Британские эксперты по психологии и спортивной науке из Университета Ноттингем Трент и Университета Ковентри изучили эффективность комбинированных уроков, в которых развитие речи объединяли с движением. Выяснилось, что занимавшиеся по такой программе дети продемонстрировали более глубокое понимание устной речи, более точно воспроизводили услышанное и расширили собственный словарный запас.
В эксперименте приняли участие 214 детей четырёх и пяти лет из девяти школ. Это ученики так называемого приёмного года (reception) — по сути это подготовительный класс, который в британских школах заканчивают перед программой начальной школы. Участников разделили на две группы. У 81 человека были обычные уроки физкультуры и языка, а 133 занимались по специальной экспериментальной программе.
Программа «Двигательная активность и рассказывание историй» (MAST) основана на популярных детских книгах. Уроки по 35 минут проходили один-два раза в неделю. В игровой форме дети по пять минут изучали новый языковой материал, затем в течение 25 минут выполняли физические упражнения по мотивам приключений персонажей из книг и ещё пять минут занимались языком. Например, когда учителя читали детям истории о природе, в начале урока они разбирали, как двигаются разные животные — кролики, лягушки, змеи — и какие слова используются для их описания. А потом для детей устраивали игру, в которой нужно было повторять разные движения.
Перед началом занятий в формате MAST навыки детей из экспериментальной и контрольной групп практически не различались. Однако после двенадцатинедельной программы у тех, кто в ней участвовал, было зафиксировано улучшение результатов. У школьников улучшились как показатели развития речи (словарный запас, понимание и воспроизведение высказывания), так и моторные навыки (например, бег, прыжки, бросание и ловля мяча).
Исследователи подчёркивают, что эффективность совместных занятий по физкультуре и развитию языковых навыков больше, чем при отдельном изучении этих предметов. Предыдущие работы показали, что физическая активность положительно отражается на когнитивных умениях. Британские эксперты считают, что между развитием моторных и речевых умений существует тесная связь и этим надо пользоваться. И как раз программы, подобные MAST, по мнению учёных, помогут лучше развивать речь у детей. А во многом от языковых навыков зависит их дальнейшая успеваемость в школе.
Ранее исследователи выявили, что занятия спортом помогают семилетним детям лучше контролировать эмоции и что это в итоге приводит их к более высокой успеваемости. На успехи в школе у учеников постарше физическая активность тоже повлияла позитивно.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!