Цитата недели: о навыках задавать вопросы и ставить задачи
Эпоха искусственного интеллекта, кажется, актуализировала неудобные вопросы к образованию как к способу формирования интеллекта человеческого.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Елена Краевская
CEO «Яндекс Учебника»
Источник: конференция YaC/e
— До эпохи повсеместного использования интернета, условно говоря, ещё 30 лет назад, основным навыком успеха в образовании, в обучении было то, сколько информации ты можешь запомнить. Потому что основная информация находилась в книжках, и нужно было идти для этого в библиотеку. Чем больше ты запомнил наизусть <…>, тем быстрее ты можешь этой информацией воспользоваться. Дальше появился интернет, и все эти вещи запоминать [стало] уже не нужно, потому что они в доступе за одну секунду. И на первый план вышел навык поиска информации, задавание правильного, точного исследовательского вопроса и навык ресёрча. С появлением ИИ, который может в совершенно разных областях человеческой жизни стать помощником и увеличить эффективность работы человека, принципиальный навык проявляется в правильной постановке задачи своему помощнику. И всё ещё продолжает быть принципиально важным навыком задавание вопросов.
Контекст
На ежегодной конференции «Яндекса» Yet another Conference on Education (YaC/e) в 2024 году главной темой предсказуемо стал генеративный искусственный интеллект (ГИИ) в образовании. В том числе говорили о том, как меняется преподавательская роль из-за появления ГИИ-ассистентов и как происходящее на наших глазах стремительное развитие ГИИ-инструментов меняет само содержание образования. Елена Краевская, CEO «Яндекс Учебника», например, считает, что важнейшими навыками в современном контексте становятся умение задавать такие вопросы, которые подталкивают к исследованию интересующей темы, а также способность формулировать задачи.
Это высказывание в очередной заставляет задуматься, нацелено ли современное образование на то, чтобы формировать такие навыки (и, соответственно, готовы ли получающие это образование люди эффективно использовать ГИИ-инструменты)? Или оно по-прежнему, как сто лет назад, продолжает лишь натаскивать на запоминание фактов?
Есть мнение, что с формированием навыка задавания вопросов массовое образование не справляется. Об этой проблеме заговорили не вчера, но она обострилась в эпоху расцвета ГИИ-технологий. Недавний эксперимент в ТюмГУ по использованию «ИИ-персон» вместо преподавателей тоже подсветил эту проблему: чтобы с помощью «умного» чат-бота на основе ГИИ разобраться в какой-то теме, студентам нужно задать ему ряд вопросов, но они не могут этого сделать, если их этому не учили.
От того, как скоро образование сможет ответить на этот вызов, очевидно, зависит и возможность использовать огромные возможности новых технологий в полной мере.
Читайте также:
- «Одна из проблем образования — люди не обращают внимания на непонятное»
- Цитата недели: «За 20 лет система образования не успела переварить Google»
- Память умирает, фантазия — тоже: как цифровые технологии изменили мышление человека
- Мнение: благодаря ИИ продолжительность обучения может сократиться на треть