhammed Mustapha / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Step by Step

Суть проекта

Разработка и реализация индивидуальных образовательных стратегий на основе целей, интересов, особенностей и потребностей ребёнка


Год запуска

2022


СсылкА


В 2022 году Ольга Зарубина с партнёрами запустила уникальный проект, который строится на идее о том, что в центре качественного и эффективного образования всегда находится ученик — его потребности и интересы, особенности личности и психологическое благополучие. С этой целью команда проекта Step by Step разрабатывает для клиентов (точнее, как правило — для их детей) индивидуальные образовательные стратегии и помогает их реализовывать. Стоит такая услуга, по словам Ольги, не просто дорого, а очень дорого и рассчитана на довольно узкую целевую аудиторию, продвижение в которой происходит исключительно по личным рекомендациям. Однако спрос на эту услугу есть.

Ольга Зарубина рассказала Skillbox Media:

Как появилась идея проекта Step by Step

Потребность в персонализированном образовании возникла у меня, пожалуй, с детства — пусть тогда она и была неосознанной. Традиционный подход, согласно которому центральная роль в обучении отведена педагогу, а ученику нужно лишь осваивать программу и впитывать знания, всегда казался мне сомнительным. Когда у меня появились свои дети, вопросов к сфере образования стало ещё больше. С тех пор как я сама была ученицей, какие-то аспекты улучшились, но многие фундаментальные вещи остались неизменными. Так сформировался мой основной мотив — мне хотелось изменить ситуацию и повысить качество детского образования. Каким образом? Путём максимальной персонализации образовательной траектории.

Известные мне проекты, как российские, так и зарубежные, не воплощали эту идею до конца. Это обычно «точечные» решения — например, есть профориентационное консультирование и есть репетиторские услуги. Они способны выполнить чёткий запрос — допустим, помочь с поступлением в хороший зарубежный вуз, — но ни один из них не ставит целью подобрать для ребёнка наилучшую траекторию, которая всесторонне учитывала бы его личный выбор, интересы, потребности.

Если услуга заключается в помощи в поступлении в зарубежный университет, то в подобных сервисах работа обычно происходит так: по запросу семьи составляют длинный список вузов, который сокращают после диагностики знаний и навыков абитуриента, учёта обстоятельств семьи.

Этот список делят на три категории в зависимости от приоритетности и сложности поступления: вот идеальные варианты, вот оптимальные и вот самые доступные. После этого помогают семье подать документы — и всё.

При этом не поднимается вопрос: а что абитуриент знает про конкретный университет? Понимает ли он в принципе, какие у него есть варианты? Подойдёт ли ему больше университет, где в фокусе научная деятельность, или нацеленный на предпринимательство? Если у абитуриента есть запрос на узкую специализацию — в каких вузах работают самые крутые профессора в этой области? Даже то, будет ли ему комфортнее учиться в большом городе или маленьком, имеет значение!

Ни один из известных мне проектов не занимается подобными вопросами. Однако к реализации этих идей в собственном я пришла не сразу.

В 2020 году я перевела своих детей на семейное образование, выстроила для них индивидуализированный образовательный процесс с помощью репетиторов и тьютора. С одним из них мы обнаружили общий интерес к идее персонализации образования. И когда этот человек открыл свой бизнес в этом направлении, мы с супругом в него инвестировали. Правда, через некоторое время мы идеологически разошлись: наш партнёр стал больше фокусироваться на прибыльности проекта и меньше — на инновациях, качественных изменениях, исследованиях. Так я поняла, что для полноценного воплощения моей идеи мне нужно заняться этим самостоятельно.

С чего началась работа над проектом

Я не проводила предварительный анализ потенциальной целевой аудитории, не изучала, насколько востребована моя идея. Чтобы начать работу, мне хватило личной внутренней уверенности, что такой проект нужен миру.

Фото: Olena Yakobchuk / Shutterstock

Начала я в 2022 году с подбора команды. Во многом мне помогал и продолжает помогать супруг — у него за плечами большой предпринимательский опыт, он основатель «Еаптеки» и один из акционеров сети аптек «А5». Он стал партнёром в Step by Step. Ещё мне очень повезло в самом начале пути встретить человека, который тоже стал моим партнёром, — это кандидат наук, который учился в России, Великобритании и США, написал множество научных статей и имеет глубочайшие знания о процессах обучения детей и взрослых. То, что мы встретились, я считаю огромной удачей. И вместе с этим человеком в команде появились ещё шестеро профессиональных участников: тьюторы, эксперты по подбору зарубежных и отечественных учебных заведений, академический директор.

Около полугода у нас ушло на то, чтобы собрать первую концепцию продукта и начать её тестировать. Наш продукт — это индивидуальная образовательная стратегия, прежде всего для ребёнка или подростка. Мы с самого начала придерживались идеи, что такая стратегия должна быть всесторонней и целостной. Её центром является ребёнок, и она объединяет в себе всё, что может влиять на образовательный процесс: семейную систему, психологическое состояние ребёнка, уровень его субъектности и знаний, интересы. Как и в первом моём проекте по организации персонализированного обучения, тестирование нового продукта снова происходило на моих детях — мы начали с того, что разработали стратегии для них.

Потом, в августе 2022 года, мы разработали несколько стратегий для близкого круга друзей и знакомых, и постепенно с помощью сарафанного радио к нам стали приходить клиенты. За первый год работы в Step by Step обратились около 20 семей. Основными запросами были поступление в школу (в конкретное учебное заведение по желанию семьи или после подбора подходящих вариантов), поиск и возврат учебной мотивации, исследование интересов ребёнка. Моя гипотеза, что индивидуальные образовательные стратегии будут востребованы, оказалась верной.

На второй год число учеников, с которыми работает команда проекта, выросло до 50. К концу 2024-го, по нашим ожиданиям, их станет более 100.

Как организовали работу в Step by Step

Сотрудники моей команды живут в разных точках мира, и для меня серьёзным вызовом стала организация работы с учётом этого фактора. Примерно через полгода число сотрудников увеличилось до 17 человек. Костяк команды довольно быстро сработался, коммуникация наладилась. Но уже на следующем этапе, когда команда выросла до 35 человек, стало ощущаться, что информация где-то фрагментируется, некоторые процессы начали дублироваться, а люди — переживать, что они не всегда в курсе, что происходит в компании. Поэтому мы решили пересмотреть организационную структуру и выстроить модель управления, подходящую под наш продукт.

Этой моделью стала матричная оргструктура — согласно ей, сотрудники подчиняются как руководителям своих подразделений, так и продуктовым руководителям, в чьи команды входят люди из разных отделов.

Фото: Perfect Wave / Shutterstock

Процесс перехода к этой структуре мы начали в январе 2024 года и продолжаем до сих пор. Это сложная задача: в компании появились новые роли, и нужно было найти соответствующих специалистов, интегрировать их в команду. Например, у нас раньше не было продуктологов, они появились только в этом году. Каждый из этих специалистов отвечает за отдельный продукт — индивидуальные образовательные стратегии для определённого возраста, например для 10–13 лет или для 15–18. Строго говоря, это один и тот же продукт, просто он приобретает возрастную специфику.

В итоге сейчас наша система выглядит так: продуктолог руководит сразу несколькими командами, работающими над одним продуктом, а каждая команда состоит из тьютора, психолога, академического аналитика, аналитика образовательных траекторий, аналитика карьерной навигации. С каждым ребёнком, которому нужно выстроить образовательную стратегию, работает такая команда.

Продуктолог для нас — это человек, который смотрит на индивидуальную образовательную стратегию комплексно: и как на траекторию развития отдельно взятого ребёнка, и как на образовательный продукт в широком понимании. Наши продуктологи имеют по несколько высших образований, глубоко разбираются в психологии, педагогике, поступлении, построении карьеры.

Каждый продуктолог в Step by Step — это в первую очередь эксперт по определённому возрасту и хорошо понимает, чем, например, 15-летние подростки отличаются от 12-летних и как нужно выстраивать работу с теми и другими. И уже во вторую очередь это специалист по продукту в традиционном понимании, который устанавливает бизнес-метрики и следит за достижением показателей.

Также с ростом команды стало ясно, что одной лишь хорошей идеи для эффективной работы недостаточно. Возникла острая потребность в чёткой формулировке нашей образовательной модели — каких принципов и ценностей мы придерживаемся, как и зачем мы работаем. Мы разработали концепцию этой модели и сейчас продолжаем её наполнять и улучшать.

Чтобы поддерживать коммуникацию и обмен опытом в команде, раз в полгода мы проводим двухнедельные офсайты — корпоративные выезды для совместной очной работы и обучения, стратегического планирования и просто общения. Недавно вернулись из поездки в Ереван, где посещали школы и другие образовательные проекты, знакомились с их руководителями.

Фото: JLco Julia Amaral / Shutterstock

Сейчас наша команда состоит из 58 штатных специалистов и внешних экспертов, с которыми мы регулярно сотрудничаем. Из расширенного первичного состава половина сотрудников продолжает работать в компании, чем я очень довольна.

Что мы называем индивидуальной образовательной стратегией

Итак, наш продукт — индивидуальные образовательные стратегии. В основном — для подростков от 12 до 18 лет, которые выбирают профессию и вуз, готовятся к поступлению, реже — для взрослых. На данный момент самым младшим нашим клиентом стал шестилетний ребёнок, а самым старшим — 45-летний человек. Иногда обращаются молодые люди от 20 до 30 лет, которым нужна поддержка, чтобы сменить учебное заведение или карьерный трек, выбрать магистратуру или аспирантуру.

Под образовательной стратегией мы понимаем набор последовательных шагов и вариативных действий, которые проектируются с учётом индивидуальных особенностей и потребностей конкретного человека и приводят его к конкретной образовательной цели. Мы не только создаём индивидуальные образовательные стратегии, но и реализуем их. То есть помогаем осуществлять те самые шаги, которые нужны для достижения цели. В команде Step by Step есть преподаватели по всем предметам, и если ребёнку нужно подтянуть знания по образовательной программе, он может брать уроки у наших педагогов. В отличие от занятий с внешними репетиторами, в этом случае академический аналитик, работающий над конкретным кейсом, может контролировать не только то, чему учится ребёнок, но и как он учится, — чтобы это было эффективно, интересно и находилось в зоне ближайшего развития.

В нашем понимании образовательная стратегия — это комплексный продукт. Чтобы создать её для ребёнка, нужно исследовать его личность, учебные достижения, психологические особенности, выяснить, какие у него интересы, что он уже пробовал и что хочет попробовать. Насколько глубоко мы «копаем», зависит от возраста. Мы обязательно учитываем и планы семьи — например, куда они планируют поступать, рассчитывают ли на переезд. После диагностики и сбора информации составляем объёмную картину — какие траектории подойдут для дальнейшего развития конкретного ребёнка.

Правда, сам термин «индивидуальная образовательная траектория» пока не слишком популярен и зачастую непонятен родителям. Поэтому для простоты восприятия мы указываем у себя на сайте типичные запросы, которые входят в разработку комплексной стратегии — это, например, поиск и возврат мотивации ребёнка к учёбе, профессиональное самоопределение, поступление в подходящую школу или университет.

Оформляем мы разработанную стратегию в виде презентации на 100 с лишним слайдов. Команда презентует её родителям и ребёнку.

Изначально мы разрабатывали только комплексные образовательные стратегии, а недавно выделили ещё два самостоятельных продукта. Первый из них — содействие в поиске и выборе школы, зарубежной или российской. Школа в России может быть как частной, так и государственной, это зависит от пожеланий родителей и ребёнка.

Фото: INNERVisuals / Shutterstock

Иногда семьи приходят с запросом «Хотим сменить школу, и нам нужны варианты», иногда планируют поступление в конкретную школу, а бывает и так, что вовсе не озвучивают запрос на смену учебного заведения. В любом случае мы начинаем работу с определения того, какая образовательная среда будет оптимальной для ребёнка — комфортной, отвечающей его потребностям и способствующей его развитию. И если текущий процесс обучения в школе этому не соответствует, то мы предложим семье сменить учебное заведение и вместе подберём подходящие варианты.

Второй самостоятельный продукт — академическая поддержка школьников. В неё входят диагностика, занятия с нашими педагогами и регулярный мониторинг успеваемости. Ещё планируем выделить карьерную навигацию — это направление для детей от 13 лет, которое строится на последовательном исследовании профессиональных интересов ребёнка. Он включает в себя стажировки, личные проекты, общение с экспертами. Такое исследование и работа в области интереса способны привести ребёнка к осознанному поступлению в вуз и помогают написать яркое мотивационное письмо (что играет важную роль при поступлении в зарубежный университет).

Работаем мы полностью онлайн. В работе используем инструменты с доказанной валидностью — например, для детей помладше применяем опросник академической саморегуляции Р. Райана и Дж. Коннела, для подростков — шкалы оценки своей компетентности С. Хартер, позитивного и негативного аффекта, общей самоэффективности. С ребятами от 15 лет также используем методики Strong Interest InventoryMBTI и CliftonStrengths на официальных платформах. Наши сотрудники проходят обучение и сертификацию по тому, как применять эти опросники и анализировать результаты.

Кто наши клиенты и как мы их привлекаем

Так как с каждым клиентом индивидуально работает целая команда из 3–5 специалистов, продукт Step by Step стоит очень дорого — работа с нами обходится клиентам в сумму более миллиона рублей в год. Поэтому наша целевая аудитория — это семьи, которые готовы инвестировать значительные суммы в индивидуализацию образования своих детей.

Я уверена, что однажды персонализация образования станет доступной для широкой аудитории, и реализовать это помогут технологии искусственного интеллекта. Пока же удешевить этот процесс не получается, потому что в нём очень много «ручного» труда экспертов высокого уровня.

Наши типичные клиенты — это люди, которые владеют своим бизнесом или занимают позиции топ-менеджеров в крупных компаниях. Они сами получили качественное образование в топовых школах и университетах мира, причём зачастую у них не стандартная образовательная траектория, а что-то необычное и интересное. Около 40% из них либо уже живут и обучают детей за границей, либо планируют переезд в другую страну ради образования.

В семьях наших клиентов в среднем по два-три ребёнка, и родители желают дать каждому лучшее, что только может предложить сфера образования. Они держат руку на пульсе, интересуются трендами, но чувствуют растерянность, потому что вариантов сейчас очень много, а они хотят выбрать то, что лучше всего подойдёт именно их ребёнку. Этот запрос родители редко формулируют именно как потребность в индивидуальной образовательной стратегии. Но когда они приходят на первые встречи и мы рассказываем, что именно мы делаем, многие говорят: «О, это именно то, что мы хотели, просто не знали, как это называется».

Часто бывает, что родители запрашивают встречу нашей команды напрямую с ребёнком — и только если тому всё понравилось, они оплачивают разработку стратегии, и мы начинаем работу.

Большинство клиентов узнают о нас благодаря сарафанному радио — приходят по рекомендации друзей и знакомых. Второй по значимости канал привлечения клиентов — это личные рекомендации сооснователей и эдвайзеров проекта. Никаких других маркетинговых стратегий мы не используем.

Почему подразделения в Step by Step мы назвали лабораториями

Как я уже упоминала, предыдущий проект, в который мы инвестировали, меня разочаровал — в его рамках не получилось сделать в сфере персонализированного образования что-то суперценное и качественное.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Такая цель требует доказательного подхода к образованию, а следовательно — большого количества исследований. Поэтому в Step by Step за все основные направления работы отвечают лаборатории — карьерной навигации, академических решений, образовательных траекторий. И недавно мы открыли лабораторию психологической поддержки, хотя сама роль психолога была у нас изначально.

Слово «лаборатория» в названии подразделений призвано каждый день напоминать их руководителям, что для того, чтобы хорошо делать свою работу, нужно исследовать новые практики, внедрять и комбинировать лучшие из них. Всё это для того, чтобы ребёнок не просто подтянул оценки, а учился осознанно и с удовольствием, находясь в своей зоне ближайшего развития. Чтобы абитуриент не просто поступил в вуз, а проявил свою субъектность, с нашей помощью проанализировал варианты и сделал собственный выбор, о котором не будет жалеть впоследствии.

Лидерам лабораторий нужно очень много общаться между собой, потому что наш продукт композитный, и разные компоненты образовательной стратегии не могут действовать параллельно — они переплетаются, обогащая друг друга. Например, перед тем, как мы включим в образовательную стратегию некоторое количество академических предметов, нам важно услышать мнение психолога. Если психолог, пообщавшись с ребёнком, скажет, что для повышения учебной нагрузки сейчас не очень хорошее время — это снизит учебную мотивацию школьника или даже приведёт к выгоранию, — то аналитик из лаборатории академических решений к этому прислушается. И скорректирует предложение о количестве учебных занятий сообразно тому, как себя чувствует ребёнок.

Стоит сказать, что из-за фокуса на исследованиях, разработке образовательных решений и привлечении высококвалифицированных специалистов, которые требуют больших вложений, наш проект всё ещё остаётся инвестиционным и пока не вышел на самоокупаемость. При ином подходе мы пришли бы к ней где-то к ноябрю 2023 года.

Как работа в проекте трансформировала специалистов-сотрудников

Специалисты, которые начали работать в нашем проекте, на мой взгляд, прошли значительную профессиональную трансформацию. Так как проект Step by Step по-своему уникальный, мы преобразовали и адаптировали под себя многие привычные роли. Например, у наших тьюторов гораздо меньше свободы в работе, чем у их коллег, ведущих частную практику или даже работающих в школах.

Дело в том, что тьютор, как и другие роли в Step By Step, выполняет чётко определённые функции внутри процесса разработки и реализации образовательной стратегии — это важно для того, чтобы поддерживать стабильное высокое качество работы специалистов и прогнозировать образовательные результаты наших учеников.

Чтобы это получилось, мы не можем отпустить сотрудников в «свободное плавание», несмотря на то, что каждый из них сам по себе крутой специалист — скажем, тьютор, психолог или карьерный навигатор. Каждый человек в команде отвечает за один фрагмент образовательного процесса, а нам нужно, чтобы все фрагменты чётко сложились в единый пазл. Поэтому мы создали методику, стандарты и регламенты, которые помогают получить достаточное количество данных, проанализировать их, обработать и по итогу коллективной работы создать индивидуальную образовательную стратегию.

Наши специалисты и сами обязательно учатся, каждый новичок проходит онбординг.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Также мы отправляем сотрудников учиться продуктовому подходу, проектированию образовательного опыта на курсе у нашего официального партнёра School of Education, коучингу в Международном Эриксоновском университете коучинга.

Как в Step by Step оценивают результаты работы

С момента запуска в 2022 году на сегодня мы разработали более 100 комплексных образовательных стратегий, с помощью которых уже порядка 30 детей и подростков поступили в желаемые школы и вузы за рубежом и в России.

У нас молодой проект, и долгосрочные результаты пока оценить сложно, но для меня большим успехом будет увидеть через несколько лет, как наши самые младшие ученики, благодаря команде Step by Step, найдут свой уникальный образовательный путь и придут к осознанному поступлению в университет, чувствуя себя счастливыми и уверенными.

Оценивая эффективность работы, сейчас мы ориентируемся, во-первых, на уровень внутренней мотивации ребёнка — чувствует ли он ответственность за свой образовательный путь, пользуется ли возможностью влиять на него. Во-вторых, на результативность — насколько решения в рамках стратегии приводят к поставленным образовательным целям. Например, ребёнок сдал экзамены на желаемые баллы, поступил куда хотел, защитил проект. В-третьих, на климат в семье, потому что система отношений между родителями и детьми — это область, которую мы тоже затрагиваем в работе. И если отношения улучшаются, это для нас очень важный показатель.

Всё это мы оцениванием с помощью мониторинга показателей вовлечённости, динамики академической нагрузки, уровня внутренней мотивации и отзывов родителей и самих детей. Смотрим, при каких обстоятельствах мы завершили сотрудничество с семьёй, советуют ли нас знакомым. И конечно, напрямую измеряем показатели, которые помогают управлять бизнесом и продуктом — например, CRR и CSI.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована