Образование
#былое

Жан-Жак Руссо: философия образования великого мыслителя эпохи Просвещения

Его идея естественного воспитания вдохновила многих последователей, которые тоже вошли в историю педагогики.

Изображение: Jean Édouard Lacretelle, Portrait de Jean-Jacques Rousseau, 1843 / Château de Versailles / Ольга Скворцова / Skillbox Media

Радикальные взгляды Жан-Жака Руссо (1712–1778) на правильное устройство общества одновременно восхищали и возмущали его современников. Мыслитель считал, что человек в естественном состоянии исключительно добр и чист душой, и счастливее всего он был в первобытную эпоху, так как не знал несправедливости, принуждения и неравенства. Всё это появилось, утверждал Руссо, по вине социально-экономического, научного и культурного прогресса. Этот прогресс, по мнению философа, также привёл людей к тяжким порокам — тщеславию, жадности, злоупотреблениям властью.

Правильный путь для человечества Руссо видел в «возврате к природе», устранении неравенства и создании нового справедливого общества на демократических началах. Для этого, по мнению мыслителя, необходим «общественный договор» — согласие людей жить по законам, которые они будут совместно составлять.

Построить новое общество, как утверждал Руссо, смогут только люди, свободные от современных пороков. А значит, и воспитывать таких людей с детства надо по‑особенному. Поэтому самым важным среди своих сочинений Руссо называл книгу «Эмиль, или О воспитании» — один из первых трактатов в западной философии образования. Идеи природосообразного развития, изложенные в «Эмиле», вдохновляли Иоганна Песталоцци и Фридриха Фрёбеля, а позднее эволюционировали в педагогике Марии Монтессори, Джона Дьюи, Константина Ушинского.

Главные труды Жан-Жака Руссо: роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», эссе «Рассуждение о науках и искусствах», сентиментальный роман «Юлия, или Новая Элоиза», политический труд «Об общественном договоре», автобиографические сочинения «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя».

Как Руссо стал философом и почему его «Эмиля» запретили

Жан-Жак Руссо родился в Женеве, в семье зажиточного часовщика. Мать его умерла в родах. В детстве отец привил ему любовь к чтению — по воспоминаниям Руссо, они нередко до рассвета засиживались за античными трудами и современными французскими романами.

Однако, когда Жан-Жаку было десять, его отец бросился в бега из-за проблем с законом, оставив сына под опекой родственников. В юности, переехав в Савойю, Жан-Жак попал в интеллигентное общество — произошло это благодаря его знакомству (а позднее — любовной связи) с состоятельной и образованной дамой Франсуазой-Луизой де Варан. Она обучила Руссо светским манерам и изысканному письму, ввела в круг своих знакомых и оплачивала его уроки музыки, которая, кстати, настолько его увлекла, что он разработал собственную систему нотной записи и стал сочинять музыкальные произведения. Руссо также самостоятельно изучал философию и математику.

Жан-Жак Руссо впервые встречает мадам де Варан
Изображение: Charles Steuben, 1827 / Musée Jean-Jacques Rousseau, Montmorency

В 1742 году Руссо отправился в Париж, где подружился с Дени Дидро — просветителем, автором и редактором знаменитой «Энциклопедии» — одного из крупнейших справочных изданий XVIII века, воплотившего в себе идеи Просвещения. На жизнь Жан-Жак зарабатывал тогда как секретарь и продолжал заниматься любимой музыкой. А в 1749 году он увидел в газете объявление — Дижонская академия назначила премию за лучшее эссе на тему, способствовало ли развитие наук и искусств моральному прогрессу.

В этот момент Руссо осенила идея, ставшая ключевой в его мировоззрении, — первобытный человек был невинен и добродетелен, а просвещение и культура только развратили общество. Так появилось эссе «Рассуждение о науках и искусствах», с которым Руссо выиграл конкурс и мгновенно прославился в высшем свете.

Его осыпали подарками и приглашениями на обеды, однако слава Руссо не радовала. Он стал жить вдали от высшего света, в домах своих покровителей, и трудиться над новыми сочинениями. В 1761 году был опубликован сентиментальный роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза», а в следующем году вышли роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» и социально-политический трактат «Об общественном договоре», в котором Руссо описал идеи демократического государства, невероятно смелые в эпоху абсолютной монархии. Но причиной больших проблем в жизни Руссо стал не «Общественный договор», а «Эмиль».

Коттедж, где некоторое время жил Руссо под покровительством Луизы д’Эпине — писательницы и хозяйки литературного салона
Изображение: Constant Bourgeois / Bibliothèque nationale de France

Проблема оказалась в главе под названием «Исповедание веры савойского викария», где Руссо изложил свои взгляды на религию, которыми умудрился оскорбить одновременно и католиков, и протестантов. В результате книгу запретили и даже устроили её публичное сожжение. Опасаясь ареста, Руссо покинул Францию, а, вернувшись туда через несколько лет, написал автобиографическую «Исповедь» и диалоги «Руссо — судья над Жан-Жаком», в которых отвечал на нападки своих критиков и недоброжелателей.

Последние годы жизни Руссо провёл в усадьбе маркиза Жирардена, где обучал сына и дочь хозяина (кстати, короткий учительский опыт у него был и в молодости), писал «Прогулки одинокого мечтателя» — сборник размышлений и автобиографических историй, а ещё планировал продолжить роман об Эмиле. Но не успел — в 1778 году Руссо скончался.

Педагогические идеи Руссо

Стоит учитывать, что педагогическая практика у Жан-Жака Руссо была очень ограниченной. Так что его подход к образованию, изложенный в «Эмиле», — это скорее утопическая модель, чем проверенная методика. Тем не менее многие из идей философа получили развитие в следующие века и отчасти остаются актуальными до сих пор.

Как уже упоминалось выше, ключевая идея Руссо заключается в том, что первобытный человек морально совершенен, а культурное, экономическое и технологическое развитие ведёт человечество к упадку. Причину этого мыслитель видел в неравенстве, возникшем с появлением частной собственности.

Из этого, по мнению философа, следовало, что любой человек от природы добродетелен, но развращается под влиянием общества. И традиционное догматическое образование, считал Руссо, этому только способствует. Оградить ребёнка от этого разрушающего воздействия, сохраняя и развивая его природные задатки, поможет система естественного воспитания и обучения, утверждал автор «Эмиля».

Первые четыре части «Эмиля» посвящены тому, как главный герой, мальчик по имени Эмиль, развивается и учится под руководством наставника. В каждой из этих частей Руссо рассматривает конкретный период естественного развития человека:

  • От рождения до освоения речи. Здесь автор даёт рекомендации по уходу за младенцем — например, советует не пеленать его и не укутывать, а давать свободу движений, закаливать его организм. И пишет о том, что обучение начинается с самого рождения, а значит, очень важно знакомить ребёнка с различными предметами, позволять ему трогать их и ломать.
  • От освоения речи до 12 лет. На этом этапе, по мнению Руссо, обучение всё ещё должно происходить только путём чувственного восприятия. Ребёнка, по мнению философа, не стоит ограничивать в активности, даже если взрослому она кажется опасной — пусть он познаёт мир на собственном опыте, в том числе болезненном. Наказания, согласно Руссо, должны быть объективными последствиями действий ребёнка, а не проявлением власти наставника. А вот «книжное» обучение наукам в этом возрасте автор «Эмиля» считал бессмысленным, так как, по его мнению, ребёнок ещё не способен рассуждать о предметах, далёких от его повседневной жизни. Значит, он не сможет в полной мере усвоить знание, а лишь зазубрит то, что от него требуется.
  • От 12 до 15 лет. В этот период, согласно системе Руссо, подросток развивает мышление и трудовые навыки. Темы для изучения должны соответствовать интересам ребёнка, а сами знания — проистекать в первую очередь не из книг, а из осмысления жизненного опыта. Эмиль в этой части — любознательный и активный исследователь, он осваивает географию, астрономию, природоведение. Также Руссо считал, что «из всех званий самое независимое от судьбы и людей — это звание ремесленника». Поэтому подростку в этом возрасте предстоит выбрать себе ремесло, «честное» и «полезное», например столярное дело.
  • От 15 до 20 лет. По мнению философа, правильно воспитанный подросток уже достаточно разумен и рассудителен, чтобы противостоять вредному влиянию социума. Он готов познавать систему общественных отношений и абстрактные понятия, такие как «сострадание» и «совесть», а также разумно выбирать друзей и возлюбленную.

В пятой части «Эмиля» Руссо изложил свои взгляды на воспитание девочек. Здесь появляется Софи — идеальная спутница для главного героя. Человек своей эпохи, Руссо был убеждён: «Исследование абстрактных и умозрительных истин, исследование принципов, аксиом науки, всего того, что стремится к обобщению идей, не под силу женщинам: все их занятия должны относиться к практической сфере». Поэтому «книжные» знания, по мнению философа, девочке нужны ещё меньше, чем мальчику. В согласии с женской природой, считал Руссо, Софи необходимо развивать скромность, аккуратность и вкус в выборе одежды, умение вести хозяйство, шить и плести кружево. Также девушке понадобится «гибкий ум» и рассудительность, чтобы у её будущего мужа была приятная собеседница, а у будущих детей — хорошая воспитательница.

Иллюстрация Жан-Мишеля Моро к «Юлии», 1777 год
Изображение: Jean Michel Moreau / Jean-Jacques Rousseau. Julie ou la Nouvelle Héloïse. Boubers, 1774 / The British Museum

Конечно, эти идеи сейчас выглядят не более чем пережитком прошлого — и не только они. В «Эмиле» описаны довольно манипулятивные методы воспитания: наставник там нередко прибегает к обману, чтобы исподволь повлиять на поведение подопечного.

А вот что важно и что оставило след в педагогических идеях последователей Руссо, так это его убеждённость в большом значении образовательной среды, которая побуждает ученика к исследованию и размышлению. Также, как объясняет Елена Астафьева в статье «Педагогика манипуляции Жан-Жака Руссо», автор «Эмиля» описал конструктивное использование внутреннего познавательного конфликта. Он возникает, когда ребёнок сталкивается с вопросом, который не имеет готового ответа и вызывает у него личный интерес. Этот же принцип лежит, к примеру, в основе современного феномено-ориентированного обучения.

Цитаты Руссо

«Так как всё проникающее в человеческий разум идёт туда путём чувства, то первая стадия в развитии разума — это разумение чувственное; оно и служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза».

«При первоначальной работе ума чувства пусть будут всегда нашими руководителями: не нужно иной книги, кроме мира; не нужно иного наставления, кроме фактов. Читающий ребёнок не думает, он только и делает, что читает; он не учится, а учит слова».

«Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но чтобы поддерживать в нём любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять её. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их».

«Пусть [ребёнок] узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкою чужого мнения».

«Непосредственный интерес — вот великий двигатель, единственный, который ведёт верно и далеко».

«Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми ум должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму».

«Лет в восемнадцать мы узнаем из философии, что такое рычаг; а в деревне нет такого двенадцатилетнего малыша, который не умел бы пользоваться рычагом лучше первого механика академии. Уроки, полученные школьниками друг от друга на дворе училища, в сто раз полезнее всего того, что скажут им когда-либо в классе».

«Если свобода детей не искажена по нашей вине, они не захотят ничего бесполезного».

Интересные факты о Руссо

  • Руссо мог бы сделать карьеру придворного композитора, но отказался от этой возможности. Королю Людовику XV настолько понравилась его оперетта «Деревенский колдун», что он пригласил молодого Жан-Жака к себе на аудиенцию, но тот не пошёл.
  • Как утверждал сам Руссо в «Исповеди», у них с его сожительницей Марией Терезой Левассёр, на которой он впоследствии женился, появилось пятеро детей, и их всех вскоре после рождения отправили в приют. Правда, документальных подтверждений этому исследователи не нашли.
  • Известно, что Екатерина II переписывалась с французскими просветителями, в том числе с Вольтером и Дидро. А вот идеи Жан-Жака Руссо ей были совсем не близки. Императрица запретила ввозить в Россию издания «Эмиля», а в одном из частных писем заметила: «Особенно не люблю я Эмильевского воспитания».
Иллюстрация из «Полного собрания сочинений Жан-Жака Руссо»
Изображение: Jean-Jacques Rousseau. Œuvres complètes de Jean Jacques Rousseau. Nouvelle édition, classée par ordre de matières, etc. .L. S. Mercier, G. Brizard, and F. H. S. de L’Aulnaye. 1788 / The British Library
  • Любовь Руссо к природе выразилась не только в его философских взглядах, но и в увлечении ботаникой. Он собирал цветы и описывал их строение, составлял гербарии и ботанический словарь, вёл переписку с учёными. Также Руссо изложил основы ботаники в серии писем для маленькой дочери его знакомой. Эта работа была опубликована посмертно и стала очень популярной, так как подобных пособий для детей в те времена практически не было.
Научитесь: Soft Skills for Hard Times Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована