Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#Интервью

«Для меня педагогический стендап стал спасением от профессионального выгорания»

Интервью с Юлией Садыковой — учителем истории и основательницей Лиги педагогического стендапа.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Dasha Yukhymyuk / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Юлия Садыкова

Учитель истории и заместитель директора по воспитательной работе в «Новошколе» (г. Уфа). Победительница всероссийских конкурсов «Вклад учителя», «Воспитать человека», «Медиапедагог года», обладательница премии ММСО-2024 в номинации «Личный бренд года в образовании». Основательница Лиги педагогического стендапа.

Из этого интервью вы узнаете:

«Стендап — это что-то новое в педагогике, и это то, что было ей необходимо»

— Стендап и педагогика кажутся максимально далёкими друг от друга сферами. Как вам пришло в голову заняться педагогическим стендапом?

— Всё началось со всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя». Финальное испытание этого конкурса — выступление со стендапом. И когда конкурс в 2021 году проходил впервые, для всех это было чем-то небывалым: как это, учителя будут шутить со сцены?

В этом конкурсе в разные годы участвовала и я, и другие будущие организаторы Лиги педагогического стендапа — Алексей Емельянов и Алексей Московский. Все мы доходили до финала или занимали призовые места и, следовательно, выступали со стендапом. Ещё одним соорганизатором Лиги стал продюсер «Вклада учителя» Дмитрий Кузьмин. Но тогда, пожалуй, это для нас была лишь такая разновидность классического стендапа — учителя шутят.

— А в чём суть педагогического стендапа, если это не просто «учителя шутят»?

— С одной стороны, в педагогическом стендапе всё происходит так же, как в других видах стендапа: комик выходит на сцену и рассказывает шутки. Только в конкретном случае это педагог, и шутит он на школьные темы.

Когда мы с коллегами создавали Лигу педагогического стендапа в 2023 году, думали, что выступления со стендапом просто будут помогать учителям справляться со стеснением и профессиональным выгоранием, развивать навыки сторителлинга.

Однако со временем мы поняли, что педагогический стендап может быть чем-то большим, чем просто шутки. Стендап — это ещё и система взаимодействия с аудиторией, основа для формирования поддерживающего сообщества, технология, которую можно применять не только на сцене, но и в классе, при проведении школьных мероприятий, в разных жизненных ситуациях. Я бы даже назвала стендап одной из педагогических методик. Это что-то новое в педагогике, и это то, что педагогике было необходимо.

— Можете привести пример, как учителя используют приёмы стендапа вне сцены?

— Практически в любой контекст можно перенести техники написания материала и построения выступления. Есть показательный пример учителя математики, одного из участников Лиги, которому всегда трудно давались выступления на родительских собраниях. И однажды так сложилось, что незадолго до очередного собрания этот учитель выступил на концерте Лиги. А после собрания он позвонил и рассказал: «Ребята, вы знаете, а я выстроил выступление перед родителями так же, как выстраиваю стендап — и так замечательно вышло!»

Фото: личный архив Юлии Садыковой

Поясню: каждая шутка состоит из двух базовых элементов: это постановка проблемы, то есть обозначение какой-то привычной ситуации (у теоретиков юмора называется «сетап»), и неожиданная развязка («панчлайн»). И эту универсальную структуру можно применить в принципе к любому выступлению перед аудиторией.

«Выступление — это обязательный экзамен для наших учеников»

— Как развивалась Лига, как вы привлекаете педагогов-единомышленников?

— Начиналось всё с «выпускников» конкурса «Вклад учителя» — они стали первыми резидентами Лиги педагогического стендапа. И когда представители Лиги начали появляться на разных мероприятиях для педагогов, нам стали поступать предложения обучать учителей стендапу. Например, на мастер-классах в программе крупных мероприятий — такое обучение мы в мае этого года провели на Geek Teachers Fest в Екатеринбурге. Также нас приглашают школы или другие образовательные организации, чтобы мы обучили стендапу их сотрудников. И мы сами время от времени набираем на обучение всех желающих. Все педагоги, которые прошли обучение у тренеров Лиги и выступили на сцене, становятся нашими резидентами. Таким образом, с 2023 года мы провели уже пять потоков обучения, и число участников выросло с 32 до 80.

— А как вы обучаете педагогов стендапу?

— Основная часть обучения длится 3–4 дня, во время которых участники работают в группах до 10 человек. У каждой группы свой тренер-наставник из Лиги. После этого участники также занимаются с тренерами индивидуально. А заканчивается обучение выступлением участников перед аудиторией — это принципиальный момент. Писать шутки «в стол» можно сколько угодно, но это ещё не стендап, поэтому выступление — своего рода обязательный экзамен для наших учеников. Это и объединяет коллег, и подстёгивает их во время учёбы.

— Чем ещё, помимо обучения стендапу, занимается Лига?

— Мы выступаем с концертами на разных образовательных мероприятиях, участвуем в панельных дискуссиях как эксперты-учителя. Также часто работаем в роли организаторов мероприятий и событий — как event-менеджеры. Несмотря на то что резиденты и тренеры Лиги живут в разных городах, мы все очень легки на подъём и готовы прилететь, куда нас пригласят — например, помочь с каким-нибудь конкурсом.

— Если не секрет: Лига приносит вам доход или это скорее проект «для души»?

— Определённо «для души». Мы не выступаем на корпоративных мероприятиях, и о высоких гонорарах за выступления даже речи не идёт. Когда организуем обучение в сотрудничестве со школами или другими образовательными организациями, договариваемся об условиях в зависимости от формата. А обучение педагогов стендапу в самой Лиге не поставлено на поток, как во многих других школах стендапа, — мы проводим всего два набора в год. И цена нашего курса вполне доступная. В общем, Лига не про заработок.

Фото: личный архив Юлии Садыковой

— Резидентами Лиги становятся обычно учителя из частных школ или из государственных тоже?

— Я и другие основатели Лиги преподаём в частных школах, поэтому поначалу мы опасались, что все будут считать, будто участие в Лиге недоступно для педагогов из государственных школ. Популяризовать проект среди широкого круга коллег помог Форум классных руководителей — его организаторы нас очень поддержали и пригласили сотрудничать. В 2024 году мы провели для подписчиков сообщества серию вебинаров о стендапе и творческий конкурс, а победителей конкурса, учителей из государственных школ из разных регионов страны, пригласили на обучение стендапу в Лиге. После обучения эти учителя выступили вместе с резидентами Лиги на главной сцене Гостиного двора в Москве, в рамках Форума классных руководителей. Получилось яркое событие, и после него среди участников Лиги стало больше учителей из государственных школ, чему мы очень рады.

— В Лигу вступают только учителя?

— В начале мая у нас прошёл первый поток обучения стендапу для школьных директоров. То, что директора тоже заинтересовались комедией, оказалось удивительно даже для нас, основателей, а слушать их шутки невероятно интересно — в том числе потому, что это возможность узнать, что директора думают об учителях.

Также мы проводили обучение коллег из Института ПрЭСТО — школы тьюторского мастерства. Точнее, это было такое взаимообучение: мы учили коллег стендапу, а они давали обратную связь по тому, как мы учим.

В целом Лига педагогического стендапа открыта для всех, кто связан с образованием. Очень надеемся, что к нам начнут присоединяться коллеги из системы СПО, из вузов. Мне кажется, это такой вектор нашего развития в будущем.

«Чтобы смешно шутить, учителям не нужно сквернословить или затрагивать темы „ниже пояса“»

— Есть устойчивый стереотип, что учитель всегда должен быть сдержанным и серьёзным. Кажется, что стоит педагогу хоть немного отойти от этого навязанного образа, как у него возникают проблемы. Не испытывали ли вы этого на себе из-за занятий стендапом?

— После того как я выложила в соцсети своё первое выступление с конкурса «Вклад учителя», родители моих учеников подошли ко мне в школе и сказали: «Юлия, вы, оказывается, такая живая, так необычно смотрите на вещи, у вас такая интересная жизнь помимо школы!» Подобные отклики получала и я, и многие другие резиденты Лиги. Так что с давлением или неприятием по поводу занятий стендапом я не сталкивалась.

Когда мы прописывали заповеди Лиги педагогического стендапа, одним из самых важных принципов для нас стал такой: «Любить свою профессию». Мы представители очень важной, очень нужной профессии. И мы всегда будем под пристальным вниманием общественности, чиновников, родителей, учеников. В этих условиях мы смотрим на стендап как на возможность популяризировать профессию педагога, показать учителя как живого человека, у которого есть личная жизнь, увлечения, интересы. Чтобы ученики и их родители увидели, какие классные у них учителя, какие они смелые, что не боятся выходить на сцену и открыто рассказывать о себе.

— У вас в Лиге есть табу — темы, на которые вы никогда не станете шутить?

— Да, это ещё одна из наших заповедей: мы никогда не шутим про что-то низкое, пошлое. Учителя, которые выходят на сцену, да и вообще все наши коллеги — это безумно интересные, интеллигентные люди с широким кругозором. Чтобы смешно шутить, им не нужно сквернословить или затрагивать темы «ниже пояса».

Также мы понимаем, какие темы не стоит упоминать в выступлениях, потому что они слишком злободневны, противоречивы, тяжелы. Материал, который выходит на сцену, никак не должен компрометировать учителя. Он обязательно проходит редактуру — тренеры Лиги, как люди, которые обучают стендапу и организуют выступления, также отвечают за то, что аудитория услышит со сцены. Иногда в текстах выступающих могут возникать моменты, скажем так, пограничные, скользкие. Их мы стараемся обходить либо вообще убирать.

— А приходится ли вам показывать тексты выступлений организаторам концертов заранее?

— Когда как. Организаторы больших мероприятий, например Московского международного салона образования (ММСО) или Форума классных руководителей, обычно просят заранее прислать тексты. Мы абсолютно спокойно их показываем, чтобы организаторы убедились, что там действительно нет ничего такого, что могло бы как-то задеть тех, кто сидит в зале, или негативно повлиять на учителя, который с этим материалом выступит.

Я бы сказала, что мы существуем в определённых рамках, но при этом не урезаем свой творческий потенциал. Если бы у нас были просто сухие, совершенно нейтральные выступления, то у нас не было бы зрителей — а они всегда есть.

— Как, по вашему опыту, педагогический стендап воспринимают чиновники?

— Лига существует уже полтора года. Нам дали возможность выступить в Министерстве просвещения и на ММСО, нас приглашают на августовские педагогические совещания, где мы договариваемся о сотрудничестве с различными органами управления образованием. Думаю, это говорит о том, что мы занимаемся чем-то важным и нужным, и принципы, которые мы сформулировали для себя, работают.

Во время нашего выступления в Минпросвещения публика смеялась — так же, как и на других наших концертах. Просто потому, что юмор умный и добрый, а школьные темы близки каждому, ведь как минимум мы все окончили школу, и у многих есть педагоги в семье. И когда коллеги, например, шутят про учеников, то мамам и папам в аудитории все эти ситуации знакомы. Или та же тема бумажной волокиты — с ней ведь сталкиваются не только учителя.

— А бывает ли такое, что аудитория «сложная», и никак не получается её рассмешить?

— Иногда встречается такое явление — неумение смеяться. Мы с ним столкнулись, когда выступали перед директорами школ. По реакции было видно, что им смешно, но перед тем как засмеяться, они оглядываются друг на друга: «Можно ли сейчас посмеяться? Кто-нибудь ещё смеётся?» Возможно, умение смеяться — как мышца, которая атрофируется, если ты всегда находишься в очень серьёзной роли, такой как директор. Но минуты через три «разогрева» наши зрители поняли, что могут расслабиться и от души повеселиться.

— На ваших выступлениях бывают люди со стороны? Или обычно это закрытые мероприятия только для педагогов, такой «междусобойчик»?

— Мы всегда выступаем за открытость. В апреле, например, у нас состоялся концерт Лиги педагогического стендапа, на который мог прийти абсолютно любой желающий. Конечно же, в первую очередь приходят наши семьи, коллеги. Открытые микрофоны в стендап-барах часто посещают друзья и знакомые из самых разных сфер. Иногда на выступления приходят и ученики, но не в бары, разумеется, — на таких мероприятиях обычно стоит маркировка «16+» или «18+».

Алексей Емельянов, Юлия Садыкова и Алексей Московский
Фото: личный архив Юлии Садыковой

Стендап в закрытом сообществе, мне кажется, был бы просто классным способом отдохнуть, выплеснуть в кругу коллег то, что наболело. Но мы, как я уже говорила, выступаем за другое — за то, чтобы учителя были на виду, гордились своими талантами и своей профессией.

— Есть ещё такая позиция, что учителю вредно слишком неформально общаться с учениками — важно соблюдать чёткие границы, субординацию. И с этой точки зрения кажется, что учителю нельзя быть смешным — иначе эти границы нарушатся, в классе воцарится хаос. Что вы думаете по этому поводу?

— Я думаю, что когда учитель смешон и когда учитель обладает чувством юмора — это две абсолютно разные ситуации. Чувство юмора может спасти на уроке в самый критический момент, помочь учителю достойно выйти из сложнейшей ситуации. И когда весь класс сидит в напряжении, например в период экзаменов, можно заметить или вспомнить что-то смешное, и это немного разрядит обстановку, поддержит ребят, сделает атмосферу в классе более открытой, человечной.

При этом я полностью согласна с тем, что учитель должен устанавливать границы, и нельзя позволять подросткам какие-то смешки или шуточки в свой адрес. Как говорит Лилия Мухаметшина, тренер и ментор педагогов, основательница сингапурской компании MentorEd International: «Помните, что вы единственный человек с педагогическим образованием в классе». Дисциплина держится на учителе. И педагогу очень важно сочетать умение выстраивать и поддерживать границы с открытостью, человечностью и чувством юмора, не впадая в крайности.

Замечу, что удерживать этот баланс может только учитель, который находится, как говорят, «в ресурсе» — когда он наполнен энергией и готов её отдавать ученикам. Но чтобы что-то отдавать, нужно сначала это где-то взять, и к сожалению, из-за огромной нагрузки и ответственности учитель нередко становится чёрствым.

«Стендап помогает по-новому посмотреть на профессию и на себя в профессии»

— Какие педагоги чаще всего присоединяются к Лиге? Может быть, вы замечали у них какие-то общие черты?

— Пожалуй, самая главная черта, которая нас всех объединяет, — это открытость новому. Это очень важно, потому что учителя зачастую не готовы сами учиться, а мы заставляем их выполнять домашние задания, пробовать что-то новое и ошибаться.

Также для хорошего стендапа нужны способность посмотреть на себя со стороны и самоирония. Стендап — это не про соседа и не про коллегу, а про себя. Мы не высмеиваем кого-то, а говорим о своей жизни, и без самоиронии это было бы очень сложно.

— Когда Лига только зарождалась, как вы поняли, что педагогический стендап найдёт отклик у коллег? Что он даёт учителям?

— В нашем обучении первое занятие всегда посвящено сетапу — это несмешная часть комедии, боль, которую нужно найти и назвать. И вот когда мы впервые вышли на сцену со стендапом, мы поняли, что боль, которая сидит в нас, близка и другим учителям.

Фото: личный архив Юлии Садыковой

Лично для меня стендап стал спасением от профессионального выгорания. Несколько лет назад у меня выдался очень сложный год, и появились мысли уйти из школы — вести только частные уроки или вообще оставить профессию. Но выйдя на сцену, я встретила единомышленников, получила отклик. Причём не в духе: «Ой, какие у тебя смешные шутки, круто!» — а скорее: «Слушай, Юля, у меня была такая же проблема, давай с тобой созвонимся и поговорим». После каждого выступления у нас налаживаются контакты с учителями из других городов, и так стендап перерастает из смешного во что-то очень глубокое и важное.

— Вот, кстати, про глубокое и важное. У сообщества Лиги педагогического стендапа «ВКонтакте» такое описание: «Объединение педагогов, выступающих в жанре стендап, а также исследователей стендапа как технологии педагогической рефлексии». Как именно стендап связан с рефлексией?

— Юмор сам по себе рефлексия, потому что через призму юмора ты анализируешь свою жизнь, свою работу. Когда учитель занимается стендапом, он рефлексирует о своём опыте, переживает его ещё раз и, может быть, даже находит решение проблемы, которое раньше ему не давалось. Через рефлексию можно принять решение касательно профессии — как сделала я в сложный период, решив в итоге остаться в школе. С помощью стендапа можно по-новому посмотреть на профессию и на себя в ней. Например, человек, который по каким-то причинам избегал публичных выступлений, может понять, что на самом деле они у него хорошо получаются и приносят ему удовольствие. Или, наоборот, обнаружит, что выступления всё-таки не его, но он пишет отличные тексты или здорово организует людей.

Кроме того, одна из главных составляющих нашего обучения стендапу — это анализ своего выступления. Самоанализ очень важен и в педагогике, и в комедии. И на мой взгляд, педагогическому сообществу в целом очень не хватает возможности остановиться и проанализировать свою деятельность, например выступление с лекцией на уроке. Мы всегда очень спешим.

«Когда ты попадаешь в школьную жизнь, отказаться от неё и жить дальше без педагогики очень сложно»

— Вы не думали профессионально заняться комедией, уйти из педагогики в эту сферу полностью?

— Нам часто задают этот вопрос: «А что же вы на ТНТ не идёте или в какие-нибудь другие стендап-проекты?» И на него мы с ребятами очень честно отвечаем, что если бы захотели, то, конечно, отправились бы покорять вершины комедии. Может, нас на ТНТ и не взяли бы, но мы бы постарались.

Просто мы видим свою миссию в другом: создавать живое, поддерживающее пространство для учителей, где через юмор, самоиронию, честные рассказы о профессиональных буднях они могут делиться опытом, снимать профессиональный стресс, вдохновляться, чувствовать общность с коллегами. Для нас важно, чтобы счастливых учителей становилось больше. И никакая потенциальная слава, звёздность не будет выше этого, потому что мы занялись юмором и организовали Лигу с другой целью.

Фото: личный архив Юлии Садыковой

— Ну а всё-таки, если вот прямо сейчас к вам обратятся с ТНТ и предложат стать резидентом какого-нибудь популярного шоу, согласились бы оставить профессию педагога?

— Во-первых, смотря какие условия предложат, начнём с этого. Во-вторых, за один урок может произойти столько всего интересного, что любой телеканал позавидует такой насыщенности событий. А если серьёзно, то, хотя я всего лишь седьмой год работаю в школе, это очень важная часть меня, и отказаться от неё будет сложно.

Да, возникали размышления, что, может быть, стоит заняться организацией событий или чем-то другим, но педагогика буквально забрала меня в себя.

Это чувство разделяют и мои коллеги. Как раз недавно в Екатеринбурге встречались с Алексеем Емельяновым и обсуждали, что происходит в наших школах. И он сказал, что школа — это отдельная вселенная, где ты каждый день общаешься с невероятно интересными людьми. Это про детей, потому что каждый ребёнок уникален, и зачастую ученики делятся какими-то необыкновенными умозаключениями. И это про родителей тоже — представителей разных профессий, которые обладают самым разным опытом. Когда ты попадаешь в эту школьную жизнь, отказаться от неё и жить дальше без педагогики очень сложно.

— На одном из вебинаров для Форума классных руководителей вы упомянули, что за рубежом педагогический стендап не очень развит, только отдельные комики выступают на школьные темы. Как вы думаете, почему именно в России появилось такое направление стендапа?

— Мне кажется, это наша ментальность. Возможно, прозвучит излишне патриотично, но, по моему личному наблюдению, мы умеем замечать то, что никогда не заметит житель другой страны. Кроме того, я думаю, в России учитель играет более важную роль, чем за рубежом. Например, отношение к первому учителю у нас зачастую очень эмоциональное. И отношение самих учителей к ученикам тоже иное — я бы сказала, мы привязываемся к детям сильнее, чем зарубежные коллеги.

— Почему вы так думаете?

— Когда-то на Всемирном фестивале молодёжи и студентов я познакомилась с учителем из США, мы с ним до сих пор переписываемся. И он часто говорит что-то вроде: «Почему ты думаешь о том, что подарить ученикам? Школа должна этим заниматься, пусть администрация решает». Но для меня всё не так: это мои ученики, и я хочу их порадовать.

Вообще не бывает такого, что мы приходим домой и перестаём думать о школе. Это наша беда и наше преимущество. Наверное, потому, что мы эмоциональны, открыты, «переживательны» — порой даже чересчур. Поэтому и юмор наш получается смешной, искромётный, глубокий, и сам стендап находит такой живой отклик в педагогической среде.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована