Аналитическое агентство Smart Ranking спросило у представителей ведущих EdTech-компаний России, какие тенденции в развитии дополнительного профессионального образования они считают ключевыми. Некоторые из названных трендов есть только в России, остальные характерны и для мирового рынка ДПО.
В топе — короткие программы с трудоустройством
По мнению экспертов, из-за сужения горизонта планирования россияне всё чаще выбирают программы продолжительностью в 4–6 месяцев и меняют карьерный трек. В тренде интенсивные курсы, обучающие прикладной профессии, которые позволяют быстро начать зарабатывать.
Один из самых популярных видов программ — буткемпы. По словам Георгия Бабаяна, руководителя и основателя школы программирования Elbrus Bootcamp, такой формат позволяет полностью погрузиться в учёбу, развивать компетенции на практике под руководством наставников, общаться с единомышленниками.
Ранее тренд на запуск буткемпов был отмечен и в совместном исследовании агентств Spektr и Ed.Partners.
Спрос на программирование, дизайн и маркетинг
По данным Smart Ranking, в 2022 году спрос на IT-обучение на образовательных платформах увеличилсяна 30–50% в сравнении с 2021-м. В 2023 году интерес к подобным программам только вырастет, считают эксперты. Самыми популярными направлениями они называют информационную безопасность, iOS-разработку и тестирование ПО.
Работодатели тоже ищут программистов, а ещё дизайнеров и маркетологов. Как рассказал сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox Сергей Попков, больше всего трудоустроенных оказалось среди 1С-разработчиков, графических дизайнеров, дата-аналитиков, копирайтеров и веб-дизайнеров.
Также игроки EdTech-рынка отмечают, что очень востребованы универсальные специалисты — например, разработчики, владеющие несколькими языками программирования, и таргетологи, готовые взять на себя задачи по SMM.
Востребованность коучинга и наставничества
Этот российский тренд совпадает с мировыми тенденциями. Учащиеся стали чаще обращаться к карьерным коучам и наставникам, с их помощью развивать софт-скиллы, работать над портфолио и резюме. Кстати, как ранее сообщали и зарубежные, и российские эксперты, EdTech-компании тоже начинают уделять всё больше внимания карьерной поддержке своих студентов.
Растёт и роль личного бренда в выборе обучения. Георгий Бабаян считает, что взрослые студенты сейчас предпочитают не «обезличенную коммуникацию» на курсах крупных онлайн-школ, а известных экспертов со своим сообществом.
Усиление роли государства
Генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирёва предсказывает, что в нынешнем году EdTech будет сотрудничать с государством только больше — например, компании будут чаще участвовать в госпрограммах. Георгий Бабаян соглашается: государство продолжит помногу инвестировать в обучение россиян — в первую очередь это касается IT-направлений.
Ранее на конференции EdCrunch Reload эксперты говорили о том, что этот тренд отчасти пересекается с мировыми тенденциями. Повсюду EdTech-компании переходят от обучения индивидуальных клиентов к более масштабным корпоративным и государственным программам переподготовки.
Крупные компании в выигрыше
Как мы рассказывали ранее, по данным консалтинговой компании McKinsey, стоимость привлечения клиентов на рынке онлайн-образования продолжает расти. Из-за этого EdTech-компании вынуждены прибегать к слияниям и поглощениям, чтобы масштабироваться и повысить прибыль.
На российском рынке ситуация та же, отмечает Марианна Снигирёва. Поэтому небольшим онлайн-школам, которые не могут себе позволить больших затрат на маркетинг, придётся закрываться, продаваться или уходить на зарубежные рынки. А российская аудитория сфокусируется вокруг самых крупных игроков.
Обучение по подписке — новая перспективная модель
Обучение по подписке подразумевает, что студент не покупает сразу курс целиком, а вносит регулярные платежи (например, ежемесячные) и получает доступ к учебному контенту на определённый срок.
Smart Ranking указывает, что с 2020 по 2022 год многие зарубежные EdTech-платформы внедрили подобную модель. А к началу 2023-го её реализовали и некоторые российские компании, среди которых Edutoria, OTUS, XYZ School, HTML Academy, BBE и Moscow Digital School. Ранее этот тренд отметили эксперты в исследовании агентств Spektr и Ed.Partners.
Микрообучение не сдаёт позиций
Курсы из блоков, включающих небольшие фрагменты текста, короткие видеоролики, тесты и игры, — один из ключевых трендов в сфере онлайн-обучения в мире. Как правило, микроформаты не заменяют собой «серьёзные» курсы, а становятся их дополнением. Также актуален инфотейнмент (от англ. information — «информация» и entertainment — «развлечение») — медиаконтент, одновременно развлекающий и информирующий аудиторию. Чаще всего это короткие ролики в соцсетях, например в TikTok.
Аудитория устала от дистанционного обучения
По словам Павла Специана, генерального директора Компьютерной академии Top, многие устали от «удалёнки» и теперь выбирают смешанные и очные форматы обучения. EdTech-компании отвечают на этот запрос и запускают офлайновые образовательные программы. Например, Skillbox очно обучает цифровым профессиям уже в семи городах России. Как считает Сергей Попков, офлайн-школы ДПО позволяют создать площадку для взаимодействия соискателей и компаний в регионах. В отчёте Spektr и Ed.Partners этот тренд оценивали как развивающийся.
Фокус на персонализации и адаптивности
Адаптивные программы и индивидуальные траектории обучения пока не стали мейнстримом в EdTech-индустрии, но эксперты считают это направление очень перспективным — и на мировом, и на российском рынке. При таком подходе процесс обучения подстраивают под уровень подготовки студента, его образовательные цели, скорость усвоения материала и предпочтения в форматах учебного контента. Кстати, этот тренд эксперты называли и на профильной сессии EdCrunch в конце прошлого года. А эксперты в исследовании Spektr и Ed.partners отметили зарождение тренда на нелинейное обучение.
Внедрение искусственного интеллекта
Агентство Research and Markets предсказывает, что, благодаря широкому распространению ИИ и машинного обучения, в EdTech-индустрии возникнут новые компании-единороги — так называют стартапы, в короткий срок достигшие капитализации в 1 миллиард долларов. При этом уже сейчас некоторые компании используют нейросети для проверки заданий, круглосуточной поддержки студентов, генерации контента. Среди них — Duolingo, Grammarly, Thinkster. Виртуального собеседника на основе GPT-4, как сообщили в Forbes, запускает и Skyeng.
Правда, пока круг задач, которые способны выполнять нейросети, ограничен — тот же ChatGPT довольно часто ошибается. Поэтому для полноценного внедрения в обучение ИИ-инструменты ещё предстоит развивать.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!