Образование
#статьи

Что всё-таки полезнее: ставить школьникам отметки или давать обратную связь в словах?

Учёные задались этим вопросом и проанализировали много исследований на эту тему.

Иллюстрация: VaLiza / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Привычную систему оценивания по стандартной шкале (то есть в баллах или буквенных, как в США, обозначениях, когда A означает — отлично, B — хорошо, C — удовлетворительно и так далее) часто критикуют. Критикуют её в основном за то, что отметки слабо отражают реальный уровень знаний или навыка, вызывают стресс и демотивируют, во многом зависят от отношения педагога к ученику и способностей самого ученика незаметно списать решение у соседа по парте.

Альтернативой отметкам нередко выступает такая практика формирующего оценивания, как письменный отзыв учителя о выполненном учеником задании: краткий (в духе «Замечательная работа, так держать») или более-менее подробный комментарий, содержащий замечания и предложения педагога. Считается, что такой способ оценивания помогает ученикам отслеживать личный прогресс, способствует рефлексии и учебной вовлечённости.

Но насколько в действительности полезна обратная связь в форме комментариев и так ли вредны отметки? Чтобы ответить на эти вопросы, команда исследователей с кафедры психологии и нейронаук Университета Дьюка (США) в 2019 году провела большой метаанализ. В него вошли 38 англоязычных научных работ о влиянии оценок и письменного фидбэка (комментариев) на успеваемость и мотивацию школьников — от младшеклассников до старшеклассников. Таким образом, учёные выяснили, как отметки, по сравнению с оцениванием в виде комментариев учителя, влияют:

  • на успеваемость школьников;
  • на учебную мотивацию.

Кроме того, сравнили, отличается ли эффект от оценок на успеваемость и мотивацию от эффекта в ситуации, когда школьникам не дают вообще никакую обратную связь (ни в виде отметок, ни в виде комментариев). Хотя такую ситуацию трудно представить себе в школе, это сравнение помогло выявить, стоит ли относиться к отметкам как к «наименьшему злу» — например, что они работают хуже комментариев, но лучше чем ничего.

Результаты своей работы исследователи представили в статье «Метаанализ влияния оценок и комментариев на учебную мотивацию и успеваемость: аргументы в пользу письменной обратной связи» (A meta-analysis on the impact of grades and comments on academic motivation and achievement: a case for written feedback). Мы приводим краткий пересказ полученных результатов и выводов исследователей.

Как отметки и комментарии влияют на учебную мотивацию школьников

Выяснилось, что учебная мотивация в целом значительно ниже у тех школьников, которые по итогам выполненного задания получали отметки, по сравнению с теми, кто не получал от учителя никакой обратной связи. То есть с точки зрения мотивации отметки оказались всё-таки «хуже, чем ничего».

Более подробный анализ показал, что у школьников, получавших отметки, снижалась именно внутренняя мотивация — то есть они реже проявляли интерес к теме или предмету, а также автономную регуляцию поведения (то есть занимались не по собственной воле, а потому, что от них это требовалось). В то же время у них заметнее проявлялась внешняя мотивация, в частности — ориентация на результативность. Она подразумевает, что ученик сравнивает свои достижения с результатами одноклассников и стремится к тому, чтобы «стать лучше всех» или «быть не хуже других».

Также оказалось, что внутренняя мотивация из-за отметок снижалась в первую очередь у учеников средних и старших классов — среди младшеклассников такого эффекта не обнаружили. По словам исследователей, это можно объяснить тем, что в началке проще получать хорошие оценки, а вот при переходе в среднюю школу учёба становится сложнее, а требования — гораздо строже. Из-за этого отметки начинают вызывать у школьников стресс, вредить интересу к предмету и удовольствию от узнавания нового.

Ещё интересный факт: внутреннюю мотивацию отличников оценки не ослабляли, в отличие от мотивации троечников. Это тоже объяснимо: если ребёнок или подросток крайне редко получает хорошие оценки, то вряд ли процесс обучения, да и сам предмет станут ассоциироваться у него с чем-то интересным и приятным.

Эффект от письменной обратной связи (комментариев от учителя) оказался лучше, чем эффект от отметок. Школьники, которые по результатам задания получали комментарии, а не отметки, демонстрировали более высокую учебную вовлечённость. Что касается видов мотивации, то, как и предполагали исследователи, развёрнутый фидбэк усиливает внутреннюю мотивацию и ослабляет внешнюю.

Ученики, получавшие комментарии, чаще демонстрировали ориентацию на мастерство (когда человек стремится к личному прогрессу, не сравнивая свои результаты с достижениями окружающих), интерес к предмету и ощущение собственной компетентности («Я могу, у меня получается»), чем школьники, которые получали отметки.

Вид полученных комментариев тоже играет свою роль. Полезнее всего для мотивации оказались конкретные высказывания — когда учитель выделяет сильные и слабые стороны работы, показывает направления для улучшения. Общие высказывания в стиле «Ты хорошо потрудилась, молодец» тоже, судя по всему, не повредят, но их положительный эффект гораздо слабее.

Любопытно, что, когда ученики по результатам задания получали и комментарии, и отметки, это не оказывало заметного влияния на их внутреннюю мотивацию — в отличие от ситуаций, когда фидбэк состоял только из комментариев.

Исследователи объясняют это тем, что школьники воспринимают отметку как конкретный, чёткий показатель достижений и фокусируют всё внимание именно на ней. А комментарий в таком случае воспринимается как нечто дополнительное, что необязательно принимать к сведению. Проще говоря, если вводить формирующую обратную связь наряду с отметками, это не даёт положительного эффекта.

Как отметки и комментарии влияют на успеваемость школьников

Что касается влияния на успеваемость, то оказалось, что школьники, получавшие отметки, в целом показали более высокие результаты, чем их сверстники, которым не давали вообще никакого фидбэка. Это касается учеников любых классов, а сильнее всего разница заметна среди младшеклассников. Проще говоря, зная, что им будут ставить отметки, школьники учатся лучше, но делают это без вовлечённости, не по своей внутренней мотивации, а из-за внешней.

Значимость отметок для успеваемости, похоже, зависит от предмета. Так, отметки значительнее повышали результаты учеников при выполнении заданий по гуманитарным наукам, по сравнению с такими предметами, как математика или физика.

Однако комментарии всё равно оказались полезнее: развёрнутый фидбэк повышал успеваемость гораздо сильнее, чем просто отметка. Но это относится только к конкретным, содержательным комментариям о качестве выполненной работы. Общие высказывания, судя по всему, учебным успехам не способствуют.

Больше всего пользы школьники получали от комментариев, когда они не сопровождались отметками. А вот когда учителя писали комментарий и ставили ещё отметку, это работало хуже — давало такой же эффект, как просто отметки.

Что стоит учесть педагогам

Из результатов метаанализа следует, что отметки полезнее для успеваемости, чем полное отсутствие фидбэка. Однако они при этом снижают внутреннюю мотивацию — а между ней и успеваемостью давно обнаружена тесная связь. По словам исследователей, может получиться так, что внутренняя мотивация ученика, который сегодня отлично проявил себя на уроке и получил хорошую отметку, со временем ослабнет или совсем исчезнет, что в перспективе повредит и его учебным результатам.

С обратной связью в виде комментариев ситуация более однозначная: такой фидбэк одновременно и усиливает внутреннюю мотивацию, и повышает успеваемость. При этом содержательные комментарии о плюсах и минусах работы, о способах её улучшить гораздо полезнее общих высказываний, которые не улучшают успеваемость, хотя и слегка усиливают внутреннюю мотивацию.

Фото: 24K-Production / Shutterstock

Ориентируясь на полученные результаты, исследователи составили такие рекомендации для учителей:

  • По возможности следует каждый раз давать ученикам развёрнутую письменную обратную связь по итогам заданий.
  • Если можно обойтись без отметок (в рамках текущего формирующего оценивания), то лучше всего так и сделать.
  • Когда выставить отметки всё же необходимо, то имеет смысл сначала дать ученикам фидбэк в виде комментариев, выделить время на то, чтобы они его проанализировали и учли, а уже после этого ставить отметки.
  • Выбирая метод оценивания, важно помнить, что отметки могут повредить внутренней мотивации учеников средних и старших классов, в особенности — неуспевающих школьников.

Правда, возникает вопрос, откуда учителю взять столько времени, чтобы регулярно предоставлять формирующую обратную связь каждому ученику. Возможно, на помощь смогут прийти ИИ-инструменты, которые оценивают письменные работы и задания по установленным критериям и выдают подробный фидбэк. О таких решениях мы рассказывали в свежей подборке инновационных EdTech-проектов.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована