Сложный вариант
Учёные из Великобритании установили, что транскраниальная магнитная стимуляция префронтальной коры головного мозга улучшает кратковременную вербальную память. Работа размещена в журнале PLOS Biology.
Участниками исследования стали 40 студентов. Эксперимент проводился в 12 этапов, на каждом из которых они читали по два списка из десяти слов. После третьего такого круга учёные просили их запомнить последние прочитанные слова, а затем давали им короткое отвлекающее задание. После этого испытуемых просили вспомнить слова из последних двух списков.
Пока участники читали и пытались всё запомнить, их подключали к аппарату ТМС, который производил один стимул в секунду. При этом половине участников стимулировали дорсолатеральную префронтальную кору левого полушария, а остальные получали импульсы в теменную область. Для подтверждения результатов исследователи повторили эксперимент с группой поменьше, в которую вошли 24 участника.
Оказалось, что те испытуемые, которым стимулировали префронтальную кору, лучше запоминали слова. Анализ электроэнцефалограмм показал, что ТМС замедляет бета-ритмы в теменной доле, которая участвует в процессах восприятия информации. Обычно её активность подавляет префронтальная кора, однако под воздействием ТМС эта область мозга растормаживается. За счёт этого запоминание и происходит более эффективно.
Конечно, представить такую методику в учебных аудиториях пока вряд ли возможно.
Вариант попроще
Исследование учёных из Австралии доказало эффективность другого, более простого и легко применимого способа лучше запоминать информацию. Необходимо лишь обводить пальцем то, что нужно выучить, — геометрические фигуры, формулы и прочее. После этого обведённые формы нужно представлять. Такая последовательность действий помогает лучше усвоить материал. Работа опубликована в журнале Educational Psychology Review.
Объясняется это двумя аргументами. Во-первых, это пример мультисенсорного подхода, когда задействовано не только визуальное восприятие. Во-вторых, согласно предположению авторов работы, люди биологически устроены так, что прежде всего обращают внимание на пространство рядом с руками. То есть в этом случае мозг в приоритетном порядке обрабатывает то, что обводится указательным пальцем.
Между прочим, как напомнили учёные, мультисенсорным подходом ещё в начале 1900-х пользовалась знаменитая Мария Монтессори, которая разработала собственную педагогическую систему. Но тогда, конечно, ещё не было никаких доказательств действенности этого метода — Монтессори полагалась лишь на собственную интуицию. А это исследование — первое доказательство её правоты.
Кстати, ранее мы писали об идеях Монтессори, которые можно использовать при обучении взрослых.