К такому выводу пришли учёные из Канады. Их работа опубликована в журнале JAMA Network.
Что и как изучали
Исследователи попытались выяснить, влияют ли на ментальное здоровье школьников разные виды активности, связанные с использованием электронных устройств. В фокусе был именно период пандемии — данные собирали с мая 2020 года по апрель 2021-го.
В исследовании принимали участие 2026 детей в возрасте от 2 до 18 лет и их родители, которых регулярно опрашивали на тему того, как часто дети пользуются соцсетями, общаются по видеосвязи, играют в видеоигры, смотрят телевизор и проходят онлайн-обучение. Кроме того, ребятам задавали вопросы, касающиеся психологического здоровья.
Отмечается, что это одно из первых исследований, в котором рассматривается связь разных способов использования гаджетов с ментальными проблемами.
Какие сделали выводы
Изначально учёные предполагали, что дистанционное обучение наряду с неформальным общением по видеосвязи должно способствовать поддержанию психологического здоровья детей за счёт прямого социального взаимодействия. Однако всё оказалось совсем не так.
Авторы также сравнили полученные данные с результатами аналогичных исследований, проведённых до пандемии и не выявивших негативного воздействия дистанта на психику.
Прежде всего выяснилось, что с распространением коронавируса удалёнка приобрела непривычные масштабы — она временно стала основным способом обучения. Причём этот переход произошёл очень резко и сопровождался нарушением коммуникации детей со сверстниками и педагогами.
В связи с этим дистант зачастую оказывает негативное влияние на психологическое здоровье детей — у них стала чаще возникать депрессия. Больше всего этому подвержены ученики младших и средних классов.
Что касается использования соцсетей, видеоигр и телевидения, то выводы зависят от возраста детей. У малышей младше 5 лет не обнаружили признаков отрицательного воздействия гаджетов. Правда, по мнению учёных, это связано с тем, что для данной возрастной группы создаётся заметно меньше контента, чем для подростков и взрослых.
А вот у детей в возрасте от 6 до 18 лет заметили корреляцию между частым использованием гаджетов и возникновением тревоги, раздражительности, невнимательности и симптомов депрессии.
Кстати, насчёт видеоигр учёные сделали отдельный вывод. Они считают, что психике вредит не количество проведённого за ними времени, а именно содержание этих игр.
Что говорят в России
Сотрудники МГПУ провели похожее исследование о том, как цифровая среда влияет на психику школьников. По их мнению, чрезмерное использование гаджетов может негативно отразиться на развитии памяти, внимания и мышления школьников. Причём наибольшие опасения вызывают развлечения, для которых дети чаще всего и используют цифровые устройства.
Трудностями, с которыми столкнулись российские школьники, заинтересовались и в Центре экономики непрерывного образования РАНХиГС. Правда, там рассмотрели другие аспекты — успеваемость, нагрузку и снижение контроля со стороны учителей. Тем не менее в этих сферах тоже заметили ухудшения.
О недостатках удалёнки рассказали и сами учащиеся. По их словам, главными недостатками дистанта оказался дефицит мотивации и живого общения.
А Фонд гуманитарных проектов и региональные операторы проекта «Билет в будущее» опросили учителей, чтобы узнать, как дистант повлиял на школьников. Педагоги заметили положительные изменения: дети стали больше ценить живое общение и даже начали осознаннее подходить к выбору будущей профессии.