Такое исследование провело агентство Smart Ranking совместно с группой «Актион». Участниками стали 50 компаний из топ-500 крупнейших в России. Данные в отчёте представлены за 2021 год.
Для анализа выбрали три критерия — это расходы бизнеса на обучение сотрудников, его средняя продолжительность и доля работников с высокой учебной мотивацией — тех, кто сам обращается за обучением.
Уточняется, что среди компаний, участвовавших в исследовании, нет единого подхода к оценке качества корпоративного обучения, — каждая из них придерживается своих методик.
Обучение в каких компаниях назвали наиболее эффективным
В Smart Ranking назвали по несколько представителей разных сегментов, в которых корпоративное обучение оказалось самым эффективным, согласно выбранным метрикам.
Компании с лучшим корпоративным обучением
Производство | Банки, финансы, страхование | Ретейл | IT | Транспорт, логистика |
---|---|---|---|---|
«Уралкалий» «РусВинил» «Апатит» «Т ПЛЮС» Магнитогорский металлургический комбинат | Сбербанк «Райффайзенбанк» «РЕСО-Гарантия» «Благосостояние» Московская биржа | «Марвел Дистрибуция» «METRO Кэш энд Керри» «Связной» «Верный» | QIWI «Биокад» «КРОК» МТС | S7 «Домодедово трейдинг» |
Источник данных: Smart Ranking
Сколько бизнес выделяет на обучение сотрудников
Оказалось, что вне зависимости от сегмента экономики на данный момент компании готовы вкладывать в корпоративное обучение немного. Свыше 70% тратят на это не более 1% от фонда оплаты труда (ФОТ).
Невысокие расходы представители некоторых компаний объяснили тем, что у них обучение встроено во внутренние процессы и расходы на него не выделяются отдельно.
Выяснилось, что больше всего в обучение сотрудников вкладывают IT-компании, — половина опрошенных из этого направления сообщила, что тратит на корпоративное образование более 1% ФОТ. А меньше всего таких в сегменте банков — 20%.
Если сосредоточиться на распределении расходов на учёбу между категориями работников, то 56% получает фронт-офис — подразделения, генерирующие оборот и прибыль. Ещё 24,6% направляют в департаменты, поддерживающие клиентов и бесперебойную работу фронт-офиса, а 19,4% — в те, что предоставляют сервисные услуги внутренним клиентам.
Сколько времени сотрудники уделяют учёбе
Среднее число учебных часов в компаниях из выборки составило 33 в год на одного сотрудника. При этом в рамках разных сегментов этот показатель различается.
Больше всего (37 часов) учатся сотрудники производственного сектора. А меньше всех — те, кто работает в ретейле (20 часов).
Уточняется, что у 94% опрошенных компаний есть собственная платформа для дистанционного обучения, а 76% пользуются для этого внешними ресурсами.
Самыми популярными внутренними ресурсами обучения оказались:
- очные программы, которые ведут тренеры и эксперты;
- онлайн-курсы на собственных платформах;
- наставничество.
Что касается внешних ресурсов обучения, то самыми распространёнными стали тренинги сторонних провайдеров в кастомизированном или, чуть реже, в авторском варианте.
Подготовкой кадров, которую проводит государство, пользуется 50% компаний.
Что насчёт мотивации
Выяснилось, что сотрудники крупных компаний зачастую сами выступают инициаторами обучения. 26% опрошенных заявили, что более 50% их работников выступили за его прохождение. Ещё 38% сообщили, что в их организациях доля таких сотрудников составляет 30–40%. О том, что на учёбу замотивировано менее 10% работников, сообщили лишь 4%
Правда, в этом вопросе прослеживается зависимость от сегмента, в котором работает компания. Чаще всего в корпоративном обучении заинтересованы сотрудники сферы IT, а реже всего — в ретейле.
Кроме того, как отметили авторы исследования, существует связь мотивации и практики совместной оплаты обучения, когда часть его стоимости покрывает работодатель, а остальное — сотрудник. При этом большая часть крупных компаний готова оплачивать курсы, которые выбрали сами работники.
Кстати, один из опросов рекрутингового сервиса SuperJob показал, что учёба, которую сотрудник оплачивает вместе с работодателем, обычно приносит больше плодов, чем в тех случаях, когда расходы покрывает только одна из сторон.
Ранее аналитики компании TalentTech провели опрос среди менеджеров и директоров по персоналу, а также руководителей 310 компаний разной направленности, который показал, какое значение имело обучение сотрудников в 2022-м и каковы планы по расходам на обучение в 2023 году.
Читайте также:
- В России появилась платформа для интеграции онлайн-школ в корпоративное обучение
- Как рынок ДПО и корпоративного обучения адаптировался к потрясениям-2022
- Эксперты назвали пять зарубежных трендов корпоративного обучения в 2022 году
- «Рынок курсов ― это рынок АвтоВАЗа»: почему в корпобучении мало внешнего контента?