«Идею такой программы я обдумывала семь лет»: интервью о новом проекте «неУниверситет»
Частный проект по бесплатному многостороннему образованию, куда прошли отбор 66 человек из 1600, — согласитесь, это звучит как минимум интригующе.
 
 

Валентина Куренкова
GR-директор «Нетологии». Ранее занимала должности директора по персоналу, советника, управляющего директора и вице-президента в коммерческих, некоммерческих, государственных региональных и федеральных структурах. В частности, руководила АНО «Цифровое образование», образовательными подразделениями и блоком государственно-частных партнёрств в структурах правительства Москвы, возглавляла работу по федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».
Осенью 2023 года стало известно о новом проекте «Фонда Первое Поколение» под названием «неУниверситет» — это неформальная просветительская и бесплатная программа для российских студентов. Валентина Куренкова стала в «неУниверситете» ректором. Мы попросили её рассказать, в чём суть этого проекта, кто его стейкхолдеры, на какие средства он существует, а главное — каковы его цели.
«Мы сфокусированы на построении сообщества молодых лидеров»
— Давайте начнём с истоков. Итак, «неУниверситет» — новый проект «Фонда Первое Поколение». Что это за фонд?
— «Фонд Первое Поколение» основала я с моими друзьями, первыми выпускниками «Фонда Русской Экономики». Эту организацию мы открыли в 2012 году вместе с Оскаром Хартманном, известным российским предпринимателем. В 2016 году наши пути разошлись, «Фонд Русской Экономики» как бренд перестал существовать, а мы с ребятами, его выпускниками, продолжили развивать уже свои ценности и подходы в новой организации.
Суть работы «Фонда Первое Поколение», как и моей на протяжении уже почти 12 лет, — в развитии человеческого капитала в России. Человеческий капитал — это накопленный опыт, запас здоровья, знаний и навыков, который мы каждый день используем себе во благо, в том числе в профессиональной деятельности.
Рост качества человеческого капитала ведёт к росту производительности труда, а это основа всей экономики. И в развитии человеческого капитала образование, конечно, играет не последнюю роль. Только когда у человека с раннего возраста складывается понимание взаимосвязей явлений в окружающем мире, он может внести личный творческий вклад в работу общества и экономики. Так сложилось, что именно образование — основное направление, с которым я работаю уже много лет профессионально.
— Чем конкретно занимается фонд?
— Есть два способа проявить талант в человеке — интенсивное воспитание и стимулирующая среда. Ключевое направление деятельности фонда — поиск талантов и формирование социальных и карьерных лифтов для молодёжи. Мы сфокусированы на построении сообщества молодых лидеров за счёт воспитательных методологий и создания той самой стимулирующей среды.
В отличие от «Фонда Русской Экономики», где мы начинали эту работу вместе с Оскаром, сейчас в «Фонде Первое Поколение» нет ни стейкхолдеров, ни учредителей — сообщество построено на саморегуляции и успешно функционирует в таком режиме с 2016 года. Это большая удача, что нам удалось выстроить децентрализованное управление в организации, потому что в таких типах объединений нет конфликта интересов и вертикальной иерархии.

Доходов у фонда нет, только расходы. Мероприятия, записи подкастов, организация внутренних программ P2P-обучения, благотворительные инициативы мы финансируем из собственного кармана — в фонде действуют ежеквартальные взносы от всех его участников.
— А кто может принять участие в деятельности фонда?
— Те, кто подходит нам по ценностям и опыту. Система ценностей определяет значение, которое человек придаёт всему, что его окружает, его цели и стремления в жизни, принципы поведения.
Это прозвучит банально, но все важные ценности в мире — простые. Для нас в фонде важны лояльность, критическое мышление, взаимоуважение, вовлечённость, поручительство, готовность отдавать, доверие, конфиденциальность. У нас очень высокий уровень доверия среди участников, а в основе — культура благодарности и долгосрочных отношений. Многие наши выпускники говорят, что «Фонд Первое Поколение» для них — вторая семья.
— Что вам и вашим коллегам по фонду даёт это сообщество?
— Мы занимаемся развитием ценностного и профессионального потенциала каждого участника. Мне и другим ребятам-основателям важно, кто нас окружает, какие это люди, с какими человеческими и профессиональными качествами. Мне доставляет большое удовольствие искать людей с похожими взглядами на жизнь и вместе развиваться, вместе делать важные проекты для общества. И создавать в моём окружении безопасную среду для развития.
Ещё раз подчеркну, что у нас нет стейкхолдеров, мы не входим ни в одну корпорацию — все участники работают в разных компаниях или ведут свой бизнес. Ни с какой политической организацией, ни с каким меценатом мы не сотрудничаем. Это исключительно частная инициатива нескольких молодых людей (хотя нам уже всем за 30), которые 12 лет назад сами получили от подобного формата просвещения огромную пользу и теперь транслируют это следующему поколению, таким же талантливым ребятам, но помладше.

— До запуска «неУниверситета» в фонде уже действовали образовательные программы? Чему они были посвящены?
— Да, у нас есть достаточно объёмная образовательная программа в фонде, участники проходят её с наставником. Она ориентирована на молодых специалистов (в среднем 23–25-летних), и в этом одно из ключевых отличий этой программы от программы «неУниверситета», которая предназначена для людей ещё моложе — студентов. У тех, кто поступает на программу фонда, уже есть профессиональные цели, достижения, резюме, которым они могут гордиться.
Эта образовательная программа длится примерно полгода, и если можно было бы сравнить её с чем-то, то я бы сказала, что это мини-MBA по управлению и коммуникациям, такой интенсив молодого руководителя, где можно учиться по вечерам и не отрываться от карьеры.
На наш взгляд, образование пострадало из-за переоценки материальной составляющей жизни — учиться идут, чтобы потом быстрее получить работу и стать обеспеченным. Настоящее же образование должно быть ориентировано на воспитание творческого и критического мышления, а ещё — уходить от набора фактов и книжного знания к непосредственному личному опыту и действию, практике. Мы предоставляем участникам фонда возможность получить за время обучения именно личный опыт, так как только самостоятельное открытие фактов о себе и мире позволит превратить знание в мудрость.
«Это может прозвучать романтично и по-максималистски, но я верю, что они могут изменить мир»
— Почему вы решили запустить новую программу — для студентов?
— Объём моих знаний об образовании и развитии человеческого капитала потребовал какого-то выхода. Фонд — это здорово, и я продолжаю им заниматься, но захотелось сделать какую-то новую и при этом простую технологию передачи знаний не для рынка образования, а для совсем молодых ребят 18–23 лет. Я много преподаю для такой аудитории, много работаю с ребятами этого возраста как ментор, и мне хотелось масштабировать этот опыт. Так родился «неУниверситет».
— В чём его суть?
— Это неформальное образование. Я давно пытаюсь подступиться к этой теме в профессиональном поле, зафиксировать этот феномен в России. Неформальным образованием может быть всё что угодно, начиная с того, чему ребёнка учит мама дома, рассказывают и показывают друзья в школе. Это и профессиональные наставления коллег на работе, и то, что человек слышит на конференции или изучает вместе с друзьями. И «неУниверситет» для меня — гипотеза, попытка систематизировать в одном месте разное неформальное образование и области знаний, необходимые для адаптации молодёжи в личной и профессиональной жизни.

Я бы хотела узаконить универсальное образование в противовес профессиональному, основанному только на эрудиции и навыках. Люди должны не только учиться умению зарабатывать на жизнь, но и становиться хорошим Человеком с большой буквы, добрым и деятельным. Считаю, что универсальное неформальное образование должно стать предварительным условием получения профессионального образования.
— Для студентов образование в «неУниверситете» бесплатное или платное?
— Бесплатное. Мне сложно брать деньги за вещи, которые можно просто найти в Сети или услышать от друга за чашкой кофе. Молодёжи я готова отдавать знания бесплатно, потому что верю, что за ними будущее. Всего через 10–15 лет они будут руководить ключевыми компаниями, принимать ключевые решения. Это может прозвучать романтично и по-максималистски, но я верю, что они могут изменить мир. И почему бы не дать им в нормальном, систематизированном, практико-ориентированном, современном подходе то, что они хотят? Тем более обществу этот даст формирование критически мыслящей, нравственно и граждански ориентированной молодёжи. Это выгодно всем.
Если подытожить, «неУниверситет» — гипотеза по формированию системы универсального неформального образования в России. Возможно, ничего не получится, но не протестировать идею всё-таки я не могу.
— Как вы прорабатывали программу и выясняли, чего именно не хватает аудитории? Они ведь и так чему-то учатся в формальном секторе образования, да и неформально тоже, как вы сами справедливо заметили.
— Основное вдохновение по программе пришло из нескольких источников — конфуцианство, античность, средневековые университеты, мастерские Ренессанса и Баухаус. У нас даже дизайн лендинга вдохновлён Баухаусом, и программа выполнена визуально как «Круги» Баухауса. Но это вдохновение требовалось положить на то, что действительно нужно целевой аудитории.
Идею такой программы я обдумывала семь лет, а начала работать над ней и собирать команду в конце 2022 года, когда почувствовала в себе моральные силы, что готова это сделать. Эти семь лет я много училась, переживала профессиональный и личный опыт, накапливала компетенции, с которыми будет нестыдно реализовать проект. Для меня очень важно не быть голословной и поверхностной.
Перед запуском меня беспокоил вопрос: может быть, я вообще всё нафантазировала, и это никому не нужно? Поскольку я много занимаюсь такими ребятами в своё нерабочее время в рамках преподавания и менторинга, я собрала всех своих студентов в один чат для исследования их потребностей и ценностей. Где-то месяц мы вместе обсуждали, нравятся ли им предлагаемые модули обучения, что в них лишнее, чего не хватает, каких преподавателей хочется видеть на программе, какой контент кажется кринжовым — для них это тоже важно.

— Что это вам в итоге дало?
— По итогам этого кастдева мы сформировали итоговую двухлетнюю программу, а ещё поняли, как обращаться к студентам во время приёмной кампании, какие конкретные слова и какой дизайн-код вызывают у них отклик, что их в хорошем смысле «триггерит». Так, например, мы сконструировали лендинг для «неУниверситета».
Такой гибкости и при этом дотошности, как в этом проекте, в коммерческой компании не может быть. И это нормально, задачи у EdTech-бизнеса — другие. А здесь мы внимательно, буквально по крупицам прошли путь создания образовательного продукта «от и до» и показали ровно то, что попросила наша целевая аудитория.
— И что же попросила целевая аудитория? Каких именно знаний и навыков, как вы выяснили, не хватает вашим студентам?
— Есть четыре основных запроса. На первом месте — бытовые вопросы. Я так называю всё, что связано с сепарацией от родителей, накоплением первых денег и другими базовыми вопросами по адаптации к взрослой жизни — условно, «как поехать в первый отпуск, чтобы осталось ещё на еду».
Второй запрос — это гуманитарное и критическое мышление. Мы не собираемся читать гуманитарные дисциплины по учебнику, мы хотим заходить в предмет с помощью дискуссии, обсуждать сложившиеся в обществе стереотипы и шаблоны через критическое мышление, но начинать всегда надо с себя: «А что, если я сейчас не прав? Если мои убеждения как минимум субъективны? Как мне увидеть мир глазами моего оппонента?»
На работу с мышлением и ценностями у ребят есть очень большой запрос, и, к сожалению, ни вузы, ни школы здесь им сейчас не помощники, просто потому что у системы образования пока нет подобных инструментов для развития в студентах именно критического мышления и ценностного потенциала. Наш подход в том, чтобы дать студентам способ не только наблюдать за тем, что происходит в обществе, но и решать различные вопросы для себя. Студенты изучают разные подходы и системы ценностей в рамках программы, выбирают подходящие именно им средства для контроля над своей жизнью и в итоге, будем надеяться, достигнут личной самореализации на основе полученных знаний.
— Как они обычно пытаются выразить суть запроса на развитие мышления?
— Говорят, например, так: «Как мне найти в отголосках прошлого опыта человечества причины настоящего?» или «Как понять, почему так много трагедий в современном мире?» Ещё есть запрос на культурологические знания, на понимание, например, чем отличаются друг от друга основные мировые религии.
Возвращаясь к основным запросам ребят, помимо бытовых проблем и гуманитарных знаний, есть ещё два популярных запроса. Третий — про профессиональное призвание. Как найти именно своё дело, работу, стажировку. И, кстати, для этого поколения уже не так важно, сколько будут платить — для них важнее самореализоваться и быть счастливым сейчас, а не через десять лет.
И четвёртый запрос — как раз про то, как быть счастливым. Он может звучать как драматичное утверждение: «Я просто хочу, чтобы от меня все отстали. И тогда я буду счастливым». За последние три года молодёжь сильно психологически «помотало». Грустно, с одной стороны, но с другой, с этим можно (и не поздно) работать. Хорошо ведь, когда у человека мотивация именно на счастье, а не только на машину, дорогие часы и квартиру с домработницей.
«Уже есть компании, которые хотели бы взять наших студентов на стажировки»
— Какое содержание получилось у вашей программы с учётом всех этих запросов?
— Мы располагали этапы в таком порядке, чтобы в первую очередь удовлетворить наиболее важные потребности. Первый этап — про наболевшие вопросы: деньги, отношения с родителями, ментальное здоровье и так далее. Тем самым мы сняли первичный стресс, решили базовые проблемы. У нас прошла серия из шести мастер-классов, после каждого — домашнее задание и ещё одна дополнительная встреча, где ту же тему ребята обсуждали в маленьких группах, без преподавателя и в формате «форума». На первый этап обучения у нас ушло шесть недель.
Второй этап — форкурс, гуманитарная мастерская на четыре месяца. Формат такой же: два онлайн-занятия в неделю, одно с преподавателем, второе в группе. Будем изучать основы гуманитарных наук через дискуссионные форматы: этику, философию, культуру, религиоведение. Именно так можно прокачать критическое мышление — изучая различные подходы, взгляды, мнения и культуры, сравнивая опыт прошлого с настоящим, примеряя на себя разные методологии, чтобы в итоге построить свою систему ценностей. Политические механизмы мы будем обсуждать только в теоретическом плане. Как, кстати, и религии — мы соблюдаем принципы безопасности участников и уважение друг к другу, исключаем все попытки хейта и «отмены» внутри группы, не спорим, какая религия или политическая концепция лучше прочих. Таково одно из правил участия в нашей программе.
Третий этап — специальный курс в течение шести месяцев. Мы готовим для ребят модули по выбору — они будут по аналитике, дизайну, программированию, маркетингу и финансам. Если какое-то из направлений никто не выберет, то будет не пять групп, а четыре или три.
— То есть это ещё и профессиональное образование?
— Тут задача не в том, чтобы дать узконаправленные навыки, этому они успеют научиться позже с помощью EdTech-компаний, а в преподавании основ и «гигиенического минимума» в профессии. Кстати, отдельные навыки, например тот же Python, если говорить о наших молодых программистах, они и сами прекрасно осваивают и без нас. Мы же стремимся дать не только теорию об их будущей сфере самореализации, но и практику с максимальным количеством кейсов и реальных рабочих задач, а также познакомить ребят с людьми из отрасли, чтобы они могли попробовать себя в деле как можно скорее, и чтобы это был осознанный выбор.
Причём после первых трёх месяцев специального курса начнутся стажировки — у нас уже есть компании, которые хотели бы взять наших студентов на стажировки. Первые три месяца ребята будут стажироваться бесплатно, а потом мы рассчитываем, что они устроятся в штат, и договариваемся об этом с партнёрами.
— А до стажировок у них будут исключительно групповые занятия, или предусмотрена какая-то индивидуальная работа?
— Сразу в начале специального курса мы предоставим каждому личного ментора. То есть если студент идёт на курс, например, по аналитике, то у него будет ментором опытный аналитик или профессионал из смежной сферы. Списки будущих менторов у нас тоже уже есть — очень здорово, что многие действующие профессионалы хотят вкладывать в проект и ребят своё время абсолютно бесплатно.

— А что будет завершающим этапом обучения?
— Это вишенка на торте, последний штрих, чтобы сделать из них «ультрабойцов». В рамках четвёртого этапа они будут изучать управление проектами и командами.
По счастливой (или нет) случайности я стала руководителем в 20 лет и, конечно, совершила тогда огромное количество ошибок — в том числе в силу своего характера и холеричности. Я считаю, учить тому, как быть хорошим руководителем, нужно как можно раньше. Чем раньше они научатся как минимум культуре, а лучше и конкретным инструментам, управления, тем лучше и здоровее станет атмосфера коллективов на рынке. И тем меньше они будут посыпать себе голову пеплом и ходить к психотерапевту через пять лет, рефлексируя над своими управленческими ошибками. Управлять командами и процессами, растить своих сотрудников, заботиться об их эмоциональном состоянии, развивать компетенции команды, давать и собирать обратную связь — всему этому надо учить смолоду.
— То есть, получается, это будет ещё один курс — по управлению?
— Да, управленческий курс у нас займёт три месяца. Конечно, это будет только база и фундамент для начала профессиональной деятельности, а полноценные навыки управления они смогут получить либо позже у нас в фонде, либо на программах MBA самостоятельно.
С учётом перерывов на каникулы после каждого этапа вся программа уложится в два года.
Будем надеяться, что в следующем году мы ещё привлечём стипендии, чтобы у ребят появились дополнительные деньги на саморазвитие и мотивация не сдаваться, так как наша программа развивает в них радикальную дисциплину, иногда даже через «боль». Например, за пропущенный дедлайн по сдаче задания они выбывают из программы. Если они не включают на занятиях камеру, они тоже выбывают из программы. Я верю, что эта дисциплина к себе поможет им стать лучшими на рынке и просто порядочными людьми. Дисциплина — это, в конечном счёте, любовь к себе и уважение к другим.
Но если честно, я не очень верю в стипендии. У нас в фонде раньше они были, но работало это плохо — это не про глубинную мотивацию. И в целом люди, с которыми человек встречается за время обучения, — сокурсники, преподаватели, ментор, будущий работодатель — гораздо более ценный и важный ресурс, чем дополнительные деньги в течение года.
— Преподаватели программы, как и менторы, работают на волонтёрских началах, бесплатно?
— Да, это так. У нас нет ни одного человека в найме. Для меня этот феномен в целом не новость — огромное количество людей в России готово отдавать своё время безвозмездно в благотворительность во имя своих ценностей и проектов, которые им соответствуют.
Проект «неУниверситет» про следующие ценности: развитие человеческого капитала через работу с молодёжью, «инвестиции» в долгосрочные отношения с интересными и идейными людьми, культура самореализации и профессионального призвания, а не шаблонной карьеры.

На это большой спрос, потому что у людей «душа болит», потому что люди видят несправедливость или бреши в системе образования, и они откликаются — хотят помогать и инвестируют свободное время в такие проекты, как наши. И ещё «неУниверситет» — это что-то новое, а человек склонен по натуре вовлекаться не только в полезные, но и в необычные, прорывные в своей сути проекты.
«Жёсткий отсев продолжается для студентов и на протяжении обучения»
— У вас получается довольно интенсивная, разносторонняя и отнюдь не короткая программа. Такую, очевидно, потянет и дойдёт до конца не каждый. Как вы отбирали тех, кто будет учиться в «неУниверситете»?
— Нам нужны самые мотивированные. Какую-то часть аудитории отсекало уже само описание программы: продолжительность два года, бесплатно, но сразу написано, что будет тяжело учиться. Мы честны с нашими студентами. Тяжело, потому что интенсивный тайминг программы, необходимо глубокое погружение в материал, а на это нужно время, которого у них не так много из-за учёбы в вузе, домашних дел и прочего, а ещё много дедлайнов, за пропуск которых можно вылететь, как я и говорила ранее.
— Какой в итоге получилась реальная аудитория проекта?
— Средний возраст наших участников — 19 лет. И, конечно, по сравнению с участниками основной программы фонда у них пока нет никаких достижений. Они ещё растут личностно и профессионально, но у них есть с нами совпадение по ценностям и уникальный потенциал, скажем так, «божья искра». И нам нужно успеть за два года его раскрыть.
Так как программа проводится онлайн, наши студенты со всей России. А подавались к нам русскоязычные ребята из 37 стран мира. По направлению обучения в своём вузе среднестатистический студент «неУниверситета» — либо айтишник, либо будущий учёный. То есть в Фонде Первое Поколение у нас на программе для молодых специалистов, в основном менеджеры, экономисты, предприниматели, а тут «ядро» получилось другое. Всего мы отобрали для участия в программе «неУниверситета» 66 человек.
— Было ли в результатах отбора что-то неожиданное для команды проекта?
— В целом мы получили, что планировали, и в плане географии участия, и в плане специальностей. Просто потому, что детально подходили к стратегии приёмной кампании, о чём я рассказала выше. Но несколько инсайтов по итогам отбора всё же есть.
Во-первых, для меня безумно интересный результат в том, что больше половины из почти 1600 заявок к нам подали девушки. На подобные программы по развитию лидеров — а я много таких программ создавала для больших компаний — обычно подаются одни парни, девушек всегда было очень-очень мало, было много шуток на эту тему последние лет десять. А тут такое!
Во-вторых, большой наплыв ребят с научных специальностей оказался для нас всё-таки неожиданным. Мы знали, что будет много айтишников и смежных специальностей, но не думали о ребятах из науки. За ними большое будущее.
И в-третьих, среди наших студентов оказалось много ребят, которые учились дома с пятого класса, или взяли перерыв на пару лет подумать о жизни после школы, или пошли в крутой колледж, а не в вуз — словом, с нестандартными траекториями образования. Это очень важная культура, и наконец-то она проникла к нам в Россию. У нового поколения всё проще, чем было даже в моё время. У них нет такой директивности, что надо обязательно окончить 11 классов и после пойти непременно в вуз и так далее.
— Как организовано обучение?
— Обучение проходит полностью онлайн и достаточно интенсивно: два раза в неделю, каждое занятие по три часа, камера всегда должна быть включена на занятии (и это поначалу был большой вызов для всех!). Раз в неделю даётся домашнее задание, на него тоже требуется несколько часов — нужно много личной рефлексии, глубоко вникать в материал и пробовать внедрять предлагаемые инструменты на практике в своей жизни, по сути, проводить в какой-то степени «опыты», фиксировать их и анализировать, что из этого вышло, а потом уже систематизировать это в формат письменной рефлексии.

Есть журнал, где мы фиксируем посещаемость и активность. Оценок как таковых в нём нет — мы против оценок, но есть текстовые подробные комментарии преподавателей о выполненных заданиях, чтобы дать обратную связь каждому.
Всего в программе четыре этапа, и после каждого будет отчётная сессия, во время которой можно выбыть. Одно из условий программы в том, что жёсткий отсев продолжается на протяжении обучения. Это важно, чтобы сохранить уровень студентов и их интерес, а ещё чтобы они чувствовали, что рядом с ними — целеустремлённые и мотивированные ребята, и хотели сделать в таком окружении ещё больше.
Мы ищем талантливых амбициозных ребят, готовых вкладывать своё время в двусторонние отношения. То есть мы сильно вкладываемся со своей стороны и бесплатно, и они со своей стороны тоже держат обязательство — быть как минимум внимательным, благодарным, относиться с уважением к преподавателям и менторам, которые тратят своё личное время ради развития каждого студента «неУниверситета». Готовность принимать знания по-настоящему, открыто и с отдачей — это редкое качество. Мы обучаем только таких.
— А что именно происходит на отчётных сессиях? Зачёты и экзамены, как в вузе, или что-то принципиально другое? И по каким причинам ваши студенты могут отсеяться?
— Отчётная сессия — не экзамен по билетам, а скорее командная рефлексия в формате конференции, когда мы все встречаемся на одной площадке и ребята выступают с презентациями друг перед другом и преподавателями. По сути, это групповая рефлексия о том, как прошёл первый этап обучения: что не понравилось, а что было выше похвал, удалось ли подружиться ребятам во время прохождения программы, как они оценивают своих преподавателей и изученный материал, что из знаний удалось уже внедрить в жизнь, почему хочется и дальше оставаться на программе. Нам интересно буквально всё, и мы всегда рады открытой обратной связи. Кстати, в «неУниверситете» нет анонимных опросов. Все вопросы от организационной части до возможных проблем в личных отношениях между студентами мы открыто решаем внутри, даём обратную связь экологично друг другу, но честно. Радикальная прозрачность — ещё одно наше правило. Я отдаю себе отчёт в том, что подобные подходы эффективны только при обучении небольших групп, до 100 человек. Чем больше студентов у тебя обучаются, тем сложнее следить за соблюдением любых правил образовательного процесса. Именно поэтому мы отбирали десятки, а не сотни студентов.
Кто может, приезжает в Москву на отчётную сессию, кто не может — подключается онлайн. Первая сессия, кстати, прошла на площадке Skillbox.
Какие критерии оценки: во-первых, присутствовать. Приезжать необязательно, если дорога слишком дорого обойдётся, но тот, кто проспал отчётную сессию и не явился онлайн или офлайн, сразу выбывает. Во-вторых, важно выполнить формальные требования к содержанию презентации, чтобы правильно раскрыть рефлексию по итогам обучения. В-третьих, посещаемость и качественное выполнение домашних заданий. И наконец, только офлайн мы можем посмотреть на каждого и пообщаться вживую, чтобы убедиться, что участники не токсичны по отношению друг к другу, что в группе складываются здоровые и продуктивные отношения. За это мы очень любим офлайн!
«Мне важно, чтобы ребята раскрыли свой талант»
— Суммируя всё сказанное — какие всё-таки у «неУниверситета» основные задачи?
— Основных задач три. Для меня важно, чтобы ребята могли стать кадровым резервом, но не для конкретной компании, а в широком смысле. Они все очень разные, и их специальности позволяют работать им в любой индустрии. Если за ними будет стоять очередь из эйчаров, мне будет очень приятно. Если в будущем они станут надёжными сотрудниками корпораций, ответственными предпринимателями, передовыми учёными и сильными руководителями, значит, всё не зря.

Вторая задача программы — самореализация каждого студента, и третья — помочь им стать счастливыми. «НеУниверситет» призван стать питательной культурной средой для подрастающих поколений, обстановка его должна быть творческой, а не подражательной. Всё остальное меня волнует в меньшей степени.
Мне важно, чтобы ребята раскрыли свой талант. У каждого из нас есть какой-то талант, вопрос лишь в том, успеем ли мы его раскрыть за свою жизнь. У ребят пока эти таланты спят. Если таланты развивать правильно, они могут помочь миллионам людей в будущем.
Неважно, будут они готовить прекрасный крем-брюле или изобретут лекарство от рака — у нас, кстати, есть ребята, которые занимаются этой темой. А вдруг они это действительно сделают? А мы дадим им инструменты, чтобы личная и профессиональная самореализация случилась в лучшем виде. Поэтому будущий кадровый резерв, самореализация каждого участника и счастье каждого студента — вот мои три личные цели.
— А есть ли какие-то измеримые показатели, по которым можно будет оценить, решены ли задачи программы?
— У нас есть, конечно, формальные вещи — активность на программе, посещаемость, выполнение задач в установленные дедлайны. А вот дальше сложнее.
Когда мы оценивали ребят на входе, мы смотрели на наличие запроса, мотивации и времени на учёбу, а ещё на наличие самодисциплины и ответственности за других. Всё это можно померить, кроме мотивации и ответственности. Их можно увидеть в том, как человек себя ведёт в коммуникациях во время обучения, но измерить нельзя. И другие важные для нас критерии, такие как способность строить долгосрочные отношения, способность благодарить и отдавать, способность открываться другим и доверять, никак не измерить формальными метриками.
К слову, избыточная фиксация на метриках сбила нынешнее поколение студентов с верного пути. Недооценена, например, интуиция — вечный источник творческой деятельности. Мне кажется, следует поощрять внимание к эмоциям в образовании, а также приучать контролировать их, но не подавлять.
Молодые люди нуждаются не только в зафиксированных образовательных результатах, но и в духовной поддержке для развития их уникальных талантов. Чем выше духовные цели, тем успешнее молодёжь справляется с материальными трудностями.
Получается, что из метрик для студентов у нас доступны уровень коммуникации, уровень адаптации, уровень энергии (имею в виду человеческую витальность, а не что-то эзотерическое). А что касается метрик обучения, то мне, с одной стороны, теоретически важна доходимость, а с другой стороны, чем она будет меньше на практике, тем для меня будет лучше.
— Неожиданное заявление! То есть вы считаете, что чем больше отсев, тем качественнее результат?
— Да. Двенадцать лет я занимаюсь тем, что постоянно фильтрую людей — на входе тысяча, а в конце тридцать человек. Селекция — это самое принципиальное в подобных программах, в итоге остаётся кристаллизованная группа, которая вместе пережила всё — огонь, воду, медные трубы. Моя задача сделать так, чтобы они доверяли друг другу, возможно, были бы друзьями, возможно, кто-то из них стал бы одной семьёй. Истинная цель образования, про которую мы часто забываем в погоне за доходимостью и прочими метриками, — в пробуждении стремления к свершениям. Это важно, а не то, сколько их останется в конце программы. Получится ли? Пока это гипотеза, и мы её тестируем.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
                                     
                                     
                                     
                                    