Образование
#Мнения

«Эффективность деятельности вообще не является требованием к учителю»

Как научить учеников планировать свою работу, если не планируешь её сам?

Фото: PalSand / Shutterstock

Фото: личный архив Алексея Корнилова

Алексей Корнилов

Имеет более чем 15-летний опыт создания и реализации образовательных проектов в сфере высоких технологий. Эксперт по проектному обучению, автор курсов и методических пособий по робототехнике, интернету вещей, цифровым технологиям, организации проектной деятельности в МФТИ, Британской высшей школе дизайна, «еНано» на Coursera и других платформах. Занимается разработкой систем автоматизации и непромышленной робототехники, был организатором первых в России фестивалей робототехники, разработчиком и первым руководителем всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».

Публикуем с разрешения Алексея его пост из личного блога в «Фейсбуке»* — о том, что мешает эффективной проектной деятельности в школе.

Можно ли научить в школе делать проекты? В принципе?

​​Проект в проектном менеджменте — это когда ты требуемый результат можешь выдать в заданные сроки. И именно в этом качестве формирование навыков проектной деятельности появляется во ФГОС — это про умение получать результат, быть в жизни эффективным!

​​В одной очень уважаемой школе обсудили, почему же тогда внедрение проектного подхода в учебный процесс идёт так тяжело, а проекты и проектная деятельность чаще всего превращаются в имитацию.​​

​​И у меня на это — нет, не пять причин, а три.

Прежде всего, эффективность деятельности, включая получаемый образовательный результат, вообще не является требованием к учителю.

От учителя требуется реализация образовательной программы плюс результаты ЕГЭ, ОГЭ и тому подобное, что от педагогического результата зависит довольно опосредованно.

​​Но хорошо, пусть от тебя не требуется результат, но, будучи эффективным, ты ведь упрощаешь жизнь себе — работа становится проще, меньше тратится сил и нервов. Так что мешает быть эффективным не для результата, а для себя?

Ну тут ситуация, как с той пилой: «Некогда нам её точить — пилим мы».

​​А вот несколько неожиданной оказалась третья причина: как объяснил в своё время Дмитрий Анатольевич, учитель — это призвание, своего рода миссия. Соответственно, такой «настоящий учитель» искренне считает, что, если за счёт применения более эффективных образовательных технологий у него освобождается время — а правильно организованная проектная деятельность иногда позволяет снизить нагрузку на учителя в разы! — он начинает считать, что он недоработал: раз не устал — значит, миссию свою не донёс…

​​Так что то, что слово «проект» — многозначно и «проект по изготовлению скворечника» можно трактовать так, что это не про результат, а сойдёт и презентация, — это всем удобно.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована