По данным фонда «Шалаш», около 440 тысяч детей в России ежегодно демонстрируют трудное поведение — сюда относятся и агрессия по отношению к взрослым и сверстникам, и участие в травле, и нарушения закона. Тому, как учителя решают эту проблему, посвящено исследование фонда «Шалаш» под названием «Драйверы и барьеры учителей в работе с трудным поведением». Недавно исследовательница Мария Терк представила его на семинаре Института образования ВШЭ.
Чем «друг» отличается от «шерифа»
Исследование основано на интервью с экспертами по трудному поведению детей, с учителями из разных регионов России, а также на анализе статистики и иных открытых данных.
Исследователи выявили четыре типичные для педагогов стратегии поведения:
- «Наставник» — строгий, но яркий, харизматичный и авторитетный педагог. Он способен разглядеть таланты детей за пределами академической успеваемости и помочь развить их.
- «Друг» — добрый и заботливый преподаватель, который интересуется жизнью школьников и их психоэмоциональным состоянием. Он, как правило, выстраивает со школьниками доверительные отношения и создаёт в классе безопасное пространство.
- «Наблюдатель» судит об учениках скорее по успеваемости и заслугам, чем по личностным качествам. Занимает отстранённую позицию, старается не вмешиваться в повседневную жизнь детей до тех пор, пока поведение не вредит другим или их академические результаты не ухудшаются.
- «Шериф» жёстко контролирует ситуацию, устанавливает чёткие правила. Это педагог, который использует положение и авторитет, чтобы поддерживать дисциплину и стимулировать усердную учёбу. Он строг и, как правило, вызывает у детей уважение, а в некоторых случаях и страх. Школьники предпочитают не спорить с таким учителем, избегают конфликтов с ним.
В поведении каждого учителя модели чаще всего смешиваются. Но от ролевой модели, наиболее характерной для педагога, зависит, какие практики по работе с трудным поведением детей он предпочитает применять.
Какие практики работают лучше
При общении с учителями эксперты выделили педагогические, психологические и административные практики, которые помогают им бороться с трудным поведением.
Из педагогических практик исследователи выделяют безопасную доверительную беседу, характерную для «друга», или парадоксальную реакцию, характерную для всех типов, кроме «шерифа». Во втором случае учитель реагирует на провокационное поведение учеников нестандартно и неожиданно, и это помогает остановить нарушение. С помощью обеих практик, отмечают эксперты, можно решить конкретный конфликт, однако назвать эти подходы системными и определить их эффективность в долгосрочной перспективе нельзя.
Педагоги, которые целенаправленно занимаются созданием собственного имиджа, чаще всего вызывают уважение. Данная практика эффективна в долгосрочной перспективе и создаёт ролевую модель, на такого учителя хотят стать похожими его ученики. Однако этот подход, свойственный «наставникам» и «шерифам», даже у представителей этих моделей встречается не так часто. Чтобы его применять, требуется яркая харизма — для многих учителей это может стать трудной задачей.
Такие практики, как игровые форматы уроков, назначение ответственных помощников из числа учеников и внеклассная деятельность, вовлекают в процесс весь класс и дают участникам значимые роли. Однако использование этих форматов имеет и свои минусы. Те ученики, которые изначально негативно настроены, могут саботировать уроки, активности или мероприятия.
Игнорирование, которое может применяться «наблюдателем», позволяет не отвлекаться на провокации, но данное решение не несёт позитивных последствий и может даже усугубить поведение школьника. Установление границ ответственности, характерное для всех типов, кроме «наставника», помогает создать безопасную среду и поддерживать дисциплину на конкретном уроке. Однако практика не гарантирует, что школьник будет соблюдать правила на других уроках и за пределами школы.
В интервью с экспертами сами учителя тоже оценили применяемые практики как частично эффективные. А административные меры и психологические методики, которые могут помочь школьникам с трудным поведением, доступны и применимы не во всех случаях — например, в школе может не хватать педагогов-психологов.
В целом, как показало исследование, учителя заинтересованы в обмене опытом в учительском сообществе по теме трудного поведения детей, а также в дополнительном обучении — в практико-ориентированном формате, с разбором конкретных подходов.
Взаимодействие с трудными подростками сейчас активно обсуждается как составляющая противодействия буллингу в школах. В принятой в мае этого года стратегии комплексной безопасности детей поставлены в том числе задачи по предотвращению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Среди них — совершенствование механизмов оказания психолого-педагогической помощи. Законопроект против буллинга в школах могут внести в Госдуму уже весной этого года. Кроме того, правительству поручено до 1 июля совместно с Советом по развитию гражданского общества подготовить меры по защите от буллинга и кибербуллинга в отношении учителей.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!