Образование
#былое

Дмитрий Менделеев: «Истинное дело учителя делается исключительно нервами»

Вот что Менделеев, как педагог, писал о необходимости полноценного отдыха для учителей и учащихся.

Изображение: почтовая карточка / Public Domain / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Опыт всего мира показывает надобность некоторого временного, но полного отдыха, как учителям, так и ученикам. Первым — по двум причинам. Во-первых, потому, что истинное дело учителя делается исключительно нервами: надо — так сказать — заразить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни, мелькающим в глазах неуча в хаотическом беспорядке. Одними сухими рассуждениями — даже при полной добросовестности — ничего не поделаешь в обучении, доброго следа не оставишь, необходима работа нервов, а её без отдыха нельзя вести. Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно следить за всем движением своего предмета, если он не мёртвый, а мёртвых предметов в школах не должно бы и быть.

Не уследишь, не разберёшь чего-нибудь, а там либо ученик какой, либо родственник его обратятся с вопросом о текущей теме дня, ну, хотя бы о телеграфе без проводников, — нельзя учителю не знать этого. Следить же за наукой, разобраться в ней с чем-либо самостоятельно — нельзя, не имея особо свободного времени; дельному учителю многое приходится откладывать до времени вакаций. Время такого отдыха для учителей и без того часто должно быть короче, чем для учеников, а когда есть экзамены, дающие массу утомления перед вакацией, да переэкзаменовки после вакации, тогда не может быть прочного спокойствия учителю. Если же его не будет, — не ищите хороших учителей, светильников окружающему, настоящих просветителей для ваших детей; получим только исполнителей, а нужны возбудители. О детях и юношах и говорить нечего; всякий знает, как полный и спокойный отдых помогает им бодро глядеть на всё, что им предстоит, а без этого хорошего учения в массе быть не может.

Физическая сторона возрастающего организма не менее того требует временно полного отдыха, и это так известно, что я считаю возможным идти далее, заметив только о том, что польза от полноты отдыха учеников много выиграет, когда не будет ни экзаменационной муки перед вакациями, ни всяких переэкзаменовок после них, а ход учения прямо прерывается вакационным временем».

Источник: Менделеев Д. И. Заметки о русском просвещении. Познание России. Заветные мысли. — М.: «Эксмо», 2008.

Контекст

Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) по образованию был педагогом — окончил Главный педагогический институт и два года работал учителем в гимназии. Затем, став профессором Императорского Санкт-Петербургского университета, учил уже студентов.

Посвятив преподаванию много лет, он написал несколько очерков о том, каким образом, по его мнению, следовало бы усовершенствовать современную ему систему образования, как в школах, так и в университетах. «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», — так начинал он эту серию статей в 1899 году.

Фото: ЦГАКФФД СПб / «Архивы Санкт‑Петербурга»

Большой критике Дмитрий Иванович подверг существовавшую тогда систему экзаменов — как в школах, так и в вузах. Он считал, что будет гораздо больше пользы, если время, приходящееся обычно на экзамены и подготовку к ним, частично посвятить отдыху, а частично — обычной учёбе, сократив тем самым общее время обучения. «В старших классах гимназии и тому подобном [время экзаменов] длится около полутора месяцев. В это время учение во всех классах, даже если в них нет экзаменов, или вовсе не идёт, или ничего не даёт, потому что учителя измучены экзаменами не меньше, а больше учеников. Нормальное учение идёт при экзаменах никак не более 7 ½ месяцев в году, считая время вакаций. Если прибавить полтора месяца — выйдет 9 месяцев, и, следовательно, вместо 6 лет учения довольно будет 5 лет, а потому, конечно, вместо 7 лет — 6 или вместо 8 — только 7 лет. То есть уничтожение экзаменов, помимо всего прочего, сократит учение в средних учебных заведениях, по крайней мере, на год», — писал Менделеев.

Ну хорошо, а как же тогда следовало проверять знания? В школе, по мнению профессора, каждый учитель и без экзаменов должен хорошо знать способности каждого своего ученика. Так что вопрос перевода в следующий класс и выпуска из гимназии, считал Менделеев, стоило бы решать на основе годовых отметок и мнения учителей. А в университетах, на его взгляд, испытания должны носить практический, прикладной характер — чтобы в ходе выполнения какого-либо задания студент применял знания, а не просто отвечал на вопросы по билетам.


Курс

Выгорание: как справиться с усталостью и вернуть интерес к работе и жизни

Вы проанализируете своё самочувствие, эмоции и мысли и поймёте, что привело вас к выгоранию. Получите эффективные психологические упражнения, которые помогут выйти из этого состояния и замечать его первые сигналы в будущем.

Узнать про курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована