Образование
#новости

Инфраструктура университета — не главный фактор при выборе вуза, показал опрос

Но для поступающих на некоторые направления и специальности она всё же важна.

Только 11% студентов отмечают хорошую обеспеченность оборудованием (доступ к компьютерам, библиотеке и другим ресурсам) как одну из главных причин, по которым они выбрали вуз для учёбы. Опрос провели исследователи из НИУ ВШЭ в рамках «Мониторинга экономики образования» (МЭО), а его результаты опубликованы в сборнике «За кулисами студенческого выбора: оценка привлекательности инфраструктуры российских вузов».

Опрос проводился с мая по октябрь 2022 года среди студентов очной формы обучения 522 российских университетов. Респонденты отвечали на вопросы анкеты в электронной форме. Всего в выборку вошли 5858 учащихся, из них 4170 были студентами бакалавриата, 1688 — специалитета. Девушки составили 65% опрошенных студентов.

Чаще всего студенты отмечали такие основные факторы выбора вуза, как:

  • качественное обучение по выбранному направлению подготовки — 32%;
  • хорошая репутация университета — 27%;
  • высокая позиция вуза в рейтингах — 22%;
  • наличие бюджетных мест — 22%.

Что касается инфраструктуры вуза, то, согласно полученным данным, поступившие на инженерные (13%), а также медицинские (11%) специальности чаще остальных обращали внимание на хорошее оснащение вуза. В то же время для студентов сельскохозяйственных направлений этот критерий оказался наименее важным. Этот фактор среди главных отметили лишь 6% опрошенных студентов сельскохозяйственных направлений.

По инженерным, прикладным и медицинским специальностям ситуация соответствует мировым трендам, отмечают исследователи, — во всём мире для студентов таких программ более значимо оснащение вуза как при выборе университета, так и при оценке удовлетворённости обучением. А результаты по сельскохозяйственным направлениям расходятся с выводами международных исследований: в них удовлетворённость вузом у студентов, которые учатся на этих направлениях, напрямую зависит от наличия и качества материально-технической базы, лабораторий, производственных объектов и ферм.

Авторы сборника отмечают, что в исследованиях российского высшего образования есть такая точка зрения: сельскохозяйственным вузам в России и сельскому хозяйству в высшем образовании вообще не уделяется должного внимания на государственном уровне, и потому эта специализация попала в категорию «непрестижных» направлений подготовки. А это, в свою очередь, негативно сказывается на привлечении и подготовке кадров для этой отрасли в России — проще говоря, на сельскохозяйственные направления часто поступают абитуриенты с низкими баллами, которые не могут конкурировать за места на других направлениях, и поэтому особых требований к вузу они не предъявляют.

Кстати, исследователи обнаружили, что студенты старших курсов ниже оценивают материально-технические условия обучения в своих вузах. На первом курсе оценку «отлично» по этому параметру ставят 30% студентов, а на пятом — 23%. По мнению исследователей, на старших курсах студенты осознают, что для выхода на рынок труда им необходимо получить дополнительные навыки и компетенции, и обнаруживают, что в текущих условиях в вузе их развить не получается. Однако доля тех, кто оценивает материально-технические условия в вузе на «хорошо», почти не меняется и с первого по пятый курс остаётся в диапазоне от 40 до 43%.

Ранее стало известно, на какие критерии обращают родители при выборе вуза для ребёнка. Они ещё выше оценивают такой критерий, как рейтинг вуза, и в первую очередь смотрят на стоимость обучения, наличие грантов и скидок, а также квалификацию преподавателей и отзывы об университете.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована