Британские учёные из Королевского университета в Белфасте выяснили, как отвлечение на собственные мысли — так называемое блуждание ума (mind wandering) влияет на процесс обучения младшеклассников. Результаты работы опубликованы в журнале Memory and Cognition.
Как проходило исследование
В эксперименте участвовали 60 детей в возрасте 8–9 лет. Они слушали две короткие истории — о древнеегипетском фараоне и о вымершем виде динозавров, который жил в меловой период.
Поскольку эксперимент проходил во время пандемии, занятие проводили на онлайн-платформе. Каждый рассказ прерывали восемь раз: во время пауз дети отвечали, о чём думают в этот момент. Можно было выбрать из таких вариантов:
- о том, о чём только что говорилось в истории;
- о чём-то не имеющем отношения к теме;
- о чём-то связанном с историей — например, о своём интересе к теме (или его отсутствии);
- о чём-то в окружающей обстановке — например, о хлопнувшей двери.
Перед экспериментом детей специально обучили распределять высказывания и мысли по этим категориям, чтобы их ответы во время прослушивания историй были точнее.
После эксперимента испытуемые проходили два теста на запоминание информации: один — в день прослушивания, другой — через неделю после. Также участники делились тем, насколько им понравилась рассказанная история и насколько они в принципе интересуются Древним Египтом и динозаврами.
Что выявили исследователи
В процессе дети сообщили, что отвлекались от истории, в 24% случаев. Большинство отвлекались на мысли, никак не связанные с историей (9,5% всех ответов), и на внешние помехи (ещё 9%). В остальных 5,5% случаев дети задумывались о чём-то связанном с темой, теряя при этом внимание к ходу рассказа.
Исследование подтвердило: блуждание ума, как и невнимательность вообще, мешает процессу обучения. То, насколько внимательно дети слушали истории, предсказуемо влияло на то, помнили ли они прослушанное в этот день и через неделю. Меньше всего запомнили те, кто сообщал о мыслях, совсем не связанных с темой истории.
Учёные сделали и несколько неожиданных выводов. Во-первых, блуждание ума случалось в начале прослушивания историй так же часто, как и в конце. То есть дети отвлекались не потому, что уже устали, — они «просто отвлекались», и всё. Во-вторых, оказалось, что дети, которые проявляли интерес к теме истории, не отвлекались меньше, чем другие, и не запомнили информацию лучше. Проще говоря, наличие интереса не защищало ребёнка от потери внимания к теме.
Другие исследования показывают, что взрослые чаще детей сообщают о блуждании ума во время обучения. Но это не всегда вредно. Отвлечение на посторонние мысли связывают с решением нестандартных, требующих инсайта (озарения) задач: речь о ситуациях, в которых человек долго бьётся над трудной проблемой и считает её тупиковой, но после отвлечения и расслабления решение возникает словно бы само собой. Такого рода задачи можно использовать, например, в проблемно-ориентированном обучении.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго
- 10 принципов эффективного обучения от исследователя мозга Джона Медины
- Нужно ли менять педагогические практики, если они противоречат научным исследованиям?
- Если ученики не могут сосредоточиться, возможно, проблема вовсе не в них