«Еда для мозга»: что стоит, а чего не стоит есть, готовясь к экзаменам?
Разбираем мифы и правду про продукты для поддержания организма во время интеллектуальных нагрузок. И бонус — рецепт идеального «учебного бутерброда».
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Разбираемся:
- правда ли, что шоколад помогает мозгу;
- была ли права бабушка, когда кормила кашей по утрам, и помогает ли морковь стать умнее;
- почему мы голодны после экзаменов и стоит ли их сдавать на голодный желудок;
- какая еда нужна для работы мозга и что на самом деле поможет хорошо соображать на экзаменах.
Какие есть мифы про полезные для мозга продукты
Есть продукты, которым приписывают полезные свойства благодаря сомнительным советам «из интернета» либо в силу личной веры («Так ещё бабушка говорила!»). Но могут ли они дать тот эффект, на который мы рассчитываем?
Шоколад и кофе
Глюкоза — источник энергии для работы мозга. Неудивительно, что шоколад может показаться идеальным продуктом, чтобы заставить его работать в моменты стресса и усталости. Однако на деле, уверяет диетолог и нутрициолог Элеонора Овчинникова, энергетический эффект сладостей заканчивается так же быстро, как и начинается: «Шоколадки нас „загасят“», — отмечает она.
Дело в том, что глюкоза содержится в любых углеводах, однако в зависимости от того, быстрые ли они или медленные, наш организм по-разному её усваивает. Так, сладости (быстрые углеводы) приводят к тому, что уровень глюкозы (и инсулина) в крови резко повышается, а затем очень быстро падает. Человек в этот короткий период чувствует заряд бодрости, а потом столь же резко приходит усталость.
Длинные углеводы помогают поддерживать нужный уровень глюкозы: тогда организм расходует её более рационально, по назначению — то есть она идёт на работу мозга, а не на резкий энергетический всплеск. Поэтому для поддержания энергии в рационе нужно использовать крупы, а не конфеты и шоколадные батончики. Впрочем, компромиссом будет горький шоколад: в нём практически нет сахара, а полезные вещества есть.
Столь же краткосрочный эффект и у кофе: кофеин способен дать нам лишь временный заряд энергии. Поэтому одной чашки кофе во время ночной подготовки к экзаменам студентам часто бывает мало: приходится постоянно подпитывать себя.
«Конечно, кофе выпить можно, если другого выхода нет. Но без правильного рациона в целом это как подгонять уже уставшую лошадь: ты её подстёгиваешь, а у неё сил нет — она кое-как пробежит немного и потом упадёт. Наш мозг — это „лошадь“, а кофе — „кнут“. Мы стимулируем нервную систему, не спим, а потом организм просто физически не может восстановиться, потому что ему негде взять ресурсы», — объясняет эксперт.
То есть для постоянной силы и бодрости нужно правильное питание. Ночь с кофе и шоколадками сработает для одного экзамена. А затем студент придёт домой и буквально свалится в постель: больше сил его организму взять негде. Это значит, что и к следующему экзамену готовиться будет гораздо тяжелее.
Черника, грецкие орехи и прочие продукты «для ума»
В интернете можно найти упоминания про продукты, которые якобы помогают нашему мозгу работать. Среди наиболее популярных действительно много полезного: те же орехи, ягоды, овощи и фрукты. И кажется: если много их есть, то голова будет лучше соображать.
В реальности так не работает: если человек плохо и нерегулярно питается, то от «суперпродуктов» вряд ли будет толк, в том числе и в учёбе. «Поддержка мыслительных процессов — многоступенчатый процесс. В рационе должны быть продукты, обогащённые правильными жирами. Например, жирная рыба (вроде лосося, палтуса и сельди), сливочное масло — они хорошо помогут, если преобладают в период нагрузки, тех же экзаменов. Но так, чтобы ты съел морковку и резко стал умнее, чтобы в голове просветлело, — не бывает. Это всего лишь маркетинговая „обманка“», — комментирует Элеонора Овчинниковаа.
Каша на завтрак
Польза каш на завтрак для грядущих уроков и лекций — не выдумка бабушек и мам, о том, что это полезно, несколько десятилетий назад действительно думали диетологи и врачи. Но это убеждение осталось в прошлом, ведь каша — это только углеводы, пусть и длинные. Она прекрасно насыщает, но уже через пару часов голод вернётся, и нормально концентрироваться без перекуса уже не получится.
«Для нас завтрак сейчас основной приём пищи — мы должны правильно завтракать: немного, но сытно. Сытно — это не про объём, а про нутритивную плотность продуктов, которые мы употребляем. Вот так правильно», — говорит эксперт.
Это значит, что завтрак должен состоять из белков и полезных жиров. Например: яичница, творог, сырники, бутерброд из цельнозернового хлеба — можно со сливочным маслом или паштетом. Добавить овощи тоже хорошо. Всё это даст длительное насыщение, чувство голода долго не подкрадётся.
Впрочем, это не значит, что кашу есть вообще не стоит: стоит, но только не любую — не из пакетиков для быстрой заварки, а из цельных круп для длительной варки. В таких крупах содержатся нужные углеводы, приносящие пользу. При этом завтрак в любом случае остаётся главной трапезой на протяжении дня.
Читайте также:
Почему во время подготовки к экзаменам так тянет на фастфуд
Фастфуд может только временно насытить, никакой реальной энергии и «пищи для ума» он не даст. Больше того, желание съесть что-нибудь вредное во время сессии вполне может быть показателем высокого уровня стресса (а стресс, в свою очередь, негативно сказывается на наших когнитивных способностях).
Так, исследование в одном из колледжей Кореи показало, что студенты с повышенным уровнем стресса чаще, чем их менее тревожные коллеги, ели сладости, фастфуд, продукты с быстрыми углеводами (например, картошку). В целом тревожные учащиеся склонялись к двум прямо противоположным пищевым привычкам: они либо потребляли слишком много вредной пищи, либо вообще переставали есть.
Похожий опрос, проведённый в бельгийском Гентском университете в 2017 году, показал, что студентам во время сессии сложнее придерживаться стандартного рациона, они начинают чаще потреблять снеки — те же чипсы, сухарики, шоколадки и печенье. Подобные результаты были получены и в ходе опроса, проведённого недавно в одном из вузов Саудовской Аравии. Там выяснили, что чем выше был уровень стресса, тем хуже питались студенты, то есть переключались с более здоровой еды на быстрые перекусы.
Так что лучше всё же заменить гамбургер и картошку фри на полноценный обед. А дополнить его прогулкой и медитацией — чтобы вредная еда манила поменьше. Удивительно, но наиболее актуальна эта рекомендация для девушек. Почему? Авторы всех перечисленных выше опросов отмечали, что именно они больше подвержены «заеданию» нервных переживаний и чаще, чем молодые люди, питаются вредной пищей.
Полезно ли голодать во время сессии?
Бывает, что перед экзаменом просто некогда перекусить, нет сил готовить или просто не хочется есть из-за нервного переживания. Некоторые и вовсе считают, что на голодный желудок лучше думается. Это не так, хотя некоторые плюсы у голода действительно могут быть.
Так, исследователи из Утрехтского университета выяснили, что голод относится к особому эмоциональному состоянию и заставляет нас принимать решения лучше, чем в состоянии покоя. Эксперименты они проводили, кстати, именно на голодных студентах.
Значит ли это, что поголодать полезно? Однозначный ответ — нет, ни в коем случае. Тогда у мозга просто не будет ресурса для нормальной работы, подчёркивает Элеонора Овчинникова.
Кстати, выполнение трудных заданий тоже вызывает чувство голода. Учёные связывают это с колебаниями уровня глюкозы — они могут вызвать ложный сигнал о голоде. Это значит, что после сложного экзамена так и тянет срочно съесть что-нибудь вкусное, и побольше.
Исследование, проведённое в 2016 году учёными из Университета Алабамы в Бирмингеме (США), показало: лучше такому порыву не поддаваться (если, конечно, вы не пропустили несколько приёмов пищи — тогда голод естественный), а вместо перекуса сделать передышку или выполнить небольшое физическое упражнение. После этого желание съесть стопку блинчиков поутихнет.
Читайте также:
Так как же питаться, чтобы хорошо учиться?
Элеонора Овчинникова подчёркивает: не существует продуктов, которые мгновенно помогут мозгу лучше соображать, зато есть довольно простой принцип для хорошей работы мозга. А именно: питаться правильно нужно на постоянной основе. Если студент вовремя готовится к занятиям, то ему не придётся накануне сессии просиживать ночи напролёт, заучивая сложные лекции, а если он всегда имеет привычку к правильному питанию, его организму не придётся искать силы для чрезвычайных интеллектуальных нагрузок и борьбы со стрессом. Так что же есть, чтобы мозг отлично работал?
Для этого нужны три составляющие:
- Жиры. Речь, естественно, не о любой жирной пище — бутерброд с салями не лучшая идея. А вот постоянное потребление жирных сортов рыбы, качественных растительных и животных масел, в общем тех жиров, которые хорошо усваиваются, станет хорошим способом подпитать мозг.
- Витамины. «Для мозга и для нервной системы в принципе очень важны витамины группы В и магний. Их недостаток будет заметен по нарушению мыслительной деятельности. Если человек жалуется, что у него „туман“ или „вата“ в голове — то это уже говорит о дефиците витаминов», — объясняет Элеонора Овчинникова. Тут сразу стоит добавить: витамины как пищевые добавки (то есть в таблетках, растворах и так далее) может назначить только специалист по результатам анализов. А вот употреблять богатые определённой группой витаминов продукты можно и без назначения врача. Например, витамины группы В содержатся в мясе, гречке, тыкве и фасоли.
- Глюкоза. Как уже упоминалось выше — речь не про сладости, а про продукты, богатые медленными углеводами, вроде круп, цельнозерновой пасты, хлеба и овощей.
Но продукты сами по себе — это ещё не всё. Многое зависит от того, как организованы приёмы пищи. Здесь можно руководствоваться знаменитой формулой «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу».
Вот рекомендации, которые даёт эксперт:
- Завтрак. Мы уже объяснили, что для студентов и школьников он должен быть сытным. Главное же — его категорически нельзя пропускать!
- Обед. Что бы вы ни выбрали на обед, там тоже должен быть белок — например, рыба, мясо, курица, кисломолочные продукты. На гарнир стоит съесть гречку, цельнозерновую пасту — в общем, то, что содержит «долгие» углеводы. Об обеде лучше подумать ещё накануне: будет ли там, где вы планируете находиться, место, где можно вкусно, сытно и правильно поесть. Если нет, стоит что-то приготовить заранее и взять с собой. Эти вопросы позволят избежать соблазна «откупиться» от голода фастфудом.
- Ужин. С ужином главное — не переборщить, а ещё — не есть непосредственно перед сном. Для этого приёма пищи отлично подойдут овощи и кисломолочные продукты, а также то, что содержит лёгкий белок. Например, рыба или птица легко усваиваются, как и блюда из фарша — котлеты или тефтели.
Что стоит взять с собой на полезные перекусы? Орехи, цельнозерновое или белковое печенье, хлебцы, фрукты — например, банан или яблоко.
Мы попросили Элеонору Овчинникову поделиться рецептом идеального бутерброда для перекуса школьников и студентов. Вот он:
Рецепт идеального бутерброда
- Основа: для основы возьмите цельнозерновой хлеб или тонкий армянский лаваш, если хотите что-то вроде шаурмы.
- Соус: смешайте сметану и раздавленный зубчик чеснока, добавьте мелко нарезанную зелень по вкусу, соль и перец.
- Начинка: варёная курица или мясо / жареная рыба — продукты с высоким содержанием белка или полезного жира; овощи — например, капуста, зелёный салат, помидоры, морковь, огурцы.
И помните: такой бутерброд поддержит мозговую деятельность и энергию организма в целом, но не может заменить полноценные завтрак и обед!
Если вы хотите помочь своему мозгу, то главное — позаботьтесь о питании заранее. «Не пытайтесь в последний момент наполнить свой организм питательными веществами. Заранее продумывайте свой рацион, за полгода до экзаменов. Проще говоря, всегда питайтесь правильно», — резюмирует Элеонора Овчинникова.
Нутрициология
Программа дополнительного профессионального образования разработана Первым МГМУ им. И. М. Сеченова. Вы узнаете, как именно питание улучшает качество жизни и предотвращает развитие болезней, научитесь создавать рационы с учётом анамнеза и образа жизни клиентов. В конце обучения получите диплом о профессиональной переподготовке.
Узнать подробнее