Образование
#статьи

Как «перевёрнутое консультирование» помогает студентам стать отличниками

Инструкция, как построить учебное консультирование (тьюторинг) студентов при персонально ориентированном обучении. Опыт Университета Флориды.

Специалисты Университета Флориды поделились на educause.edu своим опытом. Пересказываем их статью. В Университете много внимания уделяют персонализированному подходу, а его реализация, как известно, должна сопровождаться поддержкой — учебными консультациями кураторов (тьюторов). Но консультации желательно строить так, чтобы стимулировать студентов к самоанализу, рефлексии и собственным выводам, а не нести им готовые выводы и решения на блюдечке. В этом смысл так называемого перевёрнутого консультирования (по аналогии с «перевёрнутым обучением»).

Об авторах оригинальной статьи

Лесли Можейко (Leslie Mojeiko) — методист Университета Флориды, магистр педагогики. Помогает студентам использовать технологии в обучении.

Элисон Хаскелл (Allyson Haskell) — методист Университета Флориды, имеет восьмилетний опыт создания образовательного контента для детей, подростков и молодёжи, а также ведёт курсы дизайна.

Шеннон Данн (Shannon Dunn) — заместитель директора Университета информационных технологий Флориды, руководит отделом по проектированию учебных курсов и внедрению образовательных технологий

Как работают кураторы в Университете Флориды

На каждом этапе обучения куратор выступает как ментор и преподаватель: он даёт советы студенту и помогает развить критическое мышление, навыки принятия решений, пробудить исследовательский дух и осознанное отношение к обучению.

В Университете Флориды кураторы работают как полноценные преподаватели. Они сотрудничают с методистами для создания курсов на основе «перевёрнутого консультирования». Это применение модели «перевёрнутого обучения» к процессу консультирования студентов.

Кураторы снабжают студентов всеми необходимыми материалами и с помощью LMS создают им персонализированное пространство, которое способствует личному развитию, повышает мотивацию и приводит к успехам в учёбе.

Консультирование как преподавание

Личностно ориентированное консультирование переводит работу куратора из пассивного общения с подопечными в плоскость активного взаимодействия с ними, своего рода «перевёрнутую педагогику».

В этом формате кураторы не контролируют студентов и не выдают им инструкций. Они мотивируют их, проводят конструктивные дискуссии и демонстрируют возможности, которые открываются благодаря успехам в учёбе. Это помогает студентам самостоятельно формулировать свои цели, принимать решения, добиваться результатов и оценивать их.

Дебора Мэйхью, руководитель кураторской программы для первокурсников в Инженерном колледже имени Герберта Верхайма (Флоридский университет), отметила положительный эффект такого подхода после усовершенствования техник и методов работы кураторов. Секрет успеха она видит в эффективном использовании модели, которая побуждает студентов тщательно изучать и анализировать учебный материал, чтобы подготовиться к консультации. В свою очередь, личное общение с куратором способствует лучшему усвоению информации и активному применению её в научной деятельности.

Чтобы выстроить систему «перевёрнутого консультирования» и повысить успехи студентов, надо начать с обратного дизайна. Этот метод ставит во главу угла не содержание и подачу материала, а цели всей кураторской работы. Он включает три этапа:

  1. Определение желаемого результата.
  2. Установка KPI.
  3. Разработка учебного плана.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

1. Определение желаемого результата

В традиционной модели обучения на первом этапе выбираются учебные материалы и инструменты оценки. Но в модели обратного дизайна начинают с определения целей и результатов курса или программы. Потом возможна их корректировка в соответствии с более конкретизированными образовательными задачами.

Точно такой же порядок действий предполагает и перевёрнутое консультирование. Кураторы сначала выстраивают общую философию учебной работы, основываясь на особенностях личности своих подопечных и объективных целях программы. Эти цели должны охватывать три сферы (по таксономии Блума):

  1. когнитивную (знания);
  2. психомоторную (навыки);
  3. аффективную (ценности).

Затем кураторы формируют конкретные измеряемые результаты (показатели успеваемости) в соответствии с областью и уровнем обучения. Это помогает кураторам концентрироваться на собственном видении программы обучения и общем прогрессе студента. Дальнейший выбор методов и материалов будет зависеть от сформированных целей и результатов.

Так, во Флоридском университете кураторы искали различные способы повышения качества подготовки студентов и их вовлечённости в обучение, развития у них самоосознания и умений принимать решения. Именно эти умения и навыки и определили в качестве ключевых целей. Позже на их основе кураторы с методистами сформировали более конкретные, измеряемые результаты учащихся.

2. Установка показателей успеваемости (KPI)

Следующий шаг — определить, чем и как оценивается качество знаний учащихся. Оценка — это, по сути, любое упражнение или задание, по которым студенты получают обратную связь. Она позволяет им оценить эффективность своей работы (то есть полученные знания) и проанализировать допущенные ошибки. Оценки должны соответствовать целям и результатам, запланированным на первом этапе. Как именно студенты могут продемонстрировать свои знания, навыки и умения? Как они сами поймут, чему научились и насколько высок их уровень?

Полезно включать в программу на основе «перевёрнутого подхода» некоторые учебные материалы и текущие оценки студента — они эффективно дополняют консультации, так как позволяют обоим участникам лучше подготовиться к встрече. Кроме того, благодаря этому у куратора появляется возможность прямо на встрече дать своему подопечному обратную связь и получить от него необходимую информацию. Это позволит сразу понять проблемы студента и предложить их решение.

При личностно ориентированном консультировании такая стратегия помогает побудить студента к самостоятельному обдумыванию своих достижений и провалов, а также путей дальнейшего развития. Это, в свою очередь, стимулирует у студентов осознанность, ответственность за собственный успех, а также повышает эффективность самих консультаций.

Кураторы Флоридского университета заметили, что включение разных способов оценки в программу консультирования даёт большой простор для взаимодействия со студентом в удобной для него форме.

3. Разработка учебной программы

Концепция обратного дизайна предполагает, что выбор учебного контента и формирование программы происходят на заключительном этапе создания учебного курса. Благодаря этому можно найти такие материалы, которые действительно будут помогать студентам в достижении учебных целей, а не просто придавать программе солидности без фактической пользы для учащихся.

Учебный план обычно включает в себя самостоятельное чтение учебной литературы, лекции, семинары и групповые проекты, а также формирование и закрепление навыков, необходимых для завершения курса или программы.

Порядок проведения консультаций

При «перевёрнутом консультировании» можно легко изменять учебный план студента, чего не позволяет ни одна стандартная кураторская программа. Соответственно, формат самих встреч кураторов со студентами тоже должен быть гибким.

Удобное время и формат онлайн

Возможность выбора удобного времени для консультаций, проведение их в онлайн-формате повышает вовлечённость учащихся и создаёт для всех равные условия. Особенно важно это для маломобильных или работающих студентов и для тех, кто посещает только факультативы или по каким-то причинам не имеет возможности приходить на очные встречи. В период пандемии онлайн-консультации, конечно, стали просто незаменимы.

Не только персональные встречи, но и групповые

Консультационные программы могут включать не только индивидуальную, но и групповую работу с куратором. Совместные встречи — не просто способ перераспределения учебной нагрузки студентов: чувство общности побуждает учащихся увереннее задавать интересующие их вопросы, и куратор тут воспринимается уже скорее как преподаватель, а не просто личный наставник.

Разбор запросов в группе помогает избежать стереотипных ответов: все студенты разные, поэтому и вопросы они будут задавать совершенно разные.

А ещё группа исключает неосознанную предвзятость. Это когда, например, куратор не рассказывает о возможностях обучения за границей студенту, имеющему маленького ребёнка или работающему фултайм, потому что считает, что этот студент такой возможностью не заинтересуется, ему некогда. В группе поднимаются любые темы, и при каком-то обсуждении каждый может случайно узнать что-то важное именно для него.

Консультирование как способ стимулирования учебного процесса

Чтобы консультирование было посвящено действительно важным и глубоким вещам, надо освободить консультационное время от мелких организационных вопросов. Сделайте так, чтобы ответы на эти вопросы всегда были у студентов под рукой, и тогда время консультаций они потратят на то, что их действительно волнует.

1. Соберите все памятки и инструкции в LMS

В LMS можно собрать всевозможные инструкции и справочные материалы, такие как план аудиторий университета, порядок связи с куратором и расписание встреч с ним. Обязательно разместите там памятки по типовым и административным действиям, включая сроки подачи различных заявлений и документов, записи на курсы, получения справок и так далее. Тогда студентам не придётся дёргать кураторов по таким мелким вопросам.

Кстати, специалисты Флоридского университета советуют записывать часть инструкций в видеоформате — некоторым новичкам так проще их воспринимать.

Информация в LMS поможет студентам подготовиться к встречам с кураторами и самостоятельно составить представление о своей дальнейшей учёбе так, чтобы обсуждать с куратором более детальные вопросы. Например, хорошо бы, чтобы к первой консультации студент уже изучил правила колледжа и записался на обязательные дисциплины. Полезно сделать какие-то предварительные тестирования на усвоение этих правил — заодно для понимания, почему студент выбрал те или иные дисциплины.

2. Дайте студенту пищу для размышлений

Промежуточные и семестровые тесты мотивируют студентов самостоятельно определять уровень своих знаний по каждому предмету и выявлять пробелы, а заодно и подсвечивают необходимость устранения этих пробелов с помощью курсовых и дополнительных занятий. Если студент сам анализирует эту информацию перед встречей с куратором, то их общение становится более полезным. В результате продуманных встреч студент получает мотивацию развиваться и более осознанно относится к процессу обучения.

Чтобы студент мог сам анализировать свои результаты, информация о его баллах по всем предметам должна быть у него в личном кабинете в LMS.

3. Продумайте порядок расположения справочной информации

Своевременно предоставленная информация даёт возможность тщательно её обдумать, а значит, направляет и поддерживает студентов в обучении. Например, для этого во вводной программе для первокурсников Инженерного колледжа Флоридского университета темы располагаются в определённом порядке. Каждая из них одновременно является переходом к следующей. В первом модуле «Знакомство с кураторами» учащиеся узнают, кто их наставники и какую систему поддержки они обеспечивают. Затем в модуле «Твоя успеваемость» студентам рассказывают о требованиях к экзаменам и сдаче работ. Заключительный модуль — «Окончание семестра». По прохождении всех трёх модулей студенты имеют чёткий план действий на первый семестр, знакомы со своими кураторами и понимают, как строится их учебный процесс на данном этапе.

Использование LMS для управления информацией

Вы уже поняли, что, по мнению специалистов Флоридского Университета, LMS — лучший друг кураторов. Действительно, они видят в автоматизированных системах управления обучением много пользы:

  1. LMS помогает снизить нагрузку студентов. Структурирование материалов и удобная навигация по ним экономит время. Особенно это облегчает жизнь первокурсникам, которые ещё вообще ничего не знают об учебных процессах. Заодно это повышает вовлечённость студентов в обучение, ведь хорошо продуманный порядок представления учебных консультационных материалов в LMS может направлять по правильному пути обучения. Можно сделать там всевозможные «напоминалки» и списки домашних заданий. А благодаря постоянному доступу к этим материалам студенты учатся отслеживать свой прогресс и попутно улучшают навык принятия решений.
  2. LMS позволяет легко распространять разноформатный контент. Там можно и разместить текстовые файлы, видео- или аудиозаписи, и организовать опрос или тестирование.
  3. По данным LMS кураторы анализируют ситуацию. Они видят, насколько хорошо их подопечные усваивают материал, находят отстающих и помогают им адаптироваться. Кроме того, данные LMS позволяют кураторам проанализировать собственную работу, чтобы делать её более продуктивной.

Например, удобно, если LMS позволяет выстраивать рейтинг успеваемости.

В LMS несложно получать как количественную информацию — из статистики тестирования и успеваемости студентов в течение семестра, так и качественную обратную связь — с помощью опросов учащихся и их анализа собственных успехов. Как раз последнюю функцию кураторы Флоридского университета назвали одним из самых важных способов выявить основные тревоги подопечных и подтолкнуть их к самоанализу.

Конечно, LMS может лишь автоматизировать некоторые обязанности куратора или сделать их более универсальными, — но полностью заменить общение человека с человеком компьютер не в состоянии. Да и нет такой цели — LMS, наоборот, способствует человеческой коммуникации наставника с подопечным, помогает строить личностно ориентированный подход в консультациях. Потому что благодаря тому, что всю основную типовую справочную информацию студенты получают в LMS, их общение с кураторами становится более глубоким.

Результаты и выводы

После внедрения в Университете Флориды «перевёрнутого консультирования» наставники заметили, что у студентов улучшилась подготовка и выросла вовлечённость в обучение. На основе этого опыта был даже создан образовательный ресурс для кураторов по разработке учебной программы на основе обратного дизайна. С его помощью консультанты сначала ставят цели и задачи обучения, а уже на их основе формируют координированный и измеряемый план. Разработав свою программу полностью, они используют LMS для размещения учебных материалов и контроля успеваемости.

Главная задача этого подхода — успех учащихся, который зависит только от них самих и достигается с помощью обучения, вовлечения и самоанализа. А «перевёрнутое консультирование» демонстрирует немаловажную роль кураторов в учебном процессе и научной деятельности студентов.

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована