Образование
#новости

Доволен ли студент учёбой, может зависеть от его же стараний

Вывод довольно очевидный, но зато теперь он доказан исследованием.

Специалисты из Высшей школы экономики выяснили, насколько российские студенты вовлечены в учебную деятельность и на что это влияет. Этой теме посвящён 24-й выпуск информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования».

Для изучения вовлечённости студентов использовали данные двух больших исследований:

  • Мониторинга экономики образования за 2020/2021 учебный год, который оценивал посещаемость (выборку составили 17 735 бакалавров-очников);
  • опроса консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов», который проводился весной 2020 года (5454 студентов бакалавриата отвечали на вопросы об участии в учебных активностях).

Что известно о посещаемости российских студентов

Один из показателей, характеризующих вовлечённость учащихся, — это посещаемость. Оказалось, что российские студенты не так часто пропускают занятия. Реже всего они не являются на семинары и очные лекций — 80% и 75% респондентов соответственно заявили, что посетили более 75% занятий в этих форматах. А вот пары, которые проводят онлайн или в смешанном режиме, студенты посещают менее охотно. В таблице ниже указано, какие доли опрошенных студентов посещали разные типы занятий в 2019/2020 учебном году.

Посетил(а) до 50% всех занятийПосетил(а) от 50 до 75% всех занятийПосетил(а) более 75% всех занятийВ прошлом учебном году не было занятий
Очные семинарские и практические занятия51580-
Очные лекционные занятия51875-
Занятия в онлайн-формате5117111
Занятия в смешанном формате102070-

Что касается зависимости уровня посещаемости от курса обучения, то наиболее часто на занятиях присутствуют первокурсники. На втором-третьем курсах посещаемость немного проседает, а к четвёртому — снова увеличивается. Исключение составляют занятия в онлайн-формате: здесь учащиеся всех курсов показывают примерно одинаковую посещаемость.

Помимо этого, оказалось, что на посещаемость влияет размер университета. Студенты крупных вузов чаще ходят на семинары, практические занятия, а также на те пары, которые проходят в смешанном и онлайн-форматах. А вот если говорить об очных лекциях, то подобных различий не обнаружилось. То есть на посещаемость этих занятий размер учебного заведения не влияет.

Авторы бюллетеня предполагают, что взаимосвязь между размером вуза и посещаемостью может объясняться высокой селективностью университетов. Дело в том, что те вузы, которые тщательно отбирают учащихся, обычно крупнее и в целом предъявляют высокие требования к посещаемости.

Что с учебной активностью

Ещё один важный показатель вовлечённости — активное участие в учебной деятельности. Исследователи подчёркивают, что оно важнее посещаемости.

Отмечается, что степень активности почти половины российских студентов можно назвать высокой. Правда, она зависит от вида деятельности. Например, большинство опрошенных студентов сообщило, что они часто или очень часто:

  • участвовали в обсуждениях на семинарах;
  • выступали на занятиях с докладами или презентациями;
  • помогали сокурсникам лучше понять материал во время совместной подготовки к занятиям;
  • работали над групповым заданием/проектом совместно с одногруппниками во внеаудиторное время.

Куда меньше студентов, которые с такой же частотой:

  • задавали преподавателям вопросы по содержанию курсов во время занятий;
  • считали предметы настолько интересными, что работали над ними больше, чем от них требовали;
  • просили помощи в обучении у тьютора, преподавателя или его ассистента.

Также выяснилось, что степень вовлечённости в разные виды активности варьируется в зависимости от курса. Младшекурсники чаще выполняют групповые задания во внеаудиторные часы, помогают однокурсникам и изучают предмет больше, чем от них требуется. Зато старшекурсники чаще выступают с докладами или презентациями и задают преподавателям вопросы.

Исследователи заключили, что студенты младших курсов чаще вовлечены в работу над учебным материалом за пределами аудитории, а старшекурсники, наоборот, больше участвуют в учебном процессе как таковом.

А вот невовлечённость чаще демонстрируют студенты старших курсов. К примеру, они чаще младшекурсников пропускают пары без уважительной причины, сдают задания позже дедлайнов или приходят на занятия неподготовленными.

Как вовлечённость связана с успеваемостью и другими показателями

Авторы бюллетеня пришли к выводу, что вовлечённость связана с успеваемостью, удовлетворённостью обучением и склонностью нарушать академическую дисциплину.

Так, у студентов, которые реже прогуливают занятия, академические успехи обычно выше. Студенты-отличники в два раза чаще посещают пары, чем те, у кого бывают неудовлетворительные оценки. Более 75% очных семинарских и практических занятий посетили 93% отличников, а лекций — 89% отличников; а у студентов с неудовлетворительными оценками аналогичные показатели составляют лишь 47% по семинарам и практике и 46% — по лекциям.

С участием в учебных активностях ситуация похожая. Например, 52% отличников очень часто участвуют в обсуждениях на семинарах, а среди троечников этот показатель составляет всего 6%. Если говорить о помощи однокурсникам, то среди отличников очень часто это делают 30%, а среди троечников — 6%. Что касается изучения материала «больше, чем требуют», то тенденция сохраняется и тут — 12% против 3%.

Также выяснилось, что студенты, которые реже посещают занятия, гораздо чаще ощущают неудовлетворённость качеством образования в вузе. Менее активные тоже меньше довольны: 30% студентов, которые полностью удовлетворены процессом обучения, очень часто делают доклады или презентации, а среди студентов, не удовлетворённых учёбой, активных меньше — 22%. А ещё те, кто доволен образовательным процессом, чаще взаимодействуют с преподавателями и больше времени уделяют учёбе во внеакадемические часы.

Ну и ещё один вполне ожидаемый вывод: учебную дисциплину чаще нарушают студенты с более низкой успеваемостью. Они чаще сдают задания с опозданием: каждый четвёртый троечник нарушает дедлайны очень часто, а среди отличников таких только каждый сотый. В том, что они очень часто приходят на занятия неподготовленными, признались 14% троечников и лишь 1% отличников. И троечники в девять раз чаще, чем отличники, пропускают занятия без уважительной причины.

Кстати, ранее ежегодное исследование «Российские вузы глазами студентов» показало, что почти половина учащихся недовольна своими вузами. Может, эти учащиеся просто не отличаются высокой вовлечённостью?

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована