Учёные из Школы образования Калифорнийского университета в Ирвайне (США) обнаружили, что лучшие результаты в STEM-дисциплинах показывают подростки, которым в первые пять лет жизни обеспечили в детском саду или дома не только качественный уход, но и эмоциональное тепло и когнитивную стимуляцию. Результаты исследования опубликованы в Developmental Psychology.
На каких данных основано исследование
Исследователи повторно проанализировали данные о 1096 семьях, которые в девяностых-нулевых годах участвовали в крупном проекте американского Национального института здоровья детей и развития человека. В ходе этого проекта наблюдатели проверяли условия в яслях и детских садах, которые дети посещали в возрасте от полугода до четырёх с половиной лет. За детьми, не ходившими в детские сады, наблюдали на дому.
Во время продолжительных — не менее чем по 40 минут — регулярных наблюдений сотрудники проекта фиксировали два основных параметра. Во-первых, это эмоциональная поддержка — насколько тепло воспитатели относились к детям, как реагировали на их радости и огорчения. Во-вторых, когнитивная составляющая — обеспечивали ли взрослые малышам когнитивную стимуляцию в общении и играх. Имеется в виду то, насколько сложным и разнообразным языком воспитатели пользовались в общении с ребёнком, как отвечали на его вопросы, поощряли ли интерес к новому.
В дальнейшем базу полученных в проекте данных не раз использовали в различных исследованиях. Так, на основе этой информации ранее удалось показать, что оба изученных фактора влияют на готовность ребёнка к школе и на результаты обучения в начальных классах. Авторы новой работы из Калифорнийского университета выяснили, что на самом деле у заботы об эмоциональных и когнитивных потребностях ребёнка есть и более долгосрочный эффект.
При чём здесь STEM
Учёные объединили с информацией о первых годах жизни участников исследования данные об их обучении до 15-летия. Им были доступны оценки, которые участники проекта получали в начальной школе за тесты, а также их баллы по математике и научным курсам (биологии, физике, химии, наукам о Земле и так далее) в старших классах.
Статистический анализ показал устойчивую связь между обоими аспектами ухода за детьми — эмоциональным и когнитивным — и их последующими достижениями в математике и естественных науках. То есть чем выше наблюдатели в девяностых годах оценивали качество заботы о малышах в детсадах, тем лучше были оценки у этих подросших детей через десятилетие. Причём для детей из семей с низкими доходами эффект оказался выражен наиболее явно.
Учёные объясняют связь между STEM и условиями в детских садах так: вероятно, качество заботы о детях повлияло на их готовность к учёбе, а от успеха в адаптации к школе зависели оценки в начальных классах, с которыми, в свою очередь, оказались связаны и успехи в старшей школе.
На самом деле авторы исследования не ожидали такого результата. Они предполагали, что найдут только связь между будущими успехами в STEM и когнитивной стимуляцией детей. «Потому что именно такое взаимодействие со взрослыми создаёт основу для исследовательского поведения», — подчеркнул один из исследователей Андрес Бустаманте. Но оказалось, что забота, тепло и отклик на эмоциональные потребности играют не меньшую роль, чем когнитивная стимуляция.
Напомним, найти ключ к успешному обучению школьников математике, физике и другим естественно-научным дисциплинам пытаются и в России. Особенно много проблем с изучением физики — её для сдачи ЕГЭ с каждым годом выбирают всё меньше выпускников. При этом знание физики важно для учёбы на приоритетных для государственной кадровой политики инженерно-технических специальностях. Способы повысить популярность предмета и качество его преподавания Минпросвещения и Минобрнауки ищут совместно.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!