Образование
#новости

«Физкультминутка» на уроке математики может повысить тревожность школьников

А на успеваемость такие спортивные активности не влияют. По крайней мере, так оказалось у финских школьников.

Финские исследователи выявили неоднозначное влияние физической активности на уроках математики на успеваемость школьников по этому предмету и на их уровень тревожности. Выводы учёных опубликованы в журнале Educational Psychology.

Почему вообще исследователи связали физические упражнения и математику? Дело в том, что влияние физкультуры на когнитивные способности исследуют постоянно, и в том числе проводятся эксперименты, в которых упражнения интегрируют непосредственно в уроки по другим предметам. Так, ранее исследование в Дании показало, что объединённые занятия математикой и баскетболом повышают у школьников уверенность в собственных математических способностях и мотивацию к изучению предмета.

В новом исследовании финских учёных участвовали 22 учителя и 397 третьеклассников со средним возрастом около 9 лет из 65 школ Центральной Финляндии. Испытуемых разделили на три группы:

  • В первой группе в каждый 45-минутный урок математики на протяжении 20 недель добавили 20 минут физической активности. Причём все упражнения связывали с отработкой навыков счёта: например, нужно было быстро решать примеры на умножение, перебрасываясь мячом.
  • Во второй группе ограничились двумя пятиминутными перерывами на физическую активность на каждом уроке математики, и здесь ученикам предлагали просто зарядку, без заданий на счёт.
  • В третьей группе математику изучали по-старому, без перерывов на физическую активность.

Успеваемость по математике оценивали по результатам специального теста, основанного на учебной программе. Удовольствие от изучения предмета, самовосприятие и уровень тревоги учащихся измеряли с помощью опроса. А ещё перед началом эксперимента у всех учащихся зафиксировали уровень физического развития и двигательных навыков.

В итоге успеваемость по математике у двух групп, уроки которых дополнили физической активностью, не отличалась по сравнению с теми, кто учился по-старому. А вот математическая тревожность — чувство напряжения и тревоги, которое возникает при взаимодействии с математической информацией, — выросла в группе с добавленной активностью на уроке.

Исследователи пришли к выводу, что дополнительная физическая активность во время урока влияет на учеников по-разному в зависимости от уровня развития у них двигательных навыков. У спортивных детей такая интеграция физкультуры и математики может снизить тревожность. А у тех, у кого эти навыки развиты в меньшей степени, уровень тревоги в целом повысится. И даже короткие перерывы для занятия спортом могут повысить удовольствие от математики только у школьников с высоким уровнем двигательных навыков — и снизить его у тех, кто физкультуру не любит.

Авторы рекомендуют при дополнении любых уроков физической активностью учитывать, насколько сложны для учащихся не только задания по предмету, но и предлагаемые спортивные упражнения.

Ранее стало известно, что 53% российских школьников испытывают математическую тревожность. При этом тревогу среднего уровня ощущают 28,5%, а высокого — 24,5%. А исследователи из Гонконгского педагогического университета выяснили, что снизить математическую тревожность помогает обилие иллюстраций в учебниках математики. Причём это касается не только учеников начальной школы, но даже шестиклассников. Проще говоря, нужно больше картинок.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована