«Идею такой программы я обдумывала семь лет»: интервью о новом проекте «неУниверситет»
Частный проект по бесплатному многостороннему образованию, куда прошли отбор 66 человек из 1600, — согласитесь, это звучит как минимум интригующе.
Фото: Светлана Козлова для Skillbox Media
Валентина Куренкова
GR-директор «Нетологии». Ранее занимала должности директора по персоналу, советника, управляющего директора и вице-президента в коммерческих, некоммерческих, государственных региональных и федеральных структурах. В частности, руководила АНО «Цифровое образование», образовательными подразделениями и блоком государственно-частных партнёрств в структурах правительства Москвы, возглавляла работу по федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».
Осенью 2023 года стало известно о новом проекте «Фонда Первое Поколение» под названием «неУниверситет» — это неформальная просветительская и бесплатная программа для российских студентов. Валентина Куренкова стала в «неУниверситете» ректором. Мы попросили её рассказать, в чём суть этого проекта, кто его стейкхолдеры, на какие средства он существует, а главное — каковы его цели.
«Мы сфокусированы на построении сообщества молодых лидеров»
— Давайте начнём с истоков. Итак, «неУниверситет» — новый проект «Фонда Первое Поколение». Что это за фонд?
— «Фонд Первое Поколение» основала я с моими друзьями, первыми выпускниками «Фонда Русской Экономики». Эту организацию мы открыли в 2012 году вместе с Оскаром Хартманном, известным российским предпринимателем. В 2016 году наши пути разошлись, «Фонд Русской Экономики» как бренд перестал существовать, а мы с ребятами, его выпускниками, продолжили развивать уже свои ценности и подходы в новой организации.
Суть работы «Фонда Первое Поколение», как и моей на протяжении уже почти 12 лет, — в развитии человеческого капитала в России. Человеческий капитал — это накопленный опыт, запас здоровья, знаний и навыков, который мы каждый день используем себе во благо, в том числе в профессиональной деятельности.
Рост качества человеческого капитала ведёт к росту производительности труда, а это основа всей экономики. И в развитии человеческого капитала образование, конечно, играет не последнюю роль. Только когда у человека с раннего возраста складывается понимание взаимосвязей явлений в окружающем мире, он может внести личный творческий вклад в работу общества и экономики. Так сложилось, что именно образование — основное направление, с которым я работаю уже много лет профессионально.
— Чем конкретно занимается фонд?
— Есть два способа проявить талант в человеке — интенсивное воспитание и стимулирующая среда. Ключевое направление деятельности фонда — поиск талантов и формирование социальных и карьерных лифтов для молодёжи. Мы сфокусированы на построении сообщества молодых лидеров за счёт воспитательных методологий и создания той самой стимулирующей среды.
В отличие от «Фонда Русской Экономики», где мы начинали эту работу вместе с Оскаром, сейчас в «Фонде Первое Поколение» нет ни стейкхолдеров, ни учредителей — сообщество построено на саморегуляции и успешно функционирует в таком режиме с 2016 года. Это большая удача, что нам удалось выстроить децентрализованное управление в организации, потому что в таких типах объединений нет конфликта интересов и вертикальной иерархии.
Доходов у фонда нет, только расходы. Мероприятия, записи подкастов, организация внутренних программ P2P-обучения, благотворительные инициативы мы финансируем из собственного кармана — в фонде действуют ежеквартальные взносы от всех его участников.
— А кто может принять участие в деятельности фонда?
— Те, кто подходит нам по ценностям и опыту. Система ценностей определяет значение, которое человек придаёт всему, что его окружает, его цели и стремления в жизни, принципы поведения.
Это прозвучит банально, но все важные ценности в мире — простые. Для нас в фонде важны лояльность, критическое мышление, взаимоуважение, вовлечённость, поручительство, готовность отдавать, доверие, конфиденциальность. У нас очень высокий уровень доверия среди участников, а в основе — культура благодарности и долгосрочных отношений. Многие наши выпускники говорят, что «Фонд Первое Поколение» для них — вторая семья.
— Что вам и вашим коллегам по фонду даёт это сообщество?
— Мы занимаемся развитием ценностного и профессионального потенциала каждого участника. Мне и другим ребятам-основателям важно, кто нас окружает, какие это люди, с какими человеческими и профессиональными качествами. Мне доставляет большое удовольствие искать людей с похожими взглядами на жизнь и вместе развиваться, вместе делать важные проекты для общества. И создавать в моём окружении безопасную среду для развития.
Ещё раз подчеркну, что у нас нет стейкхолдеров, мы не входим ни в одну корпорацию — все участники работают в разных компаниях или ведут свой бизнес. Ни с какой политической организацией, ни с каким меценатом мы не сотрудничаем. Это исключительно частная инициатива нескольких молодых людей (хотя нам уже всем за 30), которые 12 лет назад сами получили от подобного формата просвещения огромную пользу и теперь транслируют это следующему поколению, таким же талантливым ребятам, но помладше.
— До запуска «неУниверситета» в фонде уже действовали образовательные программы? Чему они были посвящены?
— Да, у нас есть достаточно объёмная образовательная программа в фонде, участники проходят её с наставником. Она ориентирована на молодых специалистов (в среднем 23–25-летних), и в этом одно из ключевых отличий этой программы от программы «неУниверситета», которая предназначена для людей ещё моложе — студентов. У тех, кто поступает на программу фонда, уже есть профессиональные цели, достижения, резюме, которым они могут гордиться.
Эта образовательная программа длится примерно полгода, и если можно было бы сравнить её с чем-то, то я бы сказала, что это мини-MBA по управлению и коммуникациям, такой интенсив молодого руководителя, где можно учиться по вечерам и не отрываться от карьеры.
На наш взгляд, образование пострадало из-за переоценки материальной составляющей жизни — учиться идут, чтобы потом быстрее получить работу и стать обеспеченным. Настоящее же образование должно быть ориентировано на воспитание творческого и критического мышления, а ещё — уходить от набора фактов и книжного знания к непосредственному личному опыту и действию, практике. Мы предоставляем участникам фонда возможность получить за время обучения именно личный опыт, так как только самостоятельное открытие фактов о себе и мире позволит превратить знание в мудрость.
«Это может прозвучать романтично и по-максималистски, но я верю, что они могут изменить мир»
— Почему вы решили запустить новую программу — для студентов?
— Объём моих знаний об образовании и развитии человеческого капитала потребовал какого-то выхода. Фонд — это здорово, и я продолжаю им заниматься, но захотелось сделать какую-то новую и при этом простую технологию передачи знаний не для рынка образования, а для совсем молодых ребят 18–23 лет. Я много преподаю для такой аудитории, много работаю с ребятами этого возраста как ментор, и мне хотелось масштабировать этот опыт. Так родился «неУниверситет».
— В чём его суть?
— Это неформальное образование. Я давно пытаюсь подступиться к этой теме в профессиональном поле, зафиксировать этот феномен в России. Неформальным образованием может быть всё что угодно, начиная с того, чему ребёнка учит мама дома, рассказывают и показывают друзья в школе. Это и профессиональные наставления коллег на работе, и то, что человек слышит на конференции или изучает вместе с друзьями. И «неУниверситет» для меня — гипотеза, попытка систематизировать в одном месте разное неформальное образование и области знаний, необходимые для адаптации молодёжи в личной и профессиональной жизни.
Я бы хотела узаконить универсальное образование в противовес профессиональному, основанному только на эрудиции и навыках. Люди должны не только учиться умению зарабатывать на жизнь, но и становиться хорошим Человеком с большой буквы, добрым и деятельным. Считаю, что универсальное неформальное образование должно стать предварительным условием получения профессионального образования.
— Для студентов образование в «неУниверситете» бесплатное или платное?
— Бесплатное. Мне сложно брать деньги за вещи, которые можно просто найти в Сети или услышать от друга за чашкой кофе. Молодёжи я готова отдавать знания бесплатно, потому что верю, что за ними будущее. Всего через 10–15 лет они будут руководить ключевыми компаниями, принимать ключевые решения. Это может прозвучать романтично и по-максималистски, но я верю, что они могут изменить мир. И почему бы не дать им в нормальном, систематизированном, практико-ориентированном, современном подходе то, что они хотят? Тем более обществу этот даст формирование критически мыслящей, нравственно и граждански ориентированной молодёжи. Это выгодно всем.
Если подытожить, «неУниверситет» — гипотеза по формированию системы универсального неформального образования в России. Возможно, ничего не получится, но не протестировать идею всё-таки я не могу.
— Как вы прорабатывали программу и выясняли, чего именно не хватает аудитории? Они ведь и так чему-то учатся в формальном секторе образования, да и неформально тоже, как вы сами справедливо заметили.
— Основное вдохновение по программе пришло из нескольких источников — конфуцианство, античность, средневековые университеты, мастерские Ренессанса и Баухаус. У нас даже дизайн лендинга вдохновлён Баухаусом, и программа выполнена визуально как «Круги» Баухауса. Но это вдохновение требовалось положить на то, что действительно нужно целевой аудитории.
Идею такой программы я обдумывала семь лет, а начала работать над ней и собирать команду в конце 2022 года, когда почувствовала в себе моральные силы, что готова это сделать. Эти семь лет я много училась, переживала профессиональный и личный опыт, накапливала компетенции, с которыми будет нестыдно реализовать проект. Для меня очень важно не быть голословной и поверхностной.
Перед запуском меня беспокоил вопрос: может быть, я вообще всё нафантазировала, и это никому не нужно? Поскольку я много занимаюсь такими ребятами в своё нерабочее время в рамках преподавания и менторинга, я собрала всех своих студентов в один чат для исследования их потребностей и ценностей. Где-то месяц мы вместе обсуждали, нравятся ли им предлагаемые модули обучения, что в них лишнее, чего не хватает, каких преподавателей хочется видеть на программе, какой контент кажется кринжовым — для них это тоже важно.
— Что это вам в итоге дало?
— По итогам этого кастдева мы сформировали итоговую двухлетнюю программу, а ещё поняли, как обращаться к студентам во время приёмной кампании, какие конкретные слова и какой дизайн-код вызывают у них отклик, что их в хорошем смысле «триггерит». Так, например, мы сконструировали лендинг для «неУниверситета».
Такой гибкости и при этом дотошности, как в этом проекте, в коммерческой компании не может быть. И это нормально, задачи у EdTech-бизнеса — другие. А здесь мы внимательно, буквально по крупицам прошли путь создания образовательного продукта «от и до» и показали ровно то, что попросила наша целевая аудитория.
— И что же попросила целевая аудитория? Каких именно знаний и навыков, как вы выяснили, не хватает вашим студентам?
— Есть четыре основных запроса. На первом месте — бытовые вопросы. Я так называю всё, что связано с сепарацией от родителей, накоплением первых денег и другими базовыми вопросами по адаптации к взрослой жизни — условно, «как поехать в первый отпуск, чтобы осталось ещё на еду».
Второй запрос — это гуманитарное и критическое мышление. Мы не собираемся читать гуманитарные дисциплины по учебнику, мы хотим заходить в предмет с помощью дискуссии, обсуждать сложившиеся в обществе стереотипы и шаблоны через критическое мышление, но начинать всегда надо с себя: «А что, если я сейчас не прав? Если мои убеждения как минимум субъективны? Как мне увидеть мир глазами моего оппонента?»
На работу с мышлением и ценностями у ребят есть очень большой запрос, и, к сожалению, ни вузы, ни школы здесь им сейчас не помощники, просто потому что у системы образования пока нет подобных инструментов для развития в студентах именно критического мышления и ценностного потенциала. Наш подход в том, чтобы дать студентам способ не только наблюдать за тем, что происходит в обществе, но и решать различные вопросы для себя. Студенты изучают разные подходы и системы ценностей в рамках программы, выбирают подходящие именно им средства для контроля над своей жизнью и в итоге, будем надеяться, достигнут личной самореализации на основе полученных знаний.
— Как они обычно пытаются выразить суть запроса на развитие мышления?
— Говорят, например, так: «Как мне найти в отголосках прошлого опыта человечества причины настоящего?» или «Как понять, почему так много трагедий в современном мире?» Ещё есть запрос на культурологические знания, на понимание, например, чем отличаются друг от друга основные мировые религии.
Возвращаясь к основным запросам ребят, помимо бытовых проблем и гуманитарных знаний, есть ещё два популярных запроса. Третий — про профессиональное призвание. Как найти именно своё дело, работу, стажировку. И, кстати, для этого поколения уже не так важно, сколько будут платить — для них важнее самореализоваться и быть счастливым сейчас, а не через десять лет.
И четвёртый запрос — как раз про то, как быть счастливым. Он может звучать как драматичное утверждение: «Я просто хочу, чтобы от меня все отстали. И тогда я буду счастливым». За последние три года молодёжь сильно психологически «помотало». Грустно, с одной стороны, но с другой, с этим можно (и не поздно) работать. Хорошо ведь, когда у человека мотивация именно на счастье, а не только на машину, дорогие часы и квартиру с домработницей.
«Уже есть компании, которые хотели бы взять наших студентов на стажировки»
— Какое содержание получилось у вашей программы с учётом всех этих запросов?
— Мы располагали этапы в таком порядке, чтобы в первую очередь удовлетворить наиболее важные потребности. Первый этап — про наболевшие вопросы: деньги, отношения с родителями, ментальное здоровье и так далее. Тем самым мы сняли первичный стресс, решили базовые проблемы. У нас прошла серия из шести мастер-классов, после каждого — домашнее задание и ещё одна дополнительная встреча, где ту же тему ребята обсуждали в маленьких группах, без преподавателя и в формате «форума». На первый этап обучения у нас ушло шесть недель.
Второй этап — форкурс, гуманитарная мастерская на четыре месяца. Формат такой же: два онлайн-занятия в неделю, одно с преподавателем, второе в группе. Будем изучать основы гуманитарных наук через дискуссионные форматы: этику, философию, культуру, религиоведение. Именно так можно прокачать критическое мышление — изучая различные подходы, взгляды, мнения и культуры, сравнивая опыт прошлого с настоящим, примеряя на себя разные методологии, чтобы в итоге построить свою систему ценностей. Политические механизмы мы будем обсуждать только в теоретическом плане. Как, кстати, и религии — мы соблюдаем принципы безопасности участников и уважение друг к другу, исключаем все попытки хейта и «отмены» внутри группы, не спорим, какая религия или политическая концепция лучше прочих. Таково одно из правил участия в нашей программе.
Третий этап — специальный курс в течение шести месяцев. Мы готовим для ребят модули по выбору — они будут по аналитике, дизайну, программированию, маркетингу и финансам. Если какое-то из направлений никто не выберет, то будет не пять групп, а четыре или три.
— То есть это ещё и профессиональное образование?
— Тут задача не в том, чтобы дать узконаправленные навыки, этому они успеют научиться позже с помощью EdTech-компаний, а в преподавании основ и «гигиенического минимума» в профессии. Кстати, отдельные навыки, например тот же Python, если говорить о наших молодых программистах, они и сами прекрасно осваивают и без нас. Мы же стремимся дать не только теорию об их будущей сфере самореализации, но и практику с максимальным количеством кейсов и реальных рабочих задач, а также познакомить ребят с людьми из отрасли, чтобы они могли попробовать себя в деле как можно скорее, и чтобы это был осознанный выбор.
Причём после первых трёх месяцев специального курса начнутся стажировки — у нас уже есть компании, которые хотели бы взять наших студентов на стажировки. Первые три месяца ребята будут стажироваться бесплатно, а потом мы рассчитываем, что они устроятся в штат, и договариваемся об этом с партнёрами.
— А до стажировок у них будут исключительно групповые занятия, или предусмотрена какая-то индивидуальная работа?
— Сразу в начале специального курса мы предоставим каждому личного ментора. То есть если студент идёт на курс, например, по аналитике, то у него будет ментором опытный аналитик или профессионал из смежной сферы. Списки будущих менторов у нас тоже уже есть — очень здорово, что многие действующие профессионалы хотят вкладывать в проект и ребят своё время абсолютно бесплатно.
— А что будет завершающим этапом обучения?
— Это вишенка на торте, последний штрих, чтобы сделать из них «ультрабойцов». В рамках четвёртого этапа они будут изучать управление проектами и командами.
По счастливой (или нет) случайности я стала руководителем в 20 лет и, конечно, совершила тогда огромное количество ошибок — в том числе в силу своего характера и холеричности. Я считаю, учить тому, как быть хорошим руководителем, нужно как можно раньше. Чем раньше они научатся как минимум культуре, а лучше и конкретным инструментам, управления, тем лучше и здоровее станет атмосфера коллективов на рынке. И тем меньше они будут посыпать себе голову пеплом и ходить к психотерапевту через пять лет, рефлексируя над своими управленческими ошибками. Управлять командами и процессами, растить своих сотрудников, заботиться об их эмоциональном состоянии, развивать компетенции команды, давать и собирать обратную связь — всему этому надо учить смолоду.
— То есть, получается, это будет ещё один курс — по управлению?
— Да, управленческий курс у нас займёт три месяца. Конечно, это будет только база и фундамент для начала профессиональной деятельности, а полноценные навыки управления они смогут получить либо позже у нас в фонде, либо на программах MBA самостоятельно.
С учётом перерывов на каникулы после каждого этапа вся программа уложится в два года.
Будем надеяться, что в следующем году мы ещё привлечём стипендии, чтобы у ребят появились дополнительные деньги на саморазвитие и мотивация не сдаваться, так как наша программа развивает в них радикальную дисциплину, иногда даже через «боль». Например, за пропущенный дедлайн по сдаче задания они выбывают из программы. Если они не включают на занятиях камеру, они тоже выбывают из программы. Я верю, что эта дисциплина к себе поможет им стать лучшими на рынке и просто порядочными людьми. Дисциплина — это, в конечном счёте, любовь к себе и уважение к другим.
Но если честно, я не очень верю в стипендии. У нас в фонде раньше они были, но работало это плохо — это не про глубинную мотивацию. И в целом люди, с которыми человек встречается за время обучения, — сокурсники, преподаватели, ментор, будущий работодатель — гораздо более ценный и важный ресурс, чем дополнительные деньги в течение года.
— Преподаватели программы, как и менторы, работают на волонтёрских началах, бесплатно?
— Да, это так. У нас нет ни одного человека в найме. Для меня этот феномен в целом не новость — огромное количество людей в России готово отдавать своё время безвозмездно в благотворительность во имя своих ценностей и проектов, которые им соответствуют.
Проект «неУниверситет» про следующие ценности: развитие человеческого капитала через работу с молодёжью, «инвестиции» в долгосрочные отношения с интересными и идейными людьми, культура самореализации и профессионального призвания, а не шаблонной карьеры.
На это большой спрос, потому что у людей «душа болит», потому что люди видят несправедливость или бреши в системе образования, и они откликаются — хотят помогать и инвестируют свободное время в такие проекты, как наши. И ещё «неУниверситет» — это что-то новое, а человек склонен по натуре вовлекаться не только в полезные, но и в необычные, прорывные в своей сути проекты.
«Жёсткий отсев продолжается для студентов и на протяжении обучения»
— У вас получается довольно интенсивная, разносторонняя и отнюдь не короткая программа. Такую, очевидно, потянет и дойдёт до конца не каждый. Как вы отбирали тех, кто будет учиться в «неУниверситете»?
— Нам нужны самые мотивированные. Какую-то часть аудитории отсекало уже само описание программы: продолжительность два года, бесплатно, но сразу написано, что будет тяжело учиться. Мы честны с нашими студентами. Тяжело, потому что интенсивный тайминг программы, необходимо глубокое погружение в материал, а на это нужно время, которого у них не так много из-за учёбы в вузе, домашних дел и прочего, а ещё много дедлайнов, за пропуск которых можно вылететь, как я и говорила ранее.
— Какой в итоге получилась реальная аудитория проекта?
— Средний возраст наших участников — 19 лет. И, конечно, по сравнению с участниками основной программы фонда у них пока нет никаких достижений. Они ещё растут личностно и профессионально, но у них есть с нами совпадение по ценностям и уникальный потенциал, скажем так, «божья искра». И нам нужно успеть за два года его раскрыть.
Так как программа проводится онлайн, наши студенты со всей России. А подавались к нам русскоязычные ребята из 37 стран мира. По направлению обучения в своём вузе среднестатистический студент «неУниверситета» — либо айтишник, либо будущий учёный. То есть в Фонде Первое Поколение у нас на программе для молодых специалистов, в основном менеджеры, экономисты, предприниматели, а тут «ядро» получилось другое. Всего мы отобрали для участия в программе «неУниверситета» 66 человек.
— Было ли в результатах отбора что-то неожиданное для команды проекта?
— В целом мы получили, что планировали, и в плане географии участия, и в плане специальностей. Просто потому, что детально подходили к стратегии приёмной кампании, о чём я рассказала выше. Но несколько инсайтов по итогам отбора всё же есть.
Во-первых, для меня безумно интересный результат в том, что больше половины из почти 1600 заявок к нам подали девушки. На подобные программы по развитию лидеров — а я много таких программ создавала для больших компаний — обычно подаются одни парни, девушек всегда было очень-очень мало, было много шуток на эту тему последние лет десять. А тут такое!
Во-вторых, большой наплыв ребят с научных специальностей оказался для нас всё-таки неожиданным. Мы знали, что будет много айтишников и смежных специальностей, но не думали о ребятах из науки. За ними большое будущее.
И в-третьих, среди наших студентов оказалось много ребят, которые учились дома с пятого класса, или взяли перерыв на пару лет подумать о жизни после школы, или пошли в крутой колледж, а не в вуз — словом, с нестандартными траекториями образования. Это очень важная культура, и наконец-то она проникла к нам в Россию. У нового поколения всё проще, чем было даже в моё время. У них нет такой директивности, что надо обязательно окончить 11 классов и после пойти непременно в вуз и так далее.
— Как организовано обучение?
— Обучение проходит полностью онлайн и достаточно интенсивно: два раза в неделю, каждое занятие по три часа, камера всегда должна быть включена на занятии (и это поначалу был большой вызов для всех!). Раз в неделю даётся домашнее задание, на него тоже требуется несколько часов — нужно много личной рефлексии, глубоко вникать в материал и пробовать внедрять предлагаемые инструменты на практике в своей жизни, по сути, проводить в какой-то степени «опыты», фиксировать их и анализировать, что из этого вышло, а потом уже систематизировать это в формат письменной рефлексии.
Есть журнал, где мы фиксируем посещаемость и активность. Оценок как таковых в нём нет — мы против оценок, но есть текстовые подробные комментарии преподавателей о выполненных заданиях, чтобы дать обратную связь каждому.
Всего в программе четыре этапа, и после каждого будет отчётная сессия, во время которой можно выбыть. Одно из условий программы в том, что жёсткий отсев продолжается на протяжении обучения. Это важно, чтобы сохранить уровень студентов и их интерес, а ещё чтобы они чувствовали, что рядом с ними — целеустремлённые и мотивированные ребята, и хотели сделать в таком окружении ещё больше.
Мы ищем талантливых амбициозных ребят, готовых вкладывать своё время в двусторонние отношения. То есть мы сильно вкладываемся со своей стороны и бесплатно, и они со своей стороны тоже держат обязательство — быть как минимум внимательным, благодарным, относиться с уважением к преподавателям и менторам, которые тратят своё личное время ради развития каждого студента «неУниверситета». Готовность принимать знания по-настоящему, открыто и с отдачей — это редкое качество. Мы обучаем только таких.
— А что именно происходит на отчётных сессиях? Зачёты и экзамены, как в вузе, или что-то принципиально другое? И по каким причинам ваши студенты могут отсеяться?
— Отчётная сессия — не экзамен по билетам, а скорее командная рефлексия в формате конференции, когда мы все встречаемся на одной площадке и ребята выступают с презентациями друг перед другом и преподавателями. По сути, это групповая рефлексия о том, как прошёл первый этап обучения: что не понравилось, а что было выше похвал, удалось ли подружиться ребятам во время прохождения программы, как они оценивают своих преподавателей и изученный материал, что из знаний удалось уже внедрить в жизнь, почему хочется и дальше оставаться на программе. Нам интересно буквально всё, и мы всегда рады открытой обратной связи. Кстати, в «неУниверситете» нет анонимных опросов. Все вопросы от организационной части до возможных проблем в личных отношениях между студентами мы открыто решаем внутри, даём обратную связь экологично друг другу, но честно. Радикальная прозрачность — ещё одно наше правило. Я отдаю себе отчёт в том, что подобные подходы эффективны только при обучении небольших групп, до 100 человек. Чем больше студентов у тебя обучаются, тем сложнее следить за соблюдением любых правил образовательного процесса. Именно поэтому мы отбирали десятки, а не сотни студентов.
Кто может, приезжает в Москву на отчётную сессию, кто не может — подключается онлайн. Первая сессия, кстати, прошла на площадке Skillbox.
Какие критерии оценки: во-первых, присутствовать. Приезжать необязательно, если дорога слишком дорого обойдётся, но тот, кто проспал отчётную сессию и не явился онлайн или офлайн, сразу выбывает. Во-вторых, важно выполнить формальные требования к содержанию презентации, чтобы правильно раскрыть рефлексию по итогам обучения. В-третьих, посещаемость и качественное выполнение домашних заданий. И наконец, только офлайн мы можем посмотреть на каждого и пообщаться вживую, чтобы убедиться, что участники не токсичны по отношению друг к другу, что в группе складываются здоровые и продуктивные отношения. За это мы очень любим офлайн!
«Мне важно, чтобы ребята раскрыли свой талант»
— Суммируя всё сказанное — какие всё-таки у «неУниверситета» основные задачи?
— Основных задач три. Для меня важно, чтобы ребята могли стать кадровым резервом, но не для конкретной компании, а в широком смысле. Они все очень разные, и их специальности позволяют работать им в любой индустрии. Если за ними будет стоять очередь из эйчаров, мне будет очень приятно. Если в будущем они станут надёжными сотрудниками корпораций, ответственными предпринимателями, передовыми учёными и сильными руководителями, значит, всё не зря.
Вторая задача программы — самореализация каждого студента, и третья — помочь им стать счастливыми. «НеУниверситет» призван стать питательной культурной средой для подрастающих поколений, обстановка его должна быть творческой, а не подражательной. Всё остальное меня волнует в меньшей степени.
Мне важно, чтобы ребята раскрыли свой талант. У каждого из нас есть какой-то талант, вопрос лишь в том, успеем ли мы его раскрыть за свою жизнь. У ребят пока эти таланты спят. Если таланты развивать правильно, они могут помочь миллионам людей в будущем.
Неважно, будут они готовить прекрасный крем-брюле или изобретут лекарство от рака — у нас, кстати, есть ребята, которые занимаются этой темой. А вдруг они это действительно сделают? А мы дадим им инструменты, чтобы личная и профессиональная самореализация случилась в лучшем виде. Поэтому будущий кадровый резерв, самореализация каждого участника и счастье каждого студента — вот мои три личные цели.
— А есть ли какие-то измеримые показатели, по которым можно будет оценить, решены ли задачи программы?
— У нас есть, конечно, формальные вещи — активность на программе, посещаемость, выполнение задач в установленные дедлайны. А вот дальше сложнее.
Когда мы оценивали ребят на входе, мы смотрели на наличие запроса, мотивации и времени на учёбу, а ещё на наличие самодисциплины и ответственности за других. Всё это можно померить, кроме мотивации и ответственности. Их можно увидеть в том, как человек себя ведёт в коммуникациях во время обучения, но измерить нельзя. И другие важные для нас критерии, такие как способность строить долгосрочные отношения, способность благодарить и отдавать, способность открываться другим и доверять, никак не измерить формальными метриками.
К слову, избыточная фиксация на метриках сбила нынешнее поколение студентов с верного пути. Недооценена, например, интуиция — вечный источник творческой деятельности. Мне кажется, следует поощрять внимание к эмоциям в образовании, а также приучать контролировать их, но не подавлять.
Молодые люди нуждаются не только в зафиксированных образовательных результатах, но и в духовной поддержке для развития их уникальных талантов. Чем выше духовные цели, тем успешнее молодёжь справляется с материальными трудностями.
Получается, что из метрик для студентов у нас доступны уровень коммуникации, уровень адаптации, уровень энергии (имею в виду человеческую витальность, а не что-то эзотерическое). А что касается метрик обучения, то мне, с одной стороны, теоретически важна доходимость, а с другой стороны, чем она будет меньше на практике, тем для меня будет лучше.
— Неожиданное заявление! То есть вы считаете, что чем больше отсев, тем качественнее результат?
— Да. Двенадцать лет я занимаюсь тем, что постоянно фильтрую людей — на входе тысяча, а в конце тридцать человек. Селекция — это самое принципиальное в подобных программах, в итоге остаётся кристаллизованная группа, которая вместе пережила всё — огонь, воду, медные трубы. Моя задача сделать так, чтобы они доверяли друг другу, возможно, были бы друзьями, возможно, кто-то из них стал бы одной семьёй. Истинная цель образования, про которую мы часто забываем в погоне за доходимостью и прочими метриками, — в пробуждении стремления к свершениям. Это важно, а не то, сколько их останется в конце программы. Получится ли? Пока это гипотеза, и мы её тестируем.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: