Исследование: цифровыми навыками владеют 87% российских учителей
Правда, одна из версий причин такого высокого результата состоит в том, что просто в исследовании поучаствовали самые продвинутые педагоги.
Такие выводы представила «Образовательная инициатива „Яндекса“». Специалисты компании подвели итоги тестирования цифровых компетенций и гибких навыков педагогов, а также их умений развивать функциональную грамотность учащихся.
Ежегодная диагностика проводится в рамках проекта по бесплатному обучению педагогов «Я Учитель». Задача исследования ⏤ составить портрет современного учителя и выяснить, как помочь ему в профессиональном развитии. Всего в исследовании приняли участие свыше ста тысяч преподавателей из разных регионов России.
Учителя прошли три теста в виде практических кейсов, связанных с работой в школе. Педагоги решали задания, в которых предлагалось выбрать вариант действия в определённой учебной ситуации. Задания были разработаны «Яндексом» совместно с экспертами Московского государственного педагогического университета.
Тест на умение развивать у детей функциональную грамотность показал, что педагоги лучше всего знают, как формировать финансовые и математические компетенции: 90 и 88% участников исследования соответственно набрали более половины баллов от максимально возможного результата. С развитием у детей креативного мышления ситуация чуть хуже: хорошие баллы в заданиях по этой теме получили 81% педагогов. С заданиями, связанными с глобальными компетенциями, справились с высокими результатами 84% участников.
Отмечается, что около 87% участников исследования сами успешно прошли тест на цифровую грамотность. При этом подтвердилось, что чем больше стаж работы педагога, тем труднее ему даются подобные задания. Учителям старшего возраста необходима дополнительная поддержка в освоении новых технологий.
Комментируя результаты исследования, руководитель направления продвижения «Яндекс.Учебника» Ирина Савицкая назвала две причины, которыми можно объяснить высокие результаты теста на цифровую грамотность. Первая: такую диагностику прежде всего проходят педагоги, которые в целом готовы к работе в цифровой среде. Вторая причина: к моменту проведения теста с начала пандемии прошло уже полгода. То есть учителя успели освоить технологии, необходимые для дистанционного обучения.
Согласно результатам исследования, учителя также продемонстрировали высокие результаты по итогам тестирования гибких навыков: они умеют устанавливать доверительные отношения с классом (91%), сотрудничают с коллегами (91%) и занимаются развитием учеников (89%).