Как добиться, чтобы класс вас слушался и лучше учился? Много хвалить и меньше отчитывать!
Серьёзно: безусловная польза такой стратегии научно доказана. Есть даже специальная система управления классом, которая на этом строится.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
В последнее время в педагогике стали обращать всё больше внимания на позитивные стратегии управления классом — такие как соотношение похвалы и негативных высказываний (англ. Praise-to-Reprimand Ratio), то есть выговоров и одёргиваний вроде: «Сколько можно повторять?», «Перестань делать это!», «Последнее предупреждение!» и так далее. Суть этой стратегии в том, что учитель стремится повысить количество одобрительных и поощрительных высказываний в адрес учеников по сравнению с количеством негативных замечаний.
Рассчитывается соотношение так: общее количество похвалы делится на сумму всех высказываний — и похвалы, и выговоров. А результат по традиции представляют тем, сколько позитивных высказываний приходится на одно негативное.
Есть данные, что учителя хвалят учеников довольно редко, а гораздо чаще отчитывают, то есть соотношение похвалы и негативных высказываний обычно меньше, чем 1:1. В разных источниках рекомендуют достичь целевых значений от 3:1 до 5:1 — то есть чтобы на один выговор приходилось 3–5 позитивных высказываний. Однако некоторые исследователи считают, что лучше всего не стремиться к конкретной пропорции, а действовать в зависимости от обстановки в классе и поведения учеников.
Как в зависимости от этой стратегии меняются поведение и успехи школьников? В каком-то смысле это может зависеть от их возраста.
Что известно о влиянии соотношения похвалы и негативных фраз на детей и подростков
В 2020 году коллектив американских исследователей выяснил, что стратегия, когда похвалы больше, чем негативных высказываний, действительно улучшает поведение младшеклассников — они сильнее вовлекаются в учёбу и прилагают больше усилий, выполняя задания. А какого-то оптимального порога действительно нет — чем больше похвалы получали дети, тем лучше они себя вели на уроках.
Ранее исследователи обнаружили, что похвала особо полезна для младшеклассников в группе риска — у которых уже наблюдаются признаки поведенческого и/или эмоционального расстройства. Но как раз таких детей учителя хвалят ещё реже, чем нормотипичных. Чтобы достичь уровня поведенческой вовлечённости, который демонстрируют их сверстники без расстройств, ученикам в группе риска потребовалось соотношение похвалы и выговоров 9:1.
А что можно сказать о соотношении похвалы и негативных высказываний в средней школе? Ведь контекст обучения в это время сильно меняется. Вместо одного учителя теперь несколько разных — и у каждого свой стиль общения, свои методики обучения и требования к ученикам. Значительно возрастает и учебная нагрузка. И всё это совпадает с личными изменениями: ребёнок становится подростком, самоутверждается как личность, проверяет на прочность установленные границы и вдобавок переживает гормональные бури.
Из-за этого у учеников средних классов зачастую снижается мотивация и успеваемость, возникают проблемы с поведением. А учителям приходится как-то управлять неуправляемыми и незаинтересованными в учёбе подростками, пытаясь вести урок. Причём резкие высказывания и строгий тон зачастую оказываются неэффективны и даже усугубляют проблему. Это закономерно вызывает у учителя стресс и приводит к риску эмоционального выгорания.
Так каким может быть «оптимальное» соотношение похвалы и негативных высказываний в такой сложный период? Это попытался выяснить в 2021 году коллектив исследователей из США. Рассказываем, к каким выводам они пришли.
Читайте также:
Как проходило исследование
В исследовании приняли участие 628 учеников 6–8-х классов из пяти американских школ, а также 28 учителей — то есть каждый из них вёл уроки примерно у 23 школьников. Предметы были самые разные, от математики до литературы. 75 подростков, участвующих в исследовании, по результатам отбора определили в группу риска (у них наблюдались признаки эмоциональных и поведенческих расстройств), и в каждый класс включили по 2–3 таких ученика.
Половину учителей, занятых в исследовании, обучили специальной системе управления классом под названием CW-FIT. Эту систему разработали в Канзасском университете, и она направлена на то, чтобы улучшить поведение и повысить учебную вовлечённость учеников. Она предполагает, что на специальных уроках детям демонстрируют желаемые модели поведения, а также включает групповую работу, постановку целей и награды за их достижение. В том числе CW-FIT подразумевает регулярную похвалу — как инструмент позитивного подкрепления. Обученным педагогам поручили внедрить эту систему в своих классах на время эксперимента — на два месяца.
Другую половину учителей включили в контрольную группу, и они взаимодействовали с классами как обычно.
Ещё до начала эксперимента, в течение пары недель исследователи три раза посещали уроки каждого учителя, по 20 минут наблюдая за обстановкой в классе и фиксируя, как ведут себя ученики и учитель в естественной среде. Они отслеживали, выполняют ли школьники указания педагога во время занятий — например, переписывают ли формулы с доски, решают ли примеры, дискутируют ли с напарником. Для этого класс произвольно делился на 4–6 групп (например, один ряд парт — одна группа), и каждые 30 секунд наблюдатель записывал статус каждой группы: работает она над заданием или нет.
Если хоть один ученик в группе занимался чем-то посторонним в момент наблюдения, вся группа получала пометку «не работает». Поведение учеников из группы риска отслеживалось индивидуально. По итогам наблюдений исследователи рассчитали средние показатели в процентах, где 100% означает, что все ученики в каждый момент времени были сосредоточены на задании. Так зафиксировали базовый уровень вовлечённости.
Также исследователи отмечали каждый случай нарушения дисциплины — когда кто-то шумел, бросал предметы, толкал соседа или как-то ещё мешал учителю и одноклассникам. Помимо этого, наблюдатели фиксировали, как часто педагог хвалит учеников или делает им замечания и выговоры. Учитывались именно прямые словесные высказывания, позитивные и негативные, вроде «Отличная работа, Билли!» или «Сэм, хватит отвлекать Ким!». Нейтральные высказывания, такие как указание на ошибку в ответе, а также невербальная коммуникация (например, улыбка или суровый взгляд) не учитывались.
Уже во время самого эксперимента наблюдатели провели в каждом классе такую же процедуру ещё шесть раз, чтобы сравнить полученные данные с базовым уровнем и выявить закономерности.
Как соотношение похвалы и негативных высказываний влияет на поведение и успеваемость
По первоначальным данным, собранным до внедрения системы CW-FIT в экспериментальных классах, заметных различий между двумя группами не обнаружилось — как по показателю вовлечённости в занятие (он составил около 40%), так и по нарушениям дисциплины. Среднее соотношение похвалы и выговоров в классах из экспериментальной группы составило 1:9, то есть на одну похвалу приходилось девять замечаний. В контрольной группе — 1:4, или четыре замечания на одну похвалу.
После внедрения системы CW-FIT в экспериментальной группе учителя стали гораздо чаще хвалить учеников, и самое высокое соотношение похвалы и выговоров составило 1:1, то есть одно позитивное высказывание на одно негативное.
Подтвердилось, что увеличение количества похвалы действительно улучшает поведение, как класса в целом, так и самых «проблемных» учеников. В экспериментальной группе показатель вовлечённости подростков в учебную активность повысился на 60–70% и в некоторых классах достиг 98% — это означает, что практически всё время урока (по крайней мере, той его части, которую наблюдали исследователи) ученики не отвлекались на посторонние занятия и прилежно выполняли указания учителя.
Влияние похвалы на поведение учеников средней школы оказалось сильнее влияния на поведение младшеклассников, которое исследователи изучали ранее. Поэтому учёные предполагают, что даже в отрыве от других практик, которые предусматривает система CW-FIT, соотношение «одна похвала на одно замечание» уже само по себе способно повысить вовлечённость во время занятий до 60%.
Более того, когда учителя достигли того же соотношения похвалы и выговоров, ученики, имеющие проблемы с поведением, стали нарушать дисциплину примерно в два раза реже. Наблюдаемая связь, по словам исследователей, очень чёткая и прямая. В классах, где учитель совсем не делал выговоры школьникам, число нарушений дисциплины стремилось к нулю.
Благодаря этой стратегии, у школьников из группы риска улучшились и оценки. Динамика, которую выявили исследователи, показывает, что при соотношении похвалы и выговоров 1:1 средний балл «проблемных» учеников со временем повысится на единицу, а отказ от негативных замечаний в пользу похвалы улучшит отметки ещё больше. Влияние на оценки заметно и по классам в целом — у ребят из экспериментальной группы средний балл через два месяца был выше, чем у школьников из контрольной группы.
Что касается оптимального соотношения похвалы и выговоров, к которому стоит стремиться, чтобы получить максимальную пользу — его исследователи не обнаружили. Связь между похвалой и поведением линейная и равномерная: чем больше похвалы, чем лучше поведение. По словам учёных, это хорошая новость для учителей, ведь она означает, что необязательно вести счёт каждому позитивному и негативному замечанию. Нужно просто стараться почаще хвалить и пореже отчитывать, и это улучшит как атмосферу в классе, так и успеваемость.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Как поддержка со стороны педагогов, семьи и сверстников влияет на учебные успехи
- Исследователи выяснили, как разные методы обучения влияют на мотивацию учащихся
- Как взаимоотношения с учителем влияют на поведение и успеваемость подростков
- 9 факторов, которые влияют на успеваемость в средних и старших классах