Образование
#статьи

Форма обучения, форма организации обучения и формат обучения — в чём разница

Разбираемся в терминологии, в которой легко запутаться.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

В сфере образования часто встречаются понятия «форма обучения», «формат обучения», «форма организации обучения» и «форма получения образования». Эта терминология обозначает, по сути, одно и то же понятие или разные? Рассказываем.

Формы обучения и формы получения образования: что это такое

Понятие формы обучения используется в законодательстве, а ещё — в теории педагогики. И проблема в том, что там и там этот термин может подразумевать разные значения.

В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» используются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и формы обучения. Форм получения образования всего две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (проще говоря, где ты учишься). А внутри этих категорий существуют формы обучения:

  • в образовательных организациях: очная, заочная и очно-заочная формы обучения;
  • вне образовательных организаций: семейное образование и самообразование.

Таким образом, форма обучения — это способ организации обучения.

Фото: DimaBerlin / Shutterstock

Как указано в законе, формы получения образования и формы обучения на разных уровнях, от общего до высшего, определяются федеральными образовательными стандартами. А формы обучения в дополнительном образовании и профессиональном обучении остаются на усмотрение образовательных учреждений.

А вот что касается понимания формы обучения в учебной и профессиональной педагогической литературе, то с ним ситуация может показаться запутанной. Как и многие другие понятия в педагогике и дидактике, термин «форма обучения» не имеет общепринятого определения. Это неудивительно, ведь и само слово «форма» имеет довольно широкое толкование. Это и внешнее выражение содержания, и способ организации чего-либо.

В учебнике «Педагогика» под редакцией Павла Пидкасистого форма обучения определяется как «специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определённым учебным материалом».

Форма обучения и форма организации обучения — одно и то же?

Некоторые теоретики (но не все!) разделяют формы обучения и формы организации обучения.

  • Формы обучения различаются между собой по особенностям коммуникативного взаимодей­ствия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом. По этому признаку выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные и другие формы обучения.
  • Формы организации обучения отражают конструкцию отдельных звеньев процесса обучения, ограниченных во времени. К ним относятся урок, лекция, семинар, практикум, экзамен и так далее. По сути, это виды учебных занятий.

Подробнее об этом можно почитать в пособии Андрея Хуторского «Современная дидактика». Понятие «форма организации обучения» использует и Валентин Андреев в пособии «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития». Однако в его учебнике этот термин синонимичен «форме обучения» и трактуется так:

«…Это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения».

Форма обучения и формат обучения: как соотносятся эти понятия

Что такое «формат обучения»? В научной литературе это понятие практически не встречается, но оно очень распространено в неформальном употреблении.

Чаще всего оно выступает всего лишь как синоним к «форме» (дистанционный формат, очный формат, смешанный формат) или «методу» («обучение проходит в различных форматах: лекции, деловые игры и тренинги, анализ кейсов и работа над проектами»).

Вообще, слово «формат» часто используется применительно к организации мероприятия (любого), чтобы пояснить, как оно будет устроено. Неудивительно, что прижилось и в индустрии образования, которое тоже строится на мероприятиях.

Ещё принято выделять разные форматы в онлайн-обучении. Например, синхронный и асинхронный или, в зависимости от способа передачи и восприятия информации, — аудиовизуальный формат (записанные видеоуроки или вебинары в прямом эфире), аудиоформат (подкасты), текстовый формат (курс в виде лонгридов).

В любом случае обычно понятно из контекста, какое значение подразумевалось под словом «формат».

С каким ещё понятием можно перепутать форму обучения

В педагогической литературе бывает зыбкая грань между понятиями «метод обучения» и «форма обучения». Чаще всего сложности возникают, когда речь заходит о конкретных формах обучения. Скажем, лекция — это метод или форма? Многое зависит от контекста: лекцию как звено программы обучения в вузе скорее назовут формой. А если, например, на вебинаре эксперт часть времени читает лекцию, а затем даёт слушателям практические задания, то здесь лекция скорее выступает как один из методов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована