Учёные из Йоркского университета выяснили, что знание иностранного языка не утрачивается со временем, а остаётся с человеком на всю жизнь, даже если он не практиковал его десятилетиями. Краткие выводы исследования опубликованы на официальном сайте вуза в августе 2022 года.
Что это за исследование
Учёные предложили примерно 500 англичанам пройти тест на знание лексики и грамматики французского языка. При этом все участники исследования однажды сдавали выпускные экзамены по этому языку в школе на базовом или продвинутом уровне — в период с 1970-х по 2020-е годы.
Участники эксперимента не только выполняли тесты, но и указывали в отдельной анкете, как часто они использовали свои знания после экзамена. Тех, кто дополнительно изучал французский уже после школы, в итоге исключили из выборки.
Что удалось обнаружить
Исследователи выяснили: люди, которые сдавали экзамен 50 лет назад и с тех пор не получали никакой языковой практики, находятся на том же уровне, что и недавние выпускники. Причём они ничем не отличаются и от тех, кому периодически всё же приходилось разговаривать на французском.
Это, конечно, не значит, что, годами не разговаривая на иностранном языке, вы внезапно сможете свободно общаться с его носителями. Но и с нуля учить язык уже не потребуется — базовые знания остаются с человеком навсегда, утверждают учёные.
Особенно хорошо это заметно в ситуациях острой необходимости — например, если в аэропорту приходится срочно узнать на французском, куда делся багаж, мозг сам подсовывает нужные слова.
«Знание языка на удивление стабильно остаётся с нами на долгие периоды времени по сравнению с другими предметами, такими как математика, история или наука. Связано это, скорее всего, с тем, как язык хранится в памяти. Например, если слова запоминаются так же, как факты, даты или имена, и эта память подвержена эрозии, то грамматика схожа с катанием на велосипеде — срабатывает что-то вроде мышечной памяти, которая куда более стабильна», — объясняет глава департамента лингвистики Университета Йорка, профессор Моника Шмид.
Впрочем, с лексикой тоже всё не так плохо — стоит только вспомнить слово на родном языке, которое напоминает иностранное, как постепенно в памяти всплывает и оно. Исследователи связывают это с так называемой языковой сетью: стимуляция в одной части этой сети может вызвать реакцию в другой части.
Что это означает
Учёные надеются, что их исследование поможет мотивировать людей почаще возвращаться к изучению заброшенных иностранных языков. Ведь многие из тех, кто учил какой-то язык в школе, просто боятся или ленятся снова заниматься — вроде бы придётся заново зубрить слова и нудные грамматические основы. На самом деле ничего этого не требуется. Начать можно с того места, на котором изучение языка остановилось.
Наверняка для многих россиян это сегодня будет актуально. Вроде бы в школе уроки английского, французского или немецкого были у каждого, а 59% опрошенных на платформе «Россия — страна возможностей» граждан рассказали, что им не хватает знания иностранных языков. При этом актуальными для развития карьеры сегодня считаются английский и китайский.
Кстати, чем больше языков вы знаете, тем легче вам будет учить последующие, выяснили исследователи из Токийского университета.