Образование
#былое

Эразм Роттердамский: жизнь и педагогические идеи «князя гуманистов»

Мыслитель, литератор и педагог безраздельно посвящал жизнь словесности и передавал любовь к ней своим ученикам.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Ганс Гольбейн Младший / Web Gallery of Art / Skillbox Media

Дезидерий Эразм Роттердамский (1460-е — 1535-й) — один из тех, кто воплотил в себе эпоху Возрождения, наравне с Галилеем и Коперником, да Винчи и Микеланджело, Рабле и Боккаччо. Свою любовь к античной словесности, в которой Эразм видел основу всех наук, и презрение к схоластическим догмам он выражал в многочисленных переводах и сочинениях. Как гуманист, Эразм Роттердамский был убеждён, что у человеческого разума нет пределов, всю жизнь учился сам и учил других ясно мыслить и выражать свои идеи.

Взгляды Эразма на образование, а также методики обучения, которые он применял и пропагандировал, повлияли на становление и развитие педагогики. Удивительно, но и сейчас они выглядят вполне актуальными.

Главные труды Эразма Роттердамского: сатира «Похвала глупости», сборник крылатых выражений «Пословицы», учебное пособие для освоения латыни «Разговоры запросто», педагогические трактаты «О воспитании детей», «Воспитание христианского государя», «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов».

Как незаконнорождённый юноша стал «князем гуманистов»

О детских годах великого гуманиста известно немногое — только отдельные факты, отражённые в его письмах и краткой автобиографии, которую он написал в преклонные годы. Исследователи до сих пор точно не установили даже год его рождения: скорее всего, это 1469-й, по другой версии — 1466-й.

Дезидерий Эразм родился в Роттердаме у священника Герхарда и дочери врача Маргариты, вне брака — его родители не смогли обвенчаться из-за сопротивления семьи Герхарда. Отец, сам образованный человек, владевший латинским и греческим языком, позаботился и об образовании сына: совсем маленьким он отправил его учиться в начальную грамматическую школу в Гауде. В девять лет мальчик вместе с матерью отправился в Девентер, где поступил в школу при соборной церкви святого Лебуина. Девентерской школой руководило «Братство общей жизни» — религиозная община, основанная учителем богословия Герхардом Грооте.

Члены этого братства придерживались раннехристианских идеалов простой и смиренной жизни, самосовершенствования через труд, помощь нуждающимся и чтение религиозной литературы. Спустя годы, в 1480-х, школа в Девентере стала центром гуманистического образования, однако у юного Эразма обучение там в целом оставило не лучшие воспоминания: по его словам, оно было «варварским», то есть устаревшим и примитивным.

Однако в той же школе будущий гуманист встретил учителей Зинтия и Хегия, благодаря которым, как вспоминал, «вкусил аромат лучшего учения». Эти педагоги применяли более прогрессивные методы преподавания и старались передать ученикам свою страсть к трудам греческих и латинских классиков. К 14 годам Эразм, когда его одноклассники ещё с трудом понимали латинскую прозу, уже замечательно владел этим древним языком, используя его как живую речь, в том числе для сочинения собственных стихов.

Портрет Эразма Роттердамского над входом в отреставрированное здание школы в Девентере (с 2018 года там располагается гостиница). Латинская фраза Non scholae sed vitae discimus означает «Мы учимся не для школы, а для жизни»
Фото: PeHa / Wikimedia Commons

Однако Эразм не успел окончить школу — в Нидерландах случилась вспышка чумы, она унесла жизнь его матери, и мальчику пришлось вернуться в Роттердам. Вскоре болезнь забрала и отца. Назначенные опекуны решили, что Эразм должен стать монахом, хотя сам он хотел совсем другого — его мечтой был университет. В результате юноша оказался в монастырской школе в Хертогенбосе, тоже принадлежавшей «Братству общей жизни». Там Эразм, по его выражению, «напрасно потратил» три года своей жизни.

После школы, в 1486 году (по другим данным — в 1487-м), он стал послушником в августинском монастыре в Стейне недалеко от Гауды. Помимо ежедневных трудов и церковных служб, здесь его ждала на удивление богатая библиотека, полная редких книг как христианских авторов, так и античных поэтов и драматургов: Вергилия, Овидия, Горация, Ювенала и других. Многие из этих книг представляли собой старинные манускрипты, были там и первые печатные экземпляры. Эразм переписывал понравившиеся ему труды, оставляя свои комментарии. Кроме того, он активно сочинял поэмы и стихотворения на религиозную тематику.

В 1492 году Эразма рукоположили в сан священника. Таинство провёл епископ Утрехта Давид Бургундский, и он же порекомендовал молодого человека епископу Камбре — Хендрику ван Бергену. Тому как раз требовался секретарь, хорошо владеющий латынью. Так Эразм получил возможность покинуть монастырь и жить относительно свободно на попечении своего покровителя.

Картина неизвестного художника, созданная около 1500 года. На переднем плане изображены четыре регулярных каноника-августинца, к числу которых принадлежал и Эразм
Изображение: неизвестный художник, Visitation Momento mori, 1500 г. / Rijksmuseum

Епископ Камбре происходил из знатного рода, и, часто сопровождая его, Эразм познакомился с высшим светом Нидерландов и Франции. Но он не проявил к светской жизни никакого интереса — вместо этого искал знакомства с интеллектуалами, продолжал изучать литературу, начал осваивать греческий язык.

В 1495 году Эразм последовал совету друга, клерка Якоба Батта, который сам учился в Сорбонне, и попросил у своего покровителя разрешения отправиться в Париж, чтобы изучать там богословие. Ван Берген благословил подопечного, пообещал выплачивать ему стипендию (впрочем, которой Эразм, по его словам, так и не увидел) и порекомендовал будущего студента своему знакомому — Яну Стандонку, основателю Коллегии Монтегю (она была известна суровым монашеским уставом, телесными наказаниями и трудовыми повинностями). Это было общежитие для студентов-теологов.

Там Эразм обнаружил ужасные условия: сырые, холодные и зловонные комнаты, еда из испорченных продуктов, полчища насекомых. «Ты из Монтегю? — шутит он позднее в своих „Разговорах“. — Должно быть, голова твоя в лаврах? — Нет, в блохах».

Через год такой жизни Эразм, чьё здоровье и без того было хрупким, серьёзно заболел и вернулся в Нидерланды. А восстановившись, снова отправился в Париж, чтобы продолжить обучение, — но уже ни за что не хотел селиться в Коллегии Монтегю. Чтобы жить самостоятельно, ему требовался источник дохода, и Эразм стал давать уроки по латинскому языку.

Изображение: неизвестный автор, «Двор Коллегии Монтегю», XVIII век / Gallica BNF

Эразм имел скромную личную библиотеку, и для качественного преподавания этих книг не хватало, поэтому он начал составлять собственные дидактические материалы для занятий с учениками. Самыми известными из них стали «Разговоры запросто», или «Домашние беседы» (в законченном виде впервые опубликованы в 1518 году), — собрание бытовых, исторических и назидательных сценок в форме диалогов для изучения латыни. Помимо учебной, они выполняли и воспитательную роль, отражая ценности педагога — разумность, умеренность, уважение к окружающим людям. Также для своих учеников и коллег Эразм написал несколько педагогических трактатов о риторике и стилистике латинского языка.

В собственном же обучении в Сорбонне он всё больше разочаровывался. В университете по-прежнему господствовала схоластика — философия оправдания церковных догматов с помощью формальной логики. Предметом изучения служили труды средневековых теологов, таких как Фома Аквинский. В глазах прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения, к которым относился и Эразм, это были лишь бесплодные умствования, оторванные от реальности, без живой мысли и какой-либо ценности. Сам Эразм жил античной литературой, видел основу любого знания в изучении словесности и старался передать богатство и красоту латинского языка собственным ученикам.

В конце концов он задумал покинуть Париж и отправиться в Италию, чтобы получить образование в Болонском университете. Но у него не было ни денег на подобное предприятие, ни состоятельного покровителя, готового оплатить расходы. Однако один из его учеников, англичанин Уильям Блаунт, будущий барон Маунтджой, в 1499 году предложил Эразму поехать с ним в Англию. И это стало поворотным моментом в жизни великого гуманиста.

В Лондоне Эразм познакомился с молодым юристом Томасом Мором — будущим автором знаменитой «Утопии» и лордом-канцлером Англии. Эразм и Томас нашли друг в друге единомышленников и стали близкими друзьями на всю жизнь. Сам Томас Мор уделял очень большое внимание образованию своих детей, причём, вопреки традициям эпохи, считал, что девочкам оно необходимо точно так же, как и мальчикам. Его старшая дочь Маргарет считалась одной из самых образованных женщин своего времени, и, помимо других трудов, ей принадлежит англоязычный перевод одного из богословских сочинений Эразма.

Эразм (слева) и его друг, печатник и клерк из Антверпена Питер Гиллис в 1517 году заказали этот диптих художнику Квентину Массейсу, чтобы отправить в подарок общему другу — Томасу Мору
Изображение: Квентин Массейс, портреты Эразма Роттердамского и Питера Гиллиса, 1517 г. / Royal Collection Trust

В 1500 году Эразм вернулся из Англии в Париж, чтобы подготовить и опубликовать «Пословицы», или «Адагии», — сборник крылатых выражений из античной литературы, цитат из Библии и голландских народных пословиц с обширными комментариями автора, объясняющими их смысл и версии происхождения.

В 1505 году гуманист снова приехал в Англию и зачислился на богословский факультет Кембриджского университета, занялся переводами древнегреческих авторов на латынь, сам читал студентам лекции по древнегреческому языку. Потом ему всё же удалось исполнить намерение посетить Италию — в качестве учителя, сопровождающего сыновей врача английского короля Генриха VII. Всего Эразм пробыл в Италии три года и наконец-то получил долгожданную степень доктора богословия в Туринском университете. А по возвращении в Англию в 1509 году написал своё самое знаменитое произведение — сатирическое сочинение «Похвала глупости».

В том же году ещё один хороший друг Эразма, декан собора святого Павла в Лондоне Джон Колет получил большое наследство и на эти деньги основал при соборе грамматическую школу. Он предложил Эразму место учителя. Тот отказался, но помог Колету в отборе педагогов, а также, уступив «назойливым просьбам» друга, написал для школы учебник риторики и педагогический трактат «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов».

Стоит сказать, что основанная Колетом школа святого Павла получилась во многих смыслах неординарной. В отличие от других школ, она находилась вне церковной юрисдикции и управлялась попечительским советом. Учителям платили хорошее жалованье, чтобы они не искали подработку где-то ещё и могли больше времени и внимания уделять ученикам. Педагогам и их семьям бесплатно предоставлялось жильё, а достигнув нетрудоспособности, они получали пенсию.

Школьников не подвергали телесным наказаниям, что для той эпохи было просто неслыханно. Школа Джона Колета выделялась ещё и тем, что первой официально запретила ученикам устраивать петушиные бои, бывшие тогда популярным способом развлечения среди школяров.

Само обучение в школе было бесплатным, но каждому ученику полагалось приносить свои восковые свечи (они стоили дороже сальных) и книги, стоившие в то время очень дорого, поэтому учиться там могли только дети из обеспеченных семей. При зачислении учеников отбирали по способностям и знаниям.

Изображение: Фриц Гроссман, «Святой Павел пишет послания в присутствии Джона Колета», 1506 г. / The British Library

Покинув Англию в 1515 году, Эразм обосновался во фламандской провинции Брабант. В 1516-м он занял должность почётного советника будущего императора Священной Римской империи Карла V. Эта позиция не предполагала никаких обязанностей и даже присутствия при дворе, но при этом Эразму выплачивали приличное жалованье, которое позволило ему выбраться из бедности.

Для своего покровителя он также написал трактат «Воспитание христианского государя». И в этом же году увидела свет главная работа Эразма — отредактированный «Новый Завет» на греческом языке, с комментариями и параллельным переводом на латинский. Этот труд утвердил место Эразма среди великих гуманистов эпохи Возрождения, при этом вызвав критику и даже возмущения со стороны католических теологов.

Дело в том, что латинский перевод Эразма во втором издании «Нового Завета» (1519 год) отличался от текста официально утверждённого латинского перевода Библии — Вульгаты. Тот был составлен десять веков назад, и за это время в нём накопились ошибки, переходившие из рукописи в рукопись, а потом попавшие и в печатные издания.

Эразм не только исправил очевидные изъяны в тексте, но и заменил некоторые слова, как он считал, более подходящими по смыслу — по сути, переписал Библию, что многим священнослужителям было совсем не по душе.

В этот же период Эразм преподавал в Лёвенском католическом университете, публиковал новые работы и переиздавал исправленные варианты старых сочинений. Однако в 1521 году он покинул Брабант, не желая занимать сторону в разногласиях между католиками и протестантами — в Европе как раз разгоралась Реформация, начатая в 1517-м году Мартином Лютером.

Эразм поселился в швейцарском Базеле, где жил его издатель и друг Иоганн Фробен. Здесь он трудился над сочинениями и переводами, читал лекции, переписывался с друзьями и коллегами-гуманистами, принимал их в гости. Однако к 1529 году Реформация добралась и до Базеля — протестанты насильственно низложили местных католических священников. Эразм, сетуя в письме Томасу Мору, что его «надежды на возвращение к умеренности» не оправдались, отправился в католический университетский город Фрайбург-им-Брайсгау, где продолжил работу. Здоровье его вскоре сильно ухудшилось, и в 1535-м Эразм вернулся в Базель. Там он скончался.

Педагогические идеи Эразма Роттердамского

В эпоху, когда образованием практически повсеместно управляла церковь, Эразм выступал с идеей о большом значении светского образования. Христианские моральные принципы он, будучи католиком, конечно же, не отвергал, но считал, что усваивать их следует по античным источникам, а не схоластическим трудам.

Кроме того, если для средневековых мыслителей самым важным было совершенствование души для жизни вечной, то для Эразма, как и для других гуманистов, не меньшее значение имела и подготовка человека к активной и полной жизни в этом мире — чтобы тот мог самостоятельно преодолевать трудности, достигать успеха и вносить полезный вклад в общество.

Изображение: неизвестный автор, «Амори де Бен, читающий лекцию в Парижском университете», начало XIV века / Wikimedia Commons

Эразм одним из первых мыслителей стал уделять внимание детству как особому периоду в жизни человека. В трактате «О воспитании детей» он писал: «Людьми, поверь мне, не рождаются, но становятся путём воспитания». Начинать образование ребёнка, считал гуманист, нужно с самого раннего детства, когда его память податлива и усваивает знания легко и естественно. К тому же, как считал Эразм, если старшие ученики зачастую воспринимают учёбу как тяжкий труд, для малышей познание нового становится игрой.

Девочек, по мнению Эразма, следует обучать так же, как мальчиков. Правда, всё-таки не совсем «так же» — до идеи полного равенства полов тогда было ещё далеко, и Эразм считал, что естественные науки женщинам нужны меньше, чем мужчинам.

Он рекомендовал родителям обучать ребёнка грамоте самостоятельно, приводя в пример своего друга Томаса Мора, которому, «хотя он и очень занят делами королевства, не стыдно быть наставником жене, дочерям и сыну». Если же образование родителей для этой роли недостаточно хорошее, то заботливый отец, как писал гуманист, выберет для потомка лучшего учителя — того, кто «отобран из многих, одобрен всеобщим свидетельством и проверен многими способами», и не поскупится платить тому достойное жалованье.

О высоких требованиях к квалификации учителя Эразм говорит и в трактате «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов»: «Кто хочет учить кого-либо, тот будет стараться передавать сразу наилучшее, но чтобы он наиболее правильно передал это наилучшее, пусть будет сведущ во всём, что необходимо, а если в этом человеку дарованием отказано, по крайней мере, в основах каждой науки». В число этих наук входили, например, теология, космология, история и астрология, и осваивать их учителю, по мнению Эразма, конечно, следовало по трудам древних греков.

Очень прогрессивной для XV–XVI веков была позиция Эразма против принуждения в обучении. Развитие счастливого и благополучного человека он видел в гармонии трёх аспектов: природы, науки (или метода) и упражнения. Под природой он понимал врождённые способности и склонности, под наукой — теоретические знания, а под упражнением — практическую реализацию того, что заложено природой и управляется знанием.

В соответствии с этим подходом гуманист рекомендовал обращать внимание, какие занятия и дисциплины близки и интересны ребёнку, и использовать этот интерес, а не «учить осла играть на лире». Хотя тут же Эразм добавлял, что разум освоит любую дисциплину, если человек приложит достаточно усилий.

Отказ от принуждения проявлялся и в методиках преподавания, которые пропагандировал Эразм. Он критиковал жестоких учителей в современных ему школах, которые воспитывают детей розгами и держат их в страхе: «Этому сорту людей подобало быть мясниками или палачами, а не воспитателями детей».

Хорошим же учителем он считал человека, который относится к ребёнку внимательно и бережно, не заставляет зубрить, а заинтересовывает материалом, погружает в контекст, превращает сложное в увлекательное и доступное. Например, Эразм писал, что вместо сухих назидательных лекций учителю лучше читать маленькому ребёнку басни про животных — таким образом «приманка проникнет в детскую душу», после чего наставнику следует понятно сформулировать для ученика мораль, которую тому следует усвоить.

Изображение: Питер ван дер Борхт, «Сапожник и старая дева в роли школьных учителей», 1559 г. / Rijksmuseum

Гуманист понимал и то, как в обучении важна наглядность — фактически это было «золотое правило» дидактики, как его позже назовёт Ян Амос Коменский. Эразм советовал, например, использовать изображения животных и растений, рассказывая о них ученикам, или вырезать для детей буквы и давать играть с ними.

Впрочем, принцип наглядности касается не только обучения малышей элементарным вещам. В трактате «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов» гуманист рекомендовал доносить до учеников «необходимое, но для запоминания трудноватое» таким способом: «Нужно всё это насколько возможно кратко и очень чётко написать в виде таблиц и развесить [их] на стенах комнаты, чтоб и там и сям попадалось на глаза учащимся».

Обучение через игру, а также включение состязательных элементов (то есть, как бы сейчас сказали, геймификацию) Эразм в целом считал очень полезным. С этой точки зрения интересен пример обучения языкам, который он привёл в сочинении «О воспитании детей»:

«Один отец, человек изобретательного ума, заметив, что сын получает от стрельбы необыкновенное наслаждение, изготовил превосходный лук и очень красивые стрелы, повсюду и на луке, и на стрелах были нарисованы буквы. Затем вместо мишеней он выставил изображения сначала греческих, затем латинских букв; попавшему в цель и назвавшему букву, кроме аплодисментов, маленькой наградой была вишня или что-то другое, чему радуются маленькие. Польза от этой игры ещё больше, если использовать для совместного участия в сражении двух или трёх ровесников. Ведь здесь надежда на победу и страх опозориться делает мальчиков более сосредоточенными и более проворными».

Эразму был близок и принцип «от простого к сложному» — он тоже позднее стал одним из основных в классической дидактике. Гуманист предостерегал родителей и педагогов от чрезмерной сложности обучения, которая часто возникает или из-за неправильного выбора материала, не соответствующего возрасту ученика, или из неподходящей методики преподавания.

Также большую пользу Эразм видел в практике группового и взаимного обучения словесности и риторике, предлагая ученикам исправлять ошибки друг друга и устраивая в классе дискуссии и дебаты, в которых школьники смогут потренировать изящный стиль речи.

Изображение: Винченцо Фоппа, «Юный Цицерон за книгой», около 1464 года / Wallace Collection, London

Педагогические идеи «князя гуманистов», как его называли современники, не только стали основой для развития образования в эпоху Просвещения. Некоторые из них, такие как внимание к индивидуальности каждого ученика, учебная мотивация и вовлечение через интерес и игру, получили новое рождение уже в наши дни.

Цитаты Эразма Роттердамского

«Только человека [природа] создала слабым, голым, беззащитным, но взамен всего этого она дала ему ум, способный к наукам, с тем чтобы в нём одном заключалось всё, при условии если его упражнять».

«Могущественное волшебное снадобье — постоянно учиться наилучшему у образованных людей и среди образованных».

«Человек с рождения сразу же способен к нравственному обучению. Затем, как только он начнёт говорить, он становится способным обучаться наукам».

«Как успешнее плавание, когда благоприятствуют волны и ветер, так легче обучение тому, к чему нас влечёт природная склонность».

«Едва ли, на мой взгляд, найдётся какая-то дисциплина, к которой человеческий ум от рождения не способен, если мы наставим его предписаниями и упражнениями».

«Первая забота учителя — чтобы его любили, мало-помалу за этим последует не страх, но некое достойное свободного человека уважение, которое важнее страха».

«Наилучшее искусство запоминания — глубоко понять, понятное упорядочить, затем вслед за этим время от времени повторять то, что желаешь запомнить».

«Невелика задача — повелевать ослами и волами, наставлять детей по свободному методу — задача труднейшая и превосходнейшая».

«Настойчивость не вызывает неудовольствия, если она умеренна, если приправляется разнообразием и весёлостью, наконец, если так преподают эти вещи, что отсутствует ощущение труда, а ребёнок считает, что всё делается ради игры».

Интересные факты об Эразме Роттердамском

  • Вообще-то настоящее имя Эразма — Герхард Герхардс, однако свои сочинения он подписывал как Дезидерий Эразм Роттердамский или просто Эразм Роттердамский. Этот псевдоним отражает любовь гуманиста к античности: имя Дезидерий происходит от латинского desiderium и означает «желанный», а Эразм — от древнегреческого ἐρᾰ́σμῐος, что тоже переводится как «желанный» или «любимый».
  • Эразму был близок образ древнеримского бога Термина — защитника границ, а своим девизом он выбрал соответствующую латинскую фразу Concedo nulli («Никому не уступаю»). В образе Термина Эразм изображён на портрете 1532 года, созданном художником Гансом Гольбейном Младшим.
  • Эразм считается самым популярным и продуктивным автором XVI века. Полный каталог его сочинений содержит 444 названия, а помимо опубликованных трудов он оставил огромную коллекцию писем — ценный источник информации о гуманистической культуре Возрождения.
  • Он обладал хорошим чувством юмора и по обыкновению выражался иронично. При этом избегал прямо высказываться на острые темы, выбирая для таких рассуждений письменный формат диалога — чтобы конкретную позицию невозможно было приписать ему лично. Из-за этих особенностей Мартин Лютер называл его «угрём».
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована