Нейросети, в первую очередь ChatGPT, остаются горячей темой для обсуждения. На что способны генеративные ИИ-технологии уже сейчас и чего от них можно ожидать в будущем, обсудили эксперты на митапе под названием «ИТМО говорит ChatGPT — да!», организованном ИТМО и «Яндексом». Разумеется, спикеры затронули и перспективы применения нейросетей в образовании. И вот как, по их мнению, развитие ИИ может изменить образовательный процесс.
Помощник в изучении сложных тем
По словам декана факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО, доктора технических наук Александра Капитонова, генеративные нейросети способны изменить сам принцип изучения сложных тем:
«Для того чтобы более-менее разобраться, например, в вариационном исчислении, мне потребовалось порядка пяти разных учебников. <…> А тут появляется возможность сразу же с большого количества разных сторон рассмотреть очень сложные темы».
Правда, чтобы всегда получать от нейросети достоверную информацию, понадобится доработать систему фильтрации генерируемого контента. Сейчас же, например, ChatGPT способна составить складный текст, но нередко допускает серьёзные ошибки.
Инструмент персонализации образования
Директор по развитию технологий искусственного интеллекта в «Яндексе» Александр Крайнов считает, что нейросети способны максимально персонализировать образование, в первую очередь детское.
«В идеальном мире у каждого учащегося — индивидуальный преподаватель по каждому предмету. <...> Кажется, что это невозможно, потому что бесконечно дорого. Но если индивидуальный преподаватель становится генеративной сетью, это возможно», — поделился он.
Схожую позицию ещё в прошлом году озвучила руководительница направления прикладных образовательных проектов Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М. В. Ломоносова Инга Николаева. По её мнению, ИИ поможет системе образования лучше учитывать интересы и склонности учащихся, а также их индивидуальные особенности восприятия.
Увеличат ли нейросети объём академического мошенничества?
ChatGPT хорошо сочиняет эссе и даже помогает написать дипломную работу (правда, пока на троечку). Но значит ли это, что студенты начнут массово использовать нейросети, чтобы обходить правила и сдавать работы, сгенерированные машиной?
Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу в «Яндексе» и модератор митапа, считает, что в этом вопросе важнее не способности ИИ, а отношение студента к учёбе в университете в целом. Те, кому интересно учиться, не будут использовать нейросети для обмана:
«Можно по-разному рассматривать, для чего используется любая новая технология в институте. Там, где учиться неинтересно: „Как бы мне отлынивать наиболее высокотехнологичным образом?“ Там, где интересно: „А как бы мне это покруче применить в том, что я в институте делаю?“»
С этим мнением согласен и эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ Евгений Патаракин. Он считает, что мошенничать с помощью ИИ будут только студенты, которые в принципе не хотят учиться самостоятельно. Поэтому, утверждает он, нет разницы, купит ли такой студент готовую работу, закажет у живого исполнителя или сгенерирует с помощью нейросети.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!