Образование
#новости

Исследование: введение стандартизированного госэкзамена повысило спрос на репетиторов

Нет, речь не про ЕГЭ — изучался опыт Нидерландов.

Учёные из Амстердамского университета решили выяснить, можно ли связать рост спроса на услуги репетиторов с тем, как изменилась форма выпускных экзаменов в школе. Результаты исследования опубликованы в журнале Oxford Review of Education.

Какую гипотезу проверяли исследователи

Согласно официальной статистике, траты нидерландских семей на «теневое образование» (так в зарубежных источниках называют дополнительное обучение вне сферы формального образования, то есть попросту обращение к репетиторам) в стране выросли с 26 миллионов евро в 1995 году до 320 миллионов евро в 2019 году.

Многие исследователи предполагают, что на спрос на услуги репетиторов напрямую влияют изменения в формальном образовании. В первую очередь — изменения в том, как проходят выпускные экзамены в школе и что от них зависит. Чем сложнее итоговое испытание и чем выше ставки (сильно ли зависит от результата возможность поступить в вуз), тем больше родителей решают оплачивать дополнительные занятия для своих детей.

Так как в одной стране все школьники сдают одни и те же выпускные экзамены, эта гипотеза ранее проверялась в международных исследованиях — учёные сравнивали показатели стран с разной образовательной политикой. У этого подхода есть закономерные ограничения, потому что многие показатели сложно или даже невозможно сопоставить напрямую. То есть без контрольной группы прийти к достоверным результатам было очень затруднительно.

Как проходило исследование

Однако в Нидерландах у исследователей появилась возможность проверить гипотезу на контрольной группе. В 2011 году правительство страны провело образовательную реформу — итоговое тестирование по окончании среднего образования в стране усложнилось, а ставки для выпускников повысились.

Во-первых, раньше можно было компенсировать низкие результаты тестирования школьными оценками. Теперь же именно тестовые баллы определяют шансы выпускника на поступление в вуз. Во-вторых, чтобы сдать итоговые экзамены и получить аттестат, нужно набрать минимальное количество баллов по обязательным предметам.

Чтобы узнать, правда ли усложнение экзаменационных требований приводит к росту спроса на «теневое образование», исследователи изучили две группы выпускников. Первая из них сдавала итоговые экзамены в 2010–2011 учебном году, до реформы, а вторая — в 2013–2014 учебном году, после реформы. Выпускников спросили, занимались ли они с репетиторами для подготовки к экзаменам. Также участники ответили на вопросы о социально-экономическом положении семьи и своей мотивации получать образование. Кроме того, они прошли тесты на интеллектуальные способности и успеваемость по математике и родному языку. Изначально в исследовании приняли участие 6878 человек, однако всю необходимую для анализа информацию предоставили только 2502 участника — их данные исследователи учли в первую очередь.

Как связаны экзамены и рост спроса на репетиторов

Из 2502 участников исследования 808 человек сдавали экзамен до реформы, а 1694 человека — после реформы. В первой группе с репетиторами занимались 29%, а во второй — 32%. Однако эти результаты не отражают реальной картины — выборка участников не была случайной, а это значит, что между группами может быть множество различий, из-за которых корректное сравнение невозможно.

Чтобы скорректировать результаты, исследователи применили к выборке статистический метод псевдорандомизации PSM (propensity score matching, сопоставление индекса соответствия) — для этого и понадобились все дополнительные данные об участниках, то есть об их интеллектуальных способностях, положении семьи и мотивации. Этот метод часто используется в медицинских исследованиях и позволяет сопоставлять участников из разных выборок, которые имели близкие шансы попасть под действие изучаемого фактора.

Анализ сбалансированной выборки показал, что выпускники, сдающие экзамены после образовательной реформы, в полтора раза (если быть точными, то в 1,57 раза) чаще склонны обращаться к репетиторам, чем те, кто окончил школу до реформы.

Гипотеза исследователей подтвердилась — ужесточение экзаменационных требований действительно приводит к тому, что школьники с большей вероятностью будут брать дополнительные уроки у репетиторов.

Результат близок также к данным опросов, которые проводились в Нидерландах вскоре после реформы, — тогда до 30% учащихся школ сообщили, что ужесточение экзаменационных правил повлияло на их решение обратиться к репетитору.

Правда, как отмечают учёные, на спрос на «теневое образование» могут влиять и другие факторы — высокие ожидания учителей и родителей, пример сверстников, поощрение репетиторства в школе. При этом, по их словам, уже можно утверждать, что растущая образовательная конкуренция буквально вынуждает обращаться к репетиторам даже семьи, которые хотели бы этого избежать. Стандартизированные тесты, по идее, должны уменьшать влияние родителей на учебные результаты школьников, но фактически всё происходит наоборот.

Как обстоят дела с репетиторством в России

Сложно не заметить, что в России после введения ЕГЭ сложилась похожая ситуация. Единый экзамен, призванный устранить образовательное неравенство, с этим не справился — доходы и культурный капитал семьи по-прежнему сильно влияют на результаты выпускника и его возможности поступить в хороший вуз. До ЕГЭ за подготовку к поступлению тоже приходилось платить — к репетиторам обращались и тогда (причём по очевидным причинам предпочитали преподавателей тех вузов, куда хотели попасть будущие абитуриенты), а ещё были популярны подготовительные курсы при университетах. Однако после образовательной реформы расходы семей на образование в последний школьный год выросли на 70%.

Сейчас, как показало недавнее исследование рекрутингового сервиса SuperJob, около половины опрошенных родителей нанимают репетиторов для своих детей, учащихся в 9–11-х классах. Причём в 2023 году их число увеличилось в сравнении с показателями 2021 года. А проведённый ранее компанией Maximum Education опрос среди учителей продемонстрировал, что 59% педагогов занимаются репетиторством и ещё 17% планируют давать частные уроки.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована