Представителей российских бизнес-школ опросил РБК. Вот несколько обозначенных трендов.
Спрос на программы MBA упал
Ректор «Открытой школы бизнеса» Сергей Фёдоров считает, что популярность такого обучения уже снизилась на 50% по сравнению с 2021 годом.
Вероятно, заметного роста пока ожидать не стоит. Директор «Русской Школы Управления» Анастасия Боровская отметила, что MBA — это долгие программы, которые длятся от полугода до двух лет. К тому же их освоение стоит недёшево. При этом из-за общей неопределённости многие не решаются на участие в таких программах.
При этом популярность MBA растёт среди молодёжи
Руководительница инновационных проектов в образовании в «Академии бизнеса Б1» Наталья Сокова считает, что уже скоро львиную долю аудитории программ MBA составят слушатели в возрасте 25–30 лет — люди, которые привыкли учиться по индивидуальным трекам и не считающие, что после школы обязательно поступать в университет. А то, что углублённо изучают на разных факультетах в вузах, можно комплексно и за более короткий срок освоить на программе МВА.
Кроме того, спикер полагает, что установятся более низкие требования для поступления на программы МВА. А это сделает их более распространённым способом обучения руководителей не только высшего, но и среднего звена.
А ещё Наталья Сокова ожидает усиления спроса на программы Mini MBA, которые длятся всего два-три месяца. По её мнению, этот формат станут рассматривать как быстрое знакомство с бизнес-образованием. Причиной для рождения такого тренда она видит запрос на баланс между затраченными средствами, усилиями на собственное развитие и результатом обучения.
Востребован гибридный режим обучения
По словам директора Банковского института НИУ ВШЭ Василия Солодкова, в уходящем году очень популярным стал гибридный формат, когда одна часть занятий проходит очно, а другая — удалённо.
И хотя многие школы запустили полностью дистанционные программы MBA, они лишены важного для многих участников качества — живой коммуникации с преподавателями и другими студентами. Декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян указал на то, что ученики ценят неформальное общение с интересными людьми, которые уже стали профессионалами в своём направлении.
А управляющий партнёр и генеральный директор бизнес-школы АМИ Ирина Воронина считает, что дистанта достаточно только для передачи знаний, а вот развивать навыки в таком формате трудно.
Растёт спрос на короткие программы
Ещё одна тенденция, которую назвала Ирина Воронина, — желание аудитории сэкономить время и поучаствовать в эффективных интенсивных программах.
«Слушатели хотят получить максимум за малое время, хотят программы покороче, при этом максимально наполненные разными форматами», — пояснила она.
Появятся новые требования к преподавателям и бизнес-школам
Ректор бизнес-школы IMISP Ярослав Павлов считает, что стоит ожидать перераспределения позиций между бизнес-школами. Он отметил, что многие из них делали ставку на иностранных преподавателей, которые уехали из России. А это значит, что такие школы сильно пострадали и больше не могут удерживать высокую стоимость своих программ.
Роль преподавателей, по её словам, тоже меняется. Во-первых, они должны помочь студентам осмысливать и структурировать информацию из множества существующих источников, а также находить пути её практического применения. Во-вторых, современный преподаватель должен быть активным участником учебного процесса и мотивировать студентов.
Ярослав Павлов добавил, что на фоне кризиса отбор преподавателей стал более жёстким и что выигрывают те, кто находит новые форматы работы и в целом настроен на обновление.
Кстати, недавно эксперты рассказали, что в целом произошло с бизнес-образованием в 2022 году.