Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Образование Корп. обучение EdTech
#статьи

История педагогического дизайна: от «Великой дидактики» до онлайн-обучения

Разбираем истоки основных идей, на которых строится педдизайн, как они оформились в систему и развивались дальше.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Елена Тихомирова

Генеральный директор компании eLearning center, основательница конференции Learning Elements и автор телеграм-канала «Живое обучение».

В 2002 году, когда я училась в Университете Твенте (Нидерланды), моим первым курсом стал предмет со странным названием instructional design. Я ещё не знала, что спустя несколько лет именно это станет моей профессией. Основной проблемой было понять, что это вообще такое и как перевести термин на русский язык. Сейчас, в 2025-м, практически каждый, кто проектирует обучение взрослых, знает про педагогический дизайн или хотя бы слышал о нём.

Но есть очень хороший вопрос, который часто задают мои читатели и слушатели: какая история у этой замечательной штуки? И что это вообще такое — общий термин, система или методика? В этой статье кратко расскажу, что из себя представляет педагогический дизайн, как он возник и как развивался.

В этой статье попробуем разобраться:

Почему перевод понятия instructional design неточен

Термин «педагогический дизайн» — это перевод английского понятия instructional design. И с этим переводом есть большая проблема. Во-первых, английское слово instruction в учебном контексте переводится как «обучение», «учение». Ещё близки к теме слова «инструкция» и «программа». Понятия «педагогика» тут нет и близко.

Во-вторых, сложности возникают из-за слова «дизайн». Педагогический дизайн часто путают с визуальным оформлением учебных материалов, потому что в русском языке слово «дизайн» чаще всего используют применительно к эстетике: ландшафтный дизайн, дизайн интерьера, графический дизайн. Тогда как в английском понятие очень часто используют для описания процесса проектирования — инженерного, архитектурного и любого другого.

На самом деле термин instructional design означает проектирование обучения. А если точнее — системный подход к проектированию обучения. Следуя методам и моделям педагогического дизайна, мы не создаём обучение просто так, собирая «какие-то» материалы и «как-то» презентуя их аудитории. Мы строим систему, чтобы максимально точно определить текущий уровень учащегося и желаемый результат, а затем подобрать оптимальные материалы и инструменты для доставки нужных знаний и формирования навыков.

Когда появились истоки ключевых идей педагогического дизайна

Формально историю педагогического дизайна можно проследить с 1940-х годов. Но на самом деле началось всё гораздо раньше — буквально начиная с Античности, — когда некоторые философы и учёные начали задумываться о том, что для успешного обучения человека нужны определённые условия.

Сократ, Платон и Аристотель использовали для обучения диалоги и считали их важнейшей формой обучения. Так же, как и мы сегодня, древнегреческие мыслители искали оптимальные способы передачи знаний и развития умения думать.

В XVII веке чешский гуманист Ян Амос Коменский одним из первых заговорил о системном подходе в обучении. И вывел одно из важнейших правил дидактики: «Ничего не должно быть заучено, пока не понятно». Коменский был уверен (и спустя много столетий оказался совершенно прав), что для обучения важны визуальные материалы, примеры из реальной жизни и чувственный опыт. В книге «Великая дидактика», изданной в 1657 году, он также писал о необходимости системности и последовательности в обучении.

Изображение: Юрген Овенс, «Портрет Яна Амоса Коменского», 1650–1670 годы / Рейксмузеум Амстердам

На рубеже XIX и XX веков американский психолог и педагог Эдвард Торндайк описал свою теорию научения, в том числе основанную на «законе готовности» учащегося. Согласно этому закону, человек должен быть готов к восприятию нового, то есть для обучения необходим достаточный уровень предварительных знаний. Торндайк считается основоположником бихевиоризма и современной педагогической психологии.

Более поздние исследования в области нейробиологии и поведенческой науки опровергли многие идеи и утверждения Торндайка, но основы, которые он сформулировал, сохранили актуальность. Так, анализ целевой аудитории в педагогическом дизайне и сейчас во многом связан с законом готовности.

Торндайк также говорил о прагматичном подходе к обучению: оно должно быть связано с реальной жизнью, а ученику важно видеть пользу того, что изучает. И хотя педагог жил задолго до появления современных инструментов адаптивного обучения, он был уверен, что учителя должны учитывать индивидуальные особенности учеников и адаптировать обучение согласно этим особенностям.

Важный вклад в развитие педагогического дизайна внёс и Джон Дьюи — американский философ, психолог и педагог, который считается одним из основателей прагматизма и прогрессивного образования. Именно он ввёл понятия обучения через опыт (learning by doing) и рефлексии в обучении, без которой ученики не могут осмыслить полученный опыт и знания.

Как и Торндайк, Дьюи был уверен, что любое обучение должно быть связано с жизнью, что учитель должен обращать внимание на потребности ученика, культивировать его стремления и интересы. Многое в работах Джона Дьюи посвящено экспериментальному подходу к учебному процессу: педагог рекомендовал учителям пробовать разные методы в обучении и смотреть на их эффективность в решении той или иной учебной задачи.

Джон Дьюи
Фото: Underwood & Underwood / The Library Of Congress

Тут важно заметить, что все наработки, о которых шла речь выше, относились к обучению детей. До определённого момента образование фокусировалось только на развитии подрастающих поколений: человек систематически учился в детстве и юности, а затем добирал нужные знания и навыки в процессе работы, во взаимодействии с другими людьми, с помощью чтения.

Только в XX веке, в эпоху индустриализации, стремительного прогресса и технологического развития, исследователи и практики в сфере образования обратили внимание на обучение взрослых людей. Стало очевидно, что им едва ли не больше, чем детям, нужно системное и организованное обучение, без которого намного сложнее адаптироваться к меняющемуся миру.

Как складывался системный подход

История умалчивает, кто первым решил систематизировать всё, что педагоги и мыслители прошлого наработали в области обучения. Но известно, что к середине XX века образовался следующий набор ключевых идей:

  • Обучение должно быть практичным, то есть учащийся с его помощью должен решать понятные, насущные, актуальные задачи.
  • Для максимального эффекта от обучения нужно знать, кого именно мы учим. Очень важны текущий уровень знаний, предпочтения и желания учеников.
  • Обучение следует адаптировать под учащегося настолько, насколько это возможно.
  • Не все методы обучения будут работать одинаково для разных учебных задач, нужно экспериментировать и выбирать самые подходящие для конкретной ситуации.

С этими основами американский психолог и педагог Роберт Ганье во время Второй мировой войны приступил к работе в учебном центре Воздушного корпуса Армии США. Перед ним стояла задача разработать такой подход к обучению, который позволил бы армии быстро готовить тысячи лётчиков к участию в боевых действиях.

Его пригласили на эту должность потому, что инструкторы столкнулись с проблемой: будущим лётчикам требовалось освоить сотни страниц разрозненных учебных материалов, и это не приводило к желаемым результатам. Дело в том, что самих учащихся воспринимали примерно как устройства, на которые нужно просто записать новую информацию.

Ганье и его коллеги не только переработали учебные материалы — они создали систему, которая учитывала основы обучения и поведения человека. Через 30–40 лет этот подход назовут проектированием систем обучения (instructional systems design).

В начале 1950-х годов Роберт Ганье, Лесли Бриггс и Артур Мелтон, вместе работая над учебными проектами для ВВС США, пришли к выводу, что для эффективного обучения нужна не только система внутри самого учебного занятия. Также необходимы предварительная подготовка к занятию и анализ: изучение рабочих задач учащегося и конкретных действий, которые он выполняет, определение задач самого обучения.

На основе этого анализа первые педдизайнеры определяли инструменты и условия, которые нужны для обучения. Параллельно с ними Бенджамин Блум, руководя командой исследователей в Чикагском университете, пришёл к той же идее: чтобы понять, достиг ли учащийся результата, нужно сначала чётко определить, каким этот результат должен быть. И в 1956 году Блум представил свою таксономию образовательных целей.

Бенджамин Блум
Фото: Photographic archive The university of Chicago

В 1962 году психолог Роберт Мэйгер опубликовал работу под названием «Подготовка учебных целей для системного обучения» (Preparing Objectives for Programmed Instruction). Автор описал способ формулировки учебных целей таким образом, чтобы они учитывали желаемое будущее поведение, условия обучения и методы оценки. Именно эта статья популяризовала само понятие учебной цели (learning objective) в проектировании обучения.

А в 1965-м Роберт Ганье подвёл итоги предыдущих 25 лет своей работы в книге «Условия обучения» (Conditions of Learning), объединив свой профессиональный опыт с большим количеством концепций и методик, разработанных на тот момент. Ганье выделил пять основных типов результатов обучения: вербальный, интеллектуальный, когнитивный, отношение и моторные навыки. От типа результата зависят методы передачи информации и отработки навыка на практике. В этой же книге Ганье представляет свои девять элементов учебного занятия (в другом переводе — девять событий преподавания), и они постепенно становятся известны специалистам по обучению во всём мире.

Примерно в тот же период педагог Эдгар Дейл разрабатывал свой «конус опыта», впервые представленный в книге «Аудиовизуальные методы обучения» (Audio-Visual Methods in Teaching) в 1954 году и переработанный в 1960-х. Лесли Бриггс называл конус опыта одним из самых полезных инструментов для выбора формата обучения. Однако позже он распространился под названием «пирамида Дейла» и стал трактоваться неправильно.

Изображение: «Конус опыта» / Эдгар Дейл. Аудиовизуальные методы обучения. Dryden Press, 1969 г.

По замыслу автора, это схема, распределяющая на оси образовательные форматы от самых абстрактных к самым конкретным. Однако из-за ошибок в визуализации и неверного цитирования она превратилась в пирамиду, согласно которой мы запоминаем лишь 10% того, что читаем, и 90% того, что делаем на практике. Разбор, почему это понимание превратное, можно прочитать в этой статье.

Период характеризуется тем, что создание обучения стало всё больше уходить от свободного творчества к продуманной системе: сначала мы определяем, кого мы учим, чему и зачем, а потом ставим учебные цели, проверяем их, подбираем под них инструменты доставки знаний, запускаем обучение и смотрим на результаты в соответствии с поставленными целями. Это и есть полный процесс педагогического дизайна.

Как педдизайн связан с истоками онлайн-обучения

В 1970-х годах в сферу образования пришло новое поколение психологов, педагогов и специалистов по проектированию обучения. Среди них — Дэвид Меррилл, и его работы значительно повлияли на развитие педагогического дизайна и образовательных технологий.

Меррилл считается одним из основоположников обучения с использованием компьютеров — computer-based training, или CBT. В 1983 году он опубликовал свою теорию отображения компонентов (позже автор развил её в новую теорию проектирования компонентов). Она представляет обучение в виде матрицы с двумя осями, где разные типы учебного содержания (факты, концепции, процедуры и принципы) сопоставлены с учебными целями (запоминание, применение, выявление нового). В зависимости от того, что именно изучается и какого результата нужно достичь, теория предписывает применять те или иные учебные стратегии.

Источник: Дэвид Меррилл, «Теория педагогического дизайна» (Instructional Design Theory), 1994.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Теория отображения компонентов использовалась при разработке уроков для системы интерактивного кабельного телевидения TICCIT — одного из первых EdTech-проектов, запущенных в США в 1970-х. Компьютеры транслировали образовательные материалы на телевизоры учащихся, а те могли управлять контентом с помощью кнопок домашних телефонов: например, выбирать последовательность изучения, запрашивать подсказки, примеры и дополнительные упражнения.

Помимо Меррила, в 1970–1980-х годах применять компьютерные технологии начали и многие другие специалисты по обучению. Сегодня многие из разработок тех лет кажутся устаревшими, но стоит учитывать, что они требовали гораздо больше усилий и системности при проектировании, чем современные решения, — ведь тогда не существовало систем дистанционного обучения, удобных средств для создания курсов и прочих знакомых нам сегодня инструментов.

Также в середине 1970-х сотрудники Университета штата Флорида начали разрабатывать модель проектирования обучения для подготовки кадров во всех видах вооружённых сил США. Получившаяся модель описывала полный процесс создания учебных материалов и мероприятий, от анализа аудитории до оценки эффективности обучения. Доработанной в 1980-х годах моделью, которая получила название ADDIE, стали пользоваться методисты и методологи во всём мире.

Модель ADDIE логичная, последовательная и достаточно универсальная. Благодаря этому она и сегодня остаётся основным рабочим инструментом для педагогических дизайнеров, несмотря на критику и появление новых моделей проектирования.

Что привнесли в педдизайн научные открытия о работе мозга и внедрение технологий

Часто случается так, что идеи учёного широко распространяются только после его смерти. Так вышло и с работами швейцарского психолога Жана Пиаже, которого не стало в 1980-х. В следующем десятилетии педагогических дизайнеров захватили идеи конструктивизма — Пиаже считается одним из его родоначальников. Его теория когнитивного развития значительно пересекается с работами Льва Выготского, а в основе теории лежит простой принцип: знание не передаётся, а создаётся.

Это означает, что человека нельзя научить через простую передачу информации. Чтобы сформировать знания, ученик должен не просто сидеть и слушать, а активно участвовать в процессе обучения: ставить вопросы и искать на них ответы, получать и осмысливать новый опыт, взаимодействовать с другими людьми.

В 2000-х идеи конструктивизма начали подкрепляться исследованиями в области нейробиологии и когнитивных наук. Чем больше педагогические дизайнеры узнавали о том, как на самом деле работает мозг человека, тем сильнее при проектировании обучения склонялись в сторону практики и применения изученного в реальном контексте.

Уже упомянутый Дэвид Меррилл в 2002 году свёл воедино существующие теории и модели обучения и сформулировал «первые принципы обучения», которое выстраивается вокруг поставленной проблемы:

  • Активация — важно вовлечь учащихся в процесс обучения, задействуя их предварительные знания и опыт.
  • Демонстрация — нужно наглядно показать ученикам, что именно они изучают, как именно это знание решает заявленную проблему (это касается как информации, так и практических действий).
  • Применение — учащиеся должны применять изученное на практике.
  • Интеграция — обучение эффективно, когда учащиеся анализируют и обсуждают изученное, рефлексируют о нём, используют в реальных обстоятельствах, а не только в учебном контексте.

На основе этих принципов Меррилл составил четыре уровня учебных целей — от усвоения теоретического материала на первом уровне до применения изученного в решении реальных задач на четвёртом.

Известность и научное обоснование в начале XXI века получили также принципы обучения взрослых людей, сформулированные Малкольмом Ноулзом ещё в 1973 году в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Именно Ноулз первым ввёл в обиход психологов и специалистов по обучению термин «андрагогика», то есть наука обучения взрослых. И выделил ключевые особенности взрослых учащихся, отличающие их от детей: например, им принципиально важно понимать ценность обучения, проявлять самостоятельность и индивидуальность, использовать изученное для решения насущных проблем.

Внимание к когнитивным наукам — это одно из главных направлений, в котором педагогический дизайн движется с 2000-х годов. Второе направление — это внедрение информационных технологий в обучение.

Значимой работой в это время становятся исследования Ричарда Майера, который изучает влияние мультимедиа на эффективность обучения. В 2001 году он издал книгу «Мультимедийное обучение» (Multimedia Learning), которая стала первой системной работой в этой области.

Автор предлагает теорию, объясняющую, как в обучении сочетать различные мультимедийные форматы (например, текст с устной речью и изображениями), чтобы облегчить восприятие и понимание материала, но при этом не перегрузить учащегося и не отвлечь его от главного. В 2020 году вышло третье издание книги, дополненное результатами актуальных исследований.

Также в соавторстве с коллегой Рут Кларк Майер выпустил пособие «E-learning и наука об обучении» (E-Learning and the Science of Instruction), в котором на существенной доказательной базе формулирует принципы мультимедийного обучения, актуальные по сей день.

Педагогический дизайн в наше время

Особенность современного педагогического дизайна можно описать расхожей фразой: «Всё новое — это хорошо забытое старое». Очень часто можно встретить якобы новые идеи и подходы, которые на самом деле полностью повторяют то, что давно открыли наши предшественники. Может быть, это происходит потому, что фундаментальное обучение педагогическому дизайну, которое охватывало бы не только новые тенденции, но и весь исторический багаж, широко не распространено.

Человек не меняется так быстро и так существенно, как нам иногда кажется. Ян Амос Коменский 400 лет назад определил всё основное, что действительно важно для обучения: практика, близость к реальной жизни, внимание к индивидуальным особенностям. А «золотым» десятилетием педагогического дизайна можно назвать 1970-е годы, когда появились многие принципы, модели и подходы, которые мы используем и в 2025 году. Их логика очень простая: чтобы учить, нам нужно понять, кого мы учим, чему и зачем, а затем подобрать оптимальные инструменты. При этом тот, кого мы учим, должен быть максимально активным участником процесса, потому что человека нельзя научить — он учится только сам.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована