Образование
#новости

Изучены трудовые ценности студентов российских вузов в регионах

Оказалось, что их беспокоит далеко не только уровень будущей зарплаты.

Исследование провела аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Анита Поплавская.

Как проводилась работа

В исследовании использовались данные опроса, организованного весной 2020 года в рамках «Мониторинга студенческого опыта», который ведёт консорциум «Доказательная цифровизация для успеха студентов». В рамках работы опросили 5 тысяч студентов бакалавриата из восьми вузов. Это:

  • Ярославский государственный технический университет;
  • Ярославский государственный университет;
  • Новосибирский государственный технический университет;
  • Томский политехнический университет;
  • Ульяновский государственный педагогический университет;
  • Сибирский федеральный университет;
  • Южный федеральный университет;
  • Дальневосточный федеральный университет.

Уточняется, что трудовые ценности разделяют на внутренние и внешние. Первое — это, например, удовольствие от работы и то, что касается её содержания. А второе — вещи, связанные с материальной (зарплата, карьера, социальный пакет) и нематериальной (уважение, защищённость) выгодой.

Кроме того, автор рассмотрела семь типов ценностей, которые, в свою очередь, тоже делятся на материальные и нематериальные:

  • полезность работы;
  • саморазвитие;
  • материальное продвижение;
  • стабильность;
  • благоприятная обстановка в коллективе;
  • мобильность;
  • гибкость режима работы.

А ещё исследовательница обратила внимание на независимые переменные вроде социодемографических характеристик (гендер, тип проживания) и образования (направление и курс обучения, успеваемость), а также на то, работал ли студент во время учёбы в университете и если да, то где именно — непосредственно в самом вузе или где-то ещё.

Что показал опрос

В рамках опроса выяснили критерии, на которые студенты будут ориентироваться при выходе на рынок труда. Респонденты могли отметить до пяти пунктов одновременно. Оказалось, что сегодняшнюю молодёжь интересуют далеко не только материальные приоритеты. Хотя пункт, касающийся высокой зарплаты, и занимает первое место рейтинга, сразу за ним следует личная заинтересованность в работе.

Источник: Исследование Аниты Поплавской

При этом девушки особенно ценят общение в коллективе и надёжность работы. Юноши же чаще говорят о желании проявлять инициативу и создавать инновации.

Что касается гибкого графика, то результаты оказались довольно неожиданными. Принято считать, что на частичную занятость и гибкий режим работы чаще ориентированы женщины. Однако исследование не подтвердило эту гипотезу. Автор связывает это с тем, что девушки чаще работают полный день, чем молодые люди. Кроме того, предполагается, что на стадии учёбы в вузе студентки ставят в приоритет чёткий график, а затем, например при создании семьи, могут пересмотреть свою позицию.

Если говорить о типе проживания, то студенты, живущие с родителями, менее ориентированы на высокую зарплату, карьерный рост и надёжность работы. Автор считает, что это обусловлено большей финансовой защищённостью.

А вот те, кто проживает в общежитии, чаще всего выделяли общественную пользу труда и смену обстановки. Предполагается, что тут важную роль играют особенности общения со сверстниками.

Помимо этого, чем старше студенты, тем менее они ориентированы на саморазвитие и общественно полезную работу. И им становится важнее надёжность.

Можно отметить другие различия, если сфокусироваться на изучаемых респондентами специальностях. Например, те, кто выбрал естественнонаучные программы, чаще отмечали важность трудовой мобильности. А гуманитарии — работу на пользу общества. Инженеры же больше ценят саморазвитие и наличие интереса к работе.

Отличники более сфокусированы на саморазвитии. Кроме того, для них важно, чтобы работа приносила достойный доход.

Если смотреть на опыт работы, можно увидеть, что если студент параллельно с учёбой работает в своём же вузе, то он может быть ориентирован как на индивидуалистические, так и на коллективистские внутренние трудовые ценности. А работа где-то вне вуза понижает вероятность того, что для студента важна общественная польза, зато говорит о внутренней мотивации к саморазвитию, инициативности и более активном стремлении к получению опыта.

Кстати, результаты этой работы перекликаются с данными более раннего исследования РАНХиГС. В качестве важнейших факторов респонденты отметили высокую зарплату, качества руководителей и коллег, а также непосредственно условия труда.

А в прошлом году Московская школа управления «Сколково» провела исследование, в рамках которого студенты и недавние выпускники вузов рассказали о первом опыте работы.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована