Образование
#новости

Исследование: завтрак школьников может влиять на их успехи и мотивацию к учёбе

Имеет значение не только сама привычка всегда завтракать перед занятиями, но и то, какие продукты школьник ест.

Австралийские учёные опросили 648 школьников, чтобы узнать, как их привычки в питании сказываются на обучении. Исследование было частью более широкой программы по изучению психологических и физиологических особенностей учебной мотивации и освоения STEM-курсов. Статья о результатах работы вышла в Journal of School Psychology.

Как проводили исследование

Как заметили исследователи, очень распространено мнение о том, что завтрак — самый важный приём пищи за день. И это мнение можно назвать обоснованным: многочисленные научные наблюдения связывают привычку полноценно завтракать со здоровым образом жизни в целом и с физическим и психологическим благополучием. В своём исследовании австралийские учёные решили выяснить, влияет ли завтрак на учебные результаты подростков.

В исследовании участвовали ученики 7–9 классов из пяти школ в штате Новый Южный Уэльс, их средний возраст составил 13,5 года. На одном из уроков естествознания подростки прошли онлайн-опрос из двух частей. В первой их спрашивали о том, завтракали ли они сегодня, и если да, то чем, и о том, насколько часто они в принципе завтракают перед школой и из чего обычно состоит их утренний приём пищи. Во второй части оценивали уровень знаний школьников по естественным наукам. Предложенный тест включает вопросы по физике, биологии и химии, подобранные в соответствии с классом, в котором учились респонденты.

А ещё исследователи выяснили с помощью опроса адаптивную мотивацию учащихся. Её определяли как уверенность в своих силах (например, в том, что при должном уровне стараний можно добиться успеха в естествознании), интерес к изучаемым темам и понимание их ценности, ориентацию на достижение мастерства в теме. Школьники, которые регулярно завтракали, получили более высокие результаты в этом тесте, то есть уровень адаптивной мотивации у них оказался выше.

Почему важно учитывать состав завтрака

Значимым параметром в исследовании оказалось качество завтрака. Оценивали его следующим образом. Каждая из таких пищевых групп, как фрукты и овощи, молочные и белковые продукты, цельнозерновой хлеб или хлопья, добавляла баллы в оценку качества завтрака. А если школьник сообщал, что в составе его завтрака были сладкие напитки, продукты мясной переработки (колбасные изделия, бекон и так далее), фастфуд, выпечка или снеки вроде чипсов, то баллы за качество завтрака снижали.

Низкие баллы по качеству завтрака оказались связаны с дезадаптивной мотивацией к обучению. Она подразумевает, что у школьника высокий уровень тревоги из-за занятий и тестов, он не уверен в своих силах и действиях, а его мотивация учиться связана в основном с желанием не показаться глупым. Результаты теста, которым проверялись предметные знания, у школьников, которые завтракали нездоровой пищей, тоже оказались низкими. Исследователи пришли к выводу, что наличие и состав завтрака напрямую влияют на психологическое состояние школьников, в том числе на их мотивацию, а уже её уровень воздействует на учебные достижения.

Интересно, что на результатах школьников сказался даже всего лишь однократный пропуск завтрака. Те ребята, которые в опросе сообщили, что обычно хорошо завтракают, но конкретно в день теста этого не сделали, показали невысокий уровень адаптивной мотивации и справились с заданиями на знание предметов хуже. Чаще всего пропускали завтрак подростки постарше и учащиеся из семей с низким социально-экономическим статусом. Девочки обходились без завтрака чаще, чем мальчики.

Исследователи отмечают: из всего многообразия сложных факторов, влияющих на мотивацию и учебные достижения школьников, качество завтраков — это то, что достаточно легко можно проконтролировать и улучшить. Для этого можно действовать просветительскими методами, предоставляя ученикам и их родителям информацию о том, как физическое состояние и, в частности, питание, влияют на психологическое и когнитивное благополучие. Также было бы полезно обеспечить бесплатные завтраки непосредственно в школе (конечно, если они качественные). Учёные рекомендуют в первую очередь сделать именно это: организовать в школах дополнительные приёмы пищи или раздачу полезных перекусов перед занятиями.

Кстати, исследования из других стран также связывают качество питания с учебными достижениями школьников. Ранее финские исследователи выяснили, что потребление нежирного молока и снижение количества красного мяса и колбасных изделий в рационе полезно для развития интеллекта детей.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована