На платформе «Яндекс Учебник» появится новый сервис — ИИ-тьютор по математике для учеников 5–8-х классов. О том, что умеет помощник и как его разрабатывали, представители компании сообщили на конференции YaC/e 13 ноября 2024 года.
Что за ИИ-помощник по математике
ИИ-тьютор «Учебника» работает в формате диалога: школьник загружает в бот домашнее задание (пока в виде текста или фотографии), а помощник задаёт ему серию вопросов, которые помогут решить задачи. Если пользователь и получит готовый ответ, то далеко не сразу, а только после того, как попробует самостоятельно подумать над решением. Пока сервис будет доступен для решения только текстовых задач — иными словами, с заданиями по геометрии и тригонометрии он не поможет.
Менеджер продукта «Яндекс Учебника» Екатерина Ерискина подчеркнула, что сервис не будет похож на типичный сборник готовых домашних заданий: «Принципиальная разница в том, что когда ребёнок открывает ГДЗ, у него сразу есть ответ, а у нас — придётся подумать. Надо сесть и вникнуть в суть задачи, задуматься, что должно быть дальше. Мы не замена и не альтернатива, мы хотим помочь детям разбираться в теме, а не просто предлагаем готовое решение».
При этом школьников-пользователей «Яндекс Учебника» заранее предупреждают, что в редких случаях расчёты, выданные помощником, могут быть неверны, особенно если задача трудная (например, задачи олимпиадного уровня ИИ решить пока не поможет). Однако представители компании отмечают, что нейросеть обучали на большом объёме данных и так, чтобы она знала верный алгоритм решения.
Протестировать помощника в демоверсии можно с 13 ноября, а с 1 декабря доступ к нему, по сообщениям компании, получат более 6 миллионов школьников.
Как разрабатывали и тестировали ИИ-помощника по математике
Сервис по помощи в выполнении домашних заданий появился благодаря другому продукту «Яндекса» — тренажёру для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике. Среди функций тренажёра есть и онлайн-репетитор, который с помощью серии уточняющих вопросов и объяснений позволяет старшеклассникам самостоятельно прийти к верному ответу. Исследование, которое провели в компании, показало, что такой метод «сократического диалога», когда ИИ-помощник не даёт готовый ответ, а ведёт ученика к нему, позволяет добиться лучших образовательных результатов. CEO «Яндекс Учебника» Елена Краевская, выступая на конференции YaC/e, рассказала, что именно эти результаты воодушевили команду и побудили разработать помощника по математике:
«Мы увидели значимый результат в образовательной траектории: конверсия в следующую задачу, в правильный ответ такой же задачи была сильно выше у детей, которые разговаривали с ИИ-помощником».
Директор по продукту «Яндекс Учебника» Андрей Кармацкий, в свою очередь, рассказал, что разработку начали со взаимодействия школьников с командой реальных учителей-помощников: в компании смотрели, какие темы вызывают у подростков сложности, как они взаимодействуют и какой стиль общения будет наиболее оптимальным для комфортной работы с сервисом. В результате такого живого тестирования удалось собрать несколько тысяч диалогов, которые были проанализированы и позволили создать «методически верный стиль общения».
По словам Екатерины Ерискиной, осенью 2024 года ИИ-помощника протестировали в ряде российских школ: учителя математики в течение двух с половиной недель предлагали детям попробовать тьютора в процессе выполнения домашних работ. В результате выяснилось, что 86% школьникам, участвующим в эксперименте, стало понятнее, как решать задачи определённого типа (то есть те, которые они проходили на момент эксперимента).
Качество же работы нового сервиса в компании оценивают по тому, как ИИ-помощник общается с детьми: в том числе по качеству ответов и диалогов. Например, проверяют, чтобы нейросеть не выдавала дважды одну и ту же реплику, отвечала нейтрально и дружелюбно, понимала, когда ученик испытывает трудности и ему действительно нужно показать ответ.
Как планируют развивать ИИ-помощника дальше
ИИ-помощника по математике планируют постепенно совершенствовать. Речь идёт как про чисто технические функции (например, возможность общаться с ИИ-репетитором голосом, а не только текстом) и про более глобальные планы по персонализации помощника — например, добавить режим тренировки, возможность «запоминать» ученика, анализировать его индивидуальные возможности и навыки, предлагать закрепляющие задачи. Так, Елена Краевская отметила, что одним из главных вызовов, стоящих перед разработчиками ИИ-инструментов в образовании, станет именно персонализация и подстройка под уровень сложности для каждого ученика.
Отвечая на вопрос о том, что такое ИИ-репетитор, как аналог живого репетитора, она пояснила, что в первую очередь такой ИИ-помощник должен уметь решать задачи, при этом важно, чтобы он не был готовым домашним заданием (такие продукты уже есть без всякого ИИ), то есть не выдавал ответ, а вёл к нему. Но и это не последний этап:
«А следующий челлендж находится именно здесь, в персонализации уровня следующей задачи. Тогда это можно будет назвать полноценным репетитором в каком-то смысле», — поделилась глава «Яндекс Учебника».
Кроме того, на конференции объявили, что в 2025 году в компании планируют протестировать собственную платформу образовательных ИИ-помощников. Студентам они объяснят материал простыми словами и ответит на вопросы, а преподавателям и авторам помогут иначе взглянуть на их разработки (например, учебные материалы и исследования) и улучшить их. Предполагается, что работать такой помощник будет в текстовом и аудиоформатах. Ранее в «Яндекс Образовании» подготовили гайд по промптингу для преподавателей и студентов.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: