Психологические и образовательные ассоциации, а также профильные институты и школы психологии обратились к депутатам с открытым письмом по поводу законопроекта «Об основах регулирования психологической деятельности в РФ», недавно внесённого в Госдуму. Письмо было размещено на сайте «Психологической газеты».
В числе подписавшихся — институт психологических профессий и коучинга «Психодемия», Ассоциация цифровых инноваций в образовании — РАЦИО, Общество семейных консультантов и психотерапевтов и другие организации.
Какие проблемы профильные ассоциации видят в законопроекте
Проект закона «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации» внесён на рассмотрение парламента в феврале этого года. Его цель — урегулировать работу психологов и порядок оказания психологической помощи. В числе прочего он содержит требования к образованию и квалификации специалистов, занимающихся психологической практикой: психологи должны будут получать профильное высшее образование, и для того, чтобы уже работающие психологи без такого образования могли его получить, предусмотрен переходный период до конца 2029 года.
По мнению авторов письма, это справедливо, что законопроект направлен «на профилактику недобросовестного оказания услуг и мошенничества», но он нуждается в доработке, потому что в текущем варианте не учитывает практическую составляющую деятельности и образования психологов. В случае принятия в текущем виде, предполагают эксперты, он может нанести непоправимый вред индустрии и российскому обществу в целом.
Авторы открытого письма отмечают, что пункты 1 и 2 в статье 11 законопроекта (с требованием получать профильное высшее образование) в текущем виде с большой вероятностью приведут к переходу большого количества специалистов в «серую зону». По мнению инициаторов обращения, действующие психологи, имеющие непрофильное высшее образование, не будут готовы проходить обучение в вузе заново, потому что это подразумевает большие временные и материальные затраты.
А ещё законопроект, по мнению авторов открытого письма, нарушает положения статьи 76 закона «Об образовании в РФ», согласно которой лицам, прошедшим профессиональную переподготовку, присваивается новая квалификация. Кроме того, в соответствии с действующим профстандартом «Психолог-консультант» право на работу по этой профессии имеют в том числе люди с непрофильным высшим образованием, прошедшие переподготовку по психологии и психологическому консультированию.
Какие изменения предлагают внести в будущий закон
Авторы открытого письма предлагают сделать бессрочным пункт нового законопроекта, по которому лица, имеющие психологическое ДПО и подтверждённую квалификацию в установленном законом порядке, могут вести психологическую деятельность. Сейчас этот пункт рассчитан только на переходный период до конца 2029 года.
Чтобы гарантировать качество подготовки психологов, по мнению авторов, важно разработать чёткие критерии оценки, по которым их можно аттестовать, а саму аттестацию могли бы проводить профильные профессиональные ассоциации). Такими критериями, как полагают авторы открытого письма, могут быть набор навыков и знаний, перечисленных в трудовой функции из профстандарта «Психолог-консультант». Причём по этим критериям стоит проводить аттестацию независимо от того, какое образование получено — высшее или ДО.
Кроме того, предлагается ввести рамочный стандарт требований к подготовке психолога-консультанта и немедицинского психотерапевта. Для этого в рассматриваемом законопроекте о психологической деятельности или в профессиональных стандартах психолога-консультанта и психолога-психотерапевта нужно закрепить необходимый объём часов специализации или переподготовки — как общепсихологической, так и профильной (то есть установить минимальный объём обучения, который должны проходить психологи).
Кроме того, в открытом письме предлагается уточнить, какие ступени профильного высшего образования необходимы практикующему специалисту — в текущей версии законопроекта не указано, должен ли это быть бакалавриат или достаточно магистратуры. Авторы письма предлагают сделать достаточным наличие любой ступени высшего образования — в том числе когда человек окончил психологическую магистратуру при непрофильном бакалавриате. А ещё надо определить, какие именно направления в сфере социальных или общественных наук должны считаться профильными для психологов.
А ещё авторы письма предлагают создать реестр образовательных оганизаций и программ, где можно обучать психологов и проводить профессиональную переподготовку по психологии и психологическому консультированию.
Ещё одно предложение касается того, с какого момента у психолога должна быть возможность вести частную практику. Авторы предлагают определять его не по формальной ступени образования, а по компетентности в вопросах консультирования. О компетентности предлагается судить не по трудовому стажу (сейчас в законопроекте сказано, что с 2030 года он должен составлять не менее трёх лет), а по установленному количеству часов консультативной практики.
В письме говорится, что спрос на услуги психологов в России достиг пятнадцатилетнего максимума. В стране очевиден дефицит специалистов — на данный момент на одного психолога приходится примерно 2246 человек. Для примера: в Германии на одного психолога приходится 50 человек, а в США — 30. Дефицит психологов существует не только в сфере общей практики, но и в российских школах, несмотря на то, что система психологической помощи активно развивается.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее