Об этом говорится в 32-м выпуске информационного бюллетеня НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования». Базой для исследования стали данные одноимённого проекта, полученные в 2020/2021 учебном году. В рамках него, в частности, провели опрос учителей.
Где больше всего молодых учителей, а где — самых опытных
Авторы работы отметили, что уже существующие тренды, связанные с особенностями учительского сообщества, за последние годы не перестали быть актуальными. Например, это касается постепенного старения кадрового состава, слабого притока молодёжи в профессию и дефицита учителей-предметников.
Хотя есть мнение о том, что эти тенденции распространены в регионах России в разной степени, данное исследование показало общие черты, характерные для всей страны. К примеру, везде основную часть учительского сообщества представляют педагоги со стажем более 20 лет. Доля таких учителей составляет 61,8–65,4% по всей России. А педагогов со стажем менее пяти лет лишь 5,8–7,2%. В Москве тоже больше всего педагогов с опытом работы более 20 лет и меньше всего начинающих учителей.
А вот если рассматривать кадровый состав среди педагогов в конкретных предметных областях, то заметна определённая специфика.
Самая большая доля опытных педагогов среди учителей младших классов, а также преподавателей гуманитарных и естественных дисциплин. А молодых больше всего среди преподавателей культурологии или дизайна, иностранных языков, физкультуры и общественных дисциплин.
Как обстоят дела с рабочей нагрузкой учителей
Школьные педагоги почти всё рабочее время посвящают основным обязанностям, а заниматься другими видами трудовой деятельности им почти не удаётся. Например, вне зависимости от стажа абсолютное большинство учителей тратит основную часть рабочего времени на преподавание в одной школе. От 11,6 до 15,6% респондентов ещё успевают репетиторствовать. И совсем небольшая доля педагогов трудится в других образовательных организациях, помимо основного места работы.
Средний объём учительской нагрузки на основном месте работы, согласно ответам 45,8–58,4% опрошенных (процентная доля меняется в зависимости от стажа), — от 31 до 40 часов в неделю. Остальным видам деятельности учителя в большинстве случаев уделяют до десяти часов в неделю.
Что касается содержания школьной работы, то больше всего времени уходит на очные уроки, проверку работ учеников и ведение отчётности.
Кроме того, учителя занимаются:
- индивидуальной работой с учащимися;
- ведением дистанционных занятий;
- внеклассной работой с группами учеников;
- подготовкой к занятиям;
- работой с родителями;
- профессиональным развитием.
Причём большинство учителей сообщило, что за предшествующие исследованию два года объёмы разной работы выросли. В том числе это касается бюрократической нагрузки. Педагоги отметили 20 видов документации, которую им приходится вести!
Учителей беспокоит нехватка времени на подготовку к урокам. Эту проблему отметили все опрошенные педагоги, независимо от их стажа. Вместе с перегруженностью дефицит времени часто становится причиной стрессов и неудовлетворённости работой.
Что известно о выгорании педагогов
Логично было бы предположить, что от эмоционального выгорания должны чаще страдать опытные учителя, которые работают в школе дольше всех. Однако на самом деле больше подвержены этому явлению оказались молодые педагоги. Кроме того, они гораздо чаще коллег с большим стажем признаются, что разочарованы выбранной профессией. Так, 18,5% полностью или частично согласны с тем, что совершили ошибку, став учителями. А вот среди тех, чей стаж превышает 20 лет, так думают почти вдвое меньше респондентов.
Среди молодых учителей почти четверть признались, что в той или иной степени недовольны профессией. Среди опытных педагогов доля тех, кто считает так же, тоже почти вдвое меньше.
Кроме того, выяснилось, что чем меньше трудовой стаж, тем чаще педагоги хотят сменить место работы. Однако многие из тех, кто на словах заинтересован в этом, ничего для этого не предпринимают либо считают, что не смогут найти новую работу. По мнению авторов исследования, именно это позволяет сохранять стабильность педагогического корпуса. Проще говоря, недовольные учителя остаются верны своей профессии и месту работы просто потому, что не видят альтернативных вариантов для себя.
Тем не менее следует отметить, что большинство российских учителей любят свою работу и не жалеют о выборе профессии.
Кстати, другое исследование НИУ ВШЭ, проведённое в рамках Мониторинга экономики образования, показало, что чем больше у педагогов отстающих учеников, тем чаще они сомневаются в выборе профессии.
Читайте также: