Образование
#новости

Исследователи выяснили, почему записанное от руки запоминается лучше напечатанного

Похоже, этот процесс более интенсивно стимулирует связанную с памятью и обучением активность мозга.

Исследование, проведённое учёными из Норвежского университета естественных и технических наук в Тронхейме, выявило различия в мозговой активности при письме от руки по сравнению с набором текста на клавиатуре. Используя методы ЭЭГ, исследователи сравнили, как две техники влияют на когнитивные процессы у учащихся.

Всего в экспериментах приняли участие 36 студентов вузов — все они были правшами. От них требовалось записывать слова с показанных на мониторе изображений с помощью цифровой ручки или печатать на клавиатуре. Указание, как именно писать очередное слово, тоже появлялось на экране. Каждый испытуемый в итоге записал 15 слов от руки и те же 15 слов напечатал. Всё это время электрическую активность мозга участника фиксировали с помощью ЭЭГ.

Из предыдущих исследований известно, что письмо от руки связано с большей активностью в различных участках мозга, чем набор текста на клавиатуре. Сложность состояла в том, чтобы убедиться, что именно характерные для письма движения рук — причина этой активности. В новых опытах норвежским учёным это удалось.

Оказалось, что за печатным набором и письмом стоят разные когнитивные процессы. По мнению учёных, из-за того, что при письме от руки требуется задействовать механизмы координации, усиливаются определённые мозговые ритмы — колебания электрической активности нейронов, а именно: по мозгу распространяются альфа-волны (применительно к обучению их связывают с формированием долговременной памяти) и тета-волны (их ассоциируют с процессами в рабочей памяти и со способностью усваивать новую информацию).

Всё это ведёт к более сложной совместной активации различных нейронных сетей. Предполагается, что именно за счёт этого записанная от руки информация запоминается лучше напечатанной. Об этом, кстати, свидетельствовали многие предыдущие исследования — например, письмо от руки рекомендовали использовать при изучении иностранных языков.

Новое исследование подчёркивает важность включения письма от руки в образовательные программы с самого раннего возраста. Суть в том, что использование ручки — пусть даже цифровой — сложнее для мозга, чем набор на клавиатуре. Письмо от руки связано с точным контролем движений, и благодаря этому запускается взаимодействие способствующих обучению нейронных сетей мозга. По мнению исследователей, и преподавателям, и студентам стоит знать, какая практика в каком контексте может давать лучший эффект.

Впрочем, иногда преимущества определённого способа записи не так очевидны. Так, ранее исследователи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выявили, что лучше запоминать содержание прослушанной на повышенной скорости лекции помогает ведение конспектов. При этом формат конспекта — на ноутбуке или от руки — не сыграл никакой роли, но в любом случае вести его оказалось полезно.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована