Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#статьи

Фрёбель и его дары: кто придумал детские сады, заложил основы авангарда и дизайна

Знаете, что общего между понятием «детский сад», авангардной живописью, LEGO и школой дизайна Баухаус? Концепция одного удивительного человека!

Иллюстрация: Tamara Govedarovic / Unsplash / Freepik / Polina Vari для Skillbox Media

Фридрих Фрёбель (1782–1852) — человек, который придумал современный детский сад не только в части концепции, но и сам термин, и организовал первое массовое обучение дошкольных педагогов, а ещё разработал дидактические материалы, ставшие основой современных развивающих игрушек, и при этом оказал косвенное, но значимое влияние на архитектуру и дизайн XX–XXI веков. Его имя сегодня не так на слуху, как имена других известных педагогов — Монтессори, Штайнера, Корчака, Ушинского, — но его наследие ничуть не меньше.

Главные труды Фрёбеля: «О воспитании человека» — педагогический манифест, «Материнские песни» — сборник развивающих игр и песен для детей раннего возраста. Однако сам подход Фрёбеля к педагогике для малышей и организации детских садов систематизировал в одной книге не он, это сделала его последовательница Лина Моргенштерн. Её книга называлась «Рай детства» (Das Paradies der Kindheit) и стала первым немецким учебником по фрёбелевской системе.

Как одинокий мальчик, став взрослым, увлёкся педагогикой

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель родился в Центральной Германии в небольшой, но зажиточной деревне в окружении Тюрингского леса. Отец его был пастором. Мать умерла, когда он был ещё младенцем, а мачеха его невзлюбила, и мальчик чаще всего пребывал в одиночестве, находя утешение в наблюдении за природой.

В десять лет его отдали на воспитание дяде — этот добрый и внимательный человек стал для него настоящей поддержкой. С 15 лет Фрёбель начал работать учеником лесника, позже изучал математику и ботанику в Йенском университете, но из-за нехватки денег не смог завершить обучение. Он много раз менял сферу деятельности: трудился землемером, делопроизводителем в лесничестве, ассистентом в Берлинском минералогическом музее.

Фридрих Фрёбель
Изображение: Public Domain

В начале 1800-х годов Фрёбель отправился во Франкфурт-на-Майне изучать строительное искусство. Этот интерес к архитектуре и структуре форм позже нашёл отражение в его педагогике.

Судьбоносным стало его знакомство с педагогом Иоганном Грунером, открывшим ему путь в образование: тот был старшим учителем в одной из школ, и Фрёбель тоже устроился туда на работу. Оказавшись в роли педагога, он понял, что работа с детьми не просто ему близка — она даёт его жизни новый, глубокий смысл.

В 1805 году Фридрих отправился в знаменитый Ивердонский институт, открытый другим великим педагогом — Песталоцци, чьи взгляды на воспитание произвели на Фридриха сильное впечатление. Там он совмещал преподавание с собственным обучением (Ивердонский институт был одновременно и школой для детей, и местом для обучения педагогов).

В 1811 году он продолжил своё образование в Гёттингене и Берлине, параллельно работая учителем. Но вскоре снова был вынужден бросить учёбу, на сей раз — из-за военной операции по освобождению Берлина от войск Наполеона.

В 1816 году Фрёбель решился на смелый шаг — открыл собственную школу. Его первыми учениками стали родные племянники, а учителями, помимо него самого, — ближайшие соратники. Через год школа переехала в деревню Кейльгау, выросла и вскоре стала известна как экспериментальная площадка нового типа, где упор делался не на зубрёжку, а на развитие личности, самостоятельности и внутренней активности ребёнка. Здесь же Фрёбель написал свою книгу «О воспитании человека».

Но успех не уберёг Фрёбеля от трудностей. В 1820-х его школу начали обвинять в «вольнодумстве», и, несмотря на положительные отзывы проверяющих, он вынужден был её закрыть. В поисках новых форм работы Фрёбель отправился в Швейцарию, где занимался народными школами и приютами. Там он пришёл к пониманию, что дети младшего возраста нуждаются в особой среде и в особой педагогике. Так родились идеи «даров» — развивающих материалов, через которые ребёнок познаёт мир в игре и творчестве.

В 1840 году он открыл в Бад-Бланкенбурге первое учреждение для малышей, названное «детским садом». В этом метафорическом названии — суть подхода Фрёбеля: дети, как растения, нуждаются в заботе и свободе для роста, а педагог — не наставник, а садовник. В эти годы он обучал первых воспитательниц («детских садовниц»), разрабатывал игры и упражнения, которые легли в целостную систему раннего воспитания. Тогда же он написал «Материнские песни».

Первый в мире детский сад, в котором сейчас расположен музей Фридриха Фрёбеля
Фото: NoRud / Wikimedia Commons

Фрёбель до конца жизни развивал свои педагогические идеи: издавал педагогические журналы, участвовал в учительских съездах, организовывал курсы для воспитателей. Был дважды женат, но собственных детей не имел. Обе жены активно поддерживали его деятельность, жертвуя своим состоянием и средствами. Тем не менее признания в родной Пруссии он так и не добился — в 1851 году детские сады были запрещены как «социалистическая угроза». Фрёбель умер в 1852 году, не дожив до широкого признания его идей. Но у него были ученики и сторонники, которые после смерти Фридриха продолжили его дело.

Как идеи Фрёбеля распространились по миру

После смерти Фрёбеля его идеи подхватили ученики и сторонники. В 1859 году в Берлине возникло первое Фрёбелевское общество, которое занималось популяризацией его методики, подготовкой воспитательниц и открытием детских садов. Важную роль в этом сыграла Лина Моргенштерн — она систематизировала подход Фрёбеля и выпустила книгу «Рай детства» (Das Paradies der Kindheit), ставшую первым немецким учебником по фрёбелевской системе.

Аналогичные общества вскоре появились в Лондоне, Швейцарии, а в 1870-х годах и в Российской империи: Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Тбилиси. Они открывали детские сады и обучали воспитательниц. При обществах организовывали курсы (годичные и двухгодичные), часто с практикой в образцовых детских садах. Петербургское фрёбелевское общество, кроме того, проводило публичные лекции, устраивало бесплатные летние детские сады и конкурсы на лучшие детские книги и рассказы.

Первый детский сад в России, открытый в Санкт-Петербурге Софией Андреевной Люгебиль по методу Фрёбеля
Фото: Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына
Студенты-учителя проходят практику в детском саду в Торонто, Канада, 1898 год
Фото: Ontario Ministry of Education

Что представляли собой детский сад и дары Фрёбеля

Главная идея Фрёбеля заключалась в том, что ребёнок познаёт мир через действие, и игра для него — не пустая забава, а серьёзная и естественная форма обучения. Именно поэтому ключевым элементом методики стали так называемые дары Фрёбеля — специально разработанные обучающие материалы, помогающие детям открывать закономерности окружающего мира через игру, творчество и наблюдение.

Иоганн Шперль, «Детский сад», около 1885 г.
Изображение: Neue Pinakothek

Каждый «дар» — это не просто игрушка, а элемент продуманной системы, направленной на развитие восприятия, моторики, воображения и математического мышления. Материалы дают детям последовательно, от простого к сложному, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Дары Фрёбеля 1–6
Фото: Public Domain

Первый «дар» — вязаные мячики базовых цветов, которые ребёнок может катать, бросать, держать на нитке. Через них дети знакомятся с цветом, весом, движением и гравитацией. Второй «дар» — три объёмные формы: сфера, цилиндр и куб. Их можно вращать и сравнивать, чтобы заметить, как форма влияет на движение. Уже на этом этапе происходит знакомство с геометрией и свойствами тел.

Следующие «дары» включают наборы деревянных кубиков, кирпичиков, треугольников, а затем — мозаики, палочки, кольца, бумажные плитки, инструменты для шитья, рисования, вырезания, лепки, работы с горохом и зубочистками. Каждый новый набор развивает навыки, полученные ранее, и помогает ребёнку выстраивать всё более сложные структуры — как в прямом, так и в метафорическом смысле.

Все «дары» Фрёбель сопровождал методическими рекомендациями: что показывать ребёнку, как вовлекать его в самостоятельную игру, как наблюдать за тем, что его действительно увлекает. Фрёбель видел в этих материалах не просто способ развить интеллект, а возможность для воспитателя «увидеть душу ребёнка», его склонности и способ выражать себя.

В первом детском саду Фрёбеля дети не только работали с «дарами», но и играли, пели, танцевали, ухаживали за растениями, лепили, рисовали, вырезали из бумаги и слушали сказки. Большое внимание уделялось садоводству: дети сажали цветы, ухаживали за ними, наблюдали за природой и её циклами. Фрёбель был убеждён, что пение и музыкальные игры развивают слух и ритм, а движение и танцы — координацию и телесную осознанность. Важной частью программы был ручной труд — плетение, складывание, даже шитьё. Также применяли коллективные игры и занятия на сотрудничество.

Дары Фрёбеля
Скриншот: сайт Froebel Trust / Skillbox Media
Дары Фрёбеля 1–10
Фото: Red Hen Toys

Как и на что повлияли идеи Фрёбеля

Педагогика Фрёбеля оказала мощное влияние на развитие раннего детского образования. Его принципы легли в основу множества развивающих методик и пособий: кубиков Никитина, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера и даже материалов Монтессори. Все они продолжают идею обучения через игру, работу руками и наблюдение за структурой и формой.

Но, кроме очевидной сферы педагогики, идеи Фрёбеля подспудно повлияли на совершенно иные сферы человеческой жизни и деятельности.

Влияние на искусство и архитектуру

Считается, что методика Фрёбеля, особенно его «дары» — наборы геометрических форм для детского творчества, — оказала глубокое влияние на художников-авангардистов: Кандинского, Мондриана, Пауля Клее и Иоханнеса Иттена. Многие из них учились или преподавали в художественно-промышленной школе Баухаус, где готовили творцов нового типа, а фрёбелевские принципы были включены в базовый курс.

Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959), американский архитектор, дизайнер и педагог, оказавший ключевое влияние на архитектуру XX века и ставший основоположником органической архитектуры, считал свои первые занятия с «дарами Фрёбеля» основой будущей профессии. Его мать прошла обучение по методике Фрёбеля и принесла эти идеи в семью. Позже Райт вспоминал: «Самыми важными для меня были гладкие картонные треугольники и деревянные блоки из клёна. Эти формы до сих пор живут в моих пальцах». Одно из самых знаменитых зданий, которые спроектировал Райт, — «Дом над водопадом» — воплощает идею органического единства формы и природы, заложенную ещё в детстве.

Дом над водопадом (Fallingwater, 1935), архитектор Фрэнк Ллойд Райт
Фото: lachrimae72 / Pixabay

Более того, есть мнение, что абстрактные уроки детского сада подготовили почву для модернизма. «Абстракция быстро прижилась в Европе, возможно, потому что дети уже десятилетиями занимались подобными упражнениями», — замечает историк Норман Бростерман в своей книге о Фрёбеле «Изобретая детский сад» (Inventing Kindergarten).

Современное наследие: от LEGO до K’NEX

Хотя оригинальные «дары Фрёбеля» сегодня встречаются редко, их принципы живут в современных конструкторах: LEGO, K’NEX и других. Эти игрушки продолжают учить детей пространственному мышлению, композиции и творчеству через строительство.

Метод Фрёбеля сегодня

Сегодня идеи Фридриха Фрёбеля не просто живы — они активно развиваются и масштабируются в разных странах. Несмотря на то что имя автора системы многие уже не знают, принципы его педагогики легли в основу современных детских садов.

  • В Германии работает крупнейшая образовательная структура Фрёбель-групп (Fröbel-Gruppe), которая объединяет более 200 учреждений — садики, ясли, детские хоры — и обслуживает почти 21 000 детей по всей стране.
  • В Берлине и Кёльне действует государственная Академия Фрёбеля (Fröbel Akademie), где готовят педагогов дошкольного образования.
Академия Фрёбеля в Берлине
Фото: Fröbel Akademie
  • Также с 2012 года действует Траст Фрёбеля (Froebel Trust) — благотворительная организация, которая финансирует и продвигает исследования, методы и подготовку педагогов, основанных на фрёбелевской системе. Траст проводит конференции, мастер-классы и лекции, а также поддерживает сеть Froebel Alumni Network для обмена опытом среди выпускников сертифицированных курсов траста.
  • Кроме того, существует Международное общество Фрёбеля (International Froebel Society), объединяющая педагогов и исследователей из разных стран. Каждые два года она проводит конференции.

Метод Фридриха Фрёбеля пришёл в США в середине XIX века: первый детский сад открылся в Висконсине в 1856 году, а позже его идеи вошли в программы педагогических колледжей. В XX веке интерес к методу ослаб, но сегодня он переживает возрождение. С 2019 года в штатах работает организация «Фрёбель США» (Froebel USA), продвигающая фрёбелевские «дары», обучение через игру и творчество, а также публикующая современные материалы и исследования.

В 2023 году американское издательство Bloomsbury выпустило книгу The Bloomsbury Handbook to Friedrich Froebel («Руководство по Фридриху Фрёбелю») с современными исследованиями и практиками из разных стран, основанными на идеях Фрёбеля. В ней рассматриваются не только суть педагогических идей и их история, но и всё, в чём они отразились: архитектура, нейронауки, миротворчество и религиозное воспитание. А также — связь взглядов Фрёбеля с теориями других мыслителей, таких как Джон Дьюи и Пауло Фрейре.

В США метод Фрёбеля продолжает жить не столько в дошкольном образовании, сколько в школах дизайна и архитектуры, где студенты используют знаменитые «фрёбелевские блоки» для развития творческого мышления и понимания формы. Изготавливая и играя с деревянными наборами, они учатся работать с материалом, осваивают принципы композиции и дизайн-мышления. Например, этот метод применяют на дизайнерской программе в Университете Майами в Огайо.

После 1917 года фрёбелевские общества в России исчезли, но их идеи легли в основу советского дошкольного воспитания. Сегодня интерес к идеям Фрёбелю возрождается — «дары» и методы возвращаются через мастер-классы, публикации и университетские курсы (МГПУ, РГПУ), а Ассоциация Фрёбель-педагогов с 2012 года развивает традиции через конференции, семинары и онлайн-курсы. Но официальной сети фрёбелевских детских садов, как в Германии, в России нет.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована