Учёные из Университета штата Северная Каролина (США) провели анализ 284 различных исследований, посвящённых проблемам и передовым методам онлайн-обучения в школе. Все изученные работы касались перехода на дистант во время пандемии. Новое исследование опубликовано в журнале Review of Educational Research.
По словам авторов работы, учёные успели уже довольно много узнать о том, что характеризует эффективное дистанционное обучение в университетах, но вот насчёт школ таких данных очень мало.
Проанализировав существующие исследования, учёные выявили три основополагающих элемента, которые определяют эффективность онлайн-обучения:
- подготовка учителей к работе в таком формате;
- доступ школы к технологиям и интернету;
- учёт уровня развития детей при планировании обучения (например, определение, способны ли они учиться самостоятельно)
«…Мы знаем, что взрослые [учащиеся] могут усидеть перед компьютером, но когда речь идёт об учениках начальной и даже средней школы, учителям нужно партнёрство родителей, чтобы убедиться, что ученики настроены на успех, следуют расписанию и не отвлекаются на посторонние вещи», — пояснили учёные.
Кстати, ранее исследовательница из НИУ ВШЭ Ксения Вилкова пришла к выводу, что одна из отличительных черт тех, кто не бросает онлайн-учёбу, — склонность к саморегулируемому обучению.
Согласно работе, на эффективность онлайн-обучения влияет ещё несколько факторов. Прежде всего это дизайн — чем лучше он продуман, тем легче ученику ориентироваться на образовательной платформе. Это позволяет снизить когнитивную нагрузку в ходе учёбы. Второй важный момент касается развития чувства общности в классе, чтобы ученики могли поддерживать общение и не чувствовали себя изолированными.
А ещё важными оказались:
- доступность информации о курсе;
- благоприятная обстановка в классе;
- индивидуальный подход к ученикам с учётом их потребностей;
- использование стратегий активного обучения, которые поддерживают интерес учащихся;
- оценка успехов учеников в режиме реального времени.
Учёные также заявили, что необходимо стандартизировать содержание образовательных онлайн-курсов и программ подготовки учителей. Очевидно, это нужно, чтобы у всех детей был равный доступ к качественному онлайн-обучению.
Напомним, в России в прошлом году решили, что если реализация общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в дистанционном режиме требует обработки персональных данных, то проводить такое обучение можно только при помощи государственных информационных систем. Что касается образовательного контента, то он должен проходить верификацию — то есть быть допущенным к использованию в школах и колледжах. Недавно Минпросвещения подготовило проект перечня электронных ресурсов, которые планируется допустить к использованию в школах.
Читайте также: