Что и как изучали
Работу провели сотрудники Приволжского исследовательского медицинского университета. Участниками стали 102 учащихся 8–10-х классов трёх школ Нижнего Новгорода. Результаты опубликованы в сборнике, подготовленном ко II Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании», которую организовали Московский государственный психолого-педагогический университет и Федерация психологов образования России.
В ходе исследования ребят попросили в течение двух минут прочитать с экрана короткую басню, состоящую из 133 слов, а потом ответить на четыре вопроса, связанных с пониманием этого текста. Во время чтения им проводили тест Громбаха — фиксировали количество, частоту и среднюю длительность морганий, фиксаций взгляда и саккад (быстрых движений глаз во время чтения).
Полученные данные учёные сравнили с аналогичными показателями 2014/2015 учебного года.
Кроме того, подростков попросили пройти специальное анкетирование на тему использования интернета.
Что выяснили
Оказалось, что современные подростки читают в два раза быстрее по сравнению с участниками аналогичного исследования в 2014/2015 году. А вот ошибок в понимании они делают больше в 1,5–1,7 раза (в зависимости от класса).
В частности, трудности наблюдались при извлечении из текста информации, которая не сообщается там прямо. Справиться с такими заданиями смогли 58,3% восьмиклассников, 62,2% девятиклассников и 77,1% десятиклассников. То есть 42, 38 и 23% ребят из соответствующих классов с этими заданиями не справились.
А хуже всего подросткам дались задания, направленные на объединение вербальной и графической информации, способность отличать главное от второстепенного. Среди восьмиклассников успешно пройти их смогли 47,2%, среди девятиклассников ― 57,6%, а среди десятиклассников ― 64,4%.
При этом анкетирование показало, что подростки в среднем проводят за электронными устройствами около 14 часов в сутки (плюс-минус два часа), 6 из которых приходятся только на мобильники. При этом 98% ребят сказали, что читают только электронные (виртуальные) тексты информационного характера: новостные ленты, аналитику, тексты-описания (напомним, в исследовании им надо было прочитать текст художественно-литературный). И 75,2% признались, что получают эмоциональное удовольствие во время поиска новой информации в интернете.
Какая связь между способностями к чтению и длительностью времяпровождения в интернете
Результаты исследования позволили его авторам согласиться с идеей о том, что тип мышления у подростков сменился с линейного на клиповое.
Кроме того, они отметили другие работы, согласно которым до 1992 года люди читали с экранов на 20–30% медленнее, чем с бумаги, и хуже понимали прочитанное. Однако в 2006-м выяснилось, что способ чтения с экранов поменялся. Если, например, в восьмидесятых люди читали линейно — то есть каждое слово друг за другом, — то теперь они стали пользоваться так называемым «F-паттерном», когда прочитывают только заголовок или его первую строку, а затем «сканируют» текст, выдёргивая из него отдельные фразы и додумывая остальное содержание. Из-за этого увеличиваются как скорость чтения, так и количество ошибок при его понимании.
Исследователи объясняют это электронной зависимостью из-за боязни пропустить что-то важное и интересное. Кроме того, они напоминают, что электромагнитные излучения действуют на эндокринные клетки головного мозга, усиливающие синтез дофамина ― гормона счастья. В результате дети попадают в дофаминовую зависимость, и если порция получаемой информации оказывается недостаточной, может возникать неудовольствие и даже агрессия.
Проще говоря, читают они в интернете довольно много, но такое поверхностное чтение мешает им развивать навыки чтения смыслового.
Что такое «клиповое мышление» и при чём здесь оно
Авторы работы отметили, что, по мнению различных специалистов, в том числе врачей, психологов и педагогов, сегодняшним подросткам присущ именно этот тип мышления. Предполагается, что оно возникло из-за доминирования цифровой среды в жизни людей.
Как пояснили исследователи, обладатели клипового мышления отличаются неспособностью проводить критический анализ объектов, поскольку человек фокусируется на каждой составляющей по отдельности, а не воспринимает связанные вещи как единое целое. Помимо этого, людям с этим типом мышления сложно выстраивать причинно-следственные связи. Речь, в частности, о трудностях с пониманием содержания текста, интерпретации смысла отдельных фраз на основе контекста и соотношения изображений с текстом. Конечно, всё это сказывается на способности к обучению.
Учёные добавили, что клиповому мышлению противопоставляется понятийное. При нём перечисленных проблем не возникает.
Что ещё известно о влиянии цифровой среды на детей
В период перехода на онлайн-обучение и расширения использования дистанционных технологий в образовательном процессе стал всё чаще обсуждаться их потенциальный вред.
Например, глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что из-за удалёнки зрение школьников портится. При этом для школ установлены лимиты по использованию различных электронных устройств: на одно занятие отводится не больше 10–35 минут. А применять для учебных целей смартфоны с этого года и вовсе запрещено.
А исследование Московского государственного педагогического университета установило, что чрезмерное использование гаджетов может негативно отразиться на развитии памяти, внимания и мышления школьников. Но, учитывая то, какую ничтожную долю в интернет-деятельности школьников занимает именно учёба (по данным опроса Skysmart, только 16%), все эти проблемы стоит связывать не столько с ней, сколько с онлайн-развлечениями.
Тем не менее исследователи из Университета Глазго (Великобритания) выяснили, что подростки подолгу сидят в интернете и проводят так много времени в соцсетях, придерживаясь своеобразного современного этикета. Это значит, что простыми запретами и ограничениями проблему не решить: учёные уверены, что необходимо искать золотую середину, не лишая детей коммуникации друг с другом и в то же время следя за их здоровьем.