Образование
#новости

Что такое социальный капитал и как он связан с образованием? Подведены итоги исследования

Оказалось, что социальные связи семьи влияют на выбор образовательной траектории. Но есть и более значимые факторы.

Институт образования НИУ ВШЭ выпустил в серии «Современная аналитика образования» исследование «Социальный капитал и образовательные ожидания семей». В нём изучена связь социальных контактов родителей с тем, какое образование выбирают их дети. Выводы основаны на опросах в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2021/2022 учебном году. Выборка составила 9 тысяч человек в 40 регионах страны — родителей дошкольников, школьников, студентов колледжей, техникумов и вузов.

Как определяют социальный капитал

Исследователи отмечают, что социальный капитал — довольно сложное понятие. Он включает как набор связей с другими людьми, с которыми знаком и взаимодействует человек, так и ресурсы, доступные благодаря этим контактам, а также уровень доверия в этих взаимоотношениях, наличие устойчивых групп, формирование в них общих норм и ценностей и многое другое.

Тем не менее ключевая характеристика социального капитала — широта сети связей, в которую включён человек. Чтобы измерить её у респондентов, исследователи задавали им в числе прочих вопрос о том, есть ли среди их родственников, друзей и знакомых люди с различными должностями и профессиями: директора крупных компаний, юристы, кадровики, учителя, парикмахеры и так далее. На основе этих ответов для каждого опрошенного рассчитывали индекс качества социального капитала, в котором учитывали как статус контакта (условный престиж профессии), так и то, насколько близки отношения респондента с этим человеком (родственник, друг или просто знакомый).

То есть итоговый индекс был выше у тех респондентов, которые указали в опросе, что тесно общаются с представителями нескольких статусных профессий. А для оценки количества социального капитала использовали ответ на другой вопрос: сколько у респондента знакомых, к которым при необходимости он может обратиться за помощью.

Связан ли социальный капитал с образовательными целями

Затем исследователи проверили, связан ли рассчитанный уровень качества социального капитала с тем, какой уровень образования опрошенные считают предпочтительным для своих детей. Родителям школьников 6–9-х классов ещё задавали вопрос о конкретных планах на образование ребёнка после выпуска из 9-го класса.

Оказалось, что качество социального капитала играет важную роль в формировании образовательных амбиций семей. Влияние оказалось прямым: чем обширнее социальный круг семьи, тем выше уровень образовательных целей. Так, около 30% родителей из группы с самым низким уровнем социального капитала ожидают, что их ребёнок получит только среднее общее или среднее профессиональное образование (СПО). В группе с самым высоким качеством социального капитала доля таких ответов ниже в два раза, а варианта, когда родители ожидают, что ребёнок ограничится лишь средним общим (то есть только школьным образованием), вообще практически нет. Зато там почти вдвое выше (более 40%) доля тех, кто рассчитывает на окончание ребёнком магистратуры или получение двух высших образований.

С другой стороны, анализ данных выявил, что роль социального капитала не всегда решающая. Например, его однозначной связи с выбором образовательной траектории школьника по окончании 9-го класса не нашлось: в группах с разным социальным капиталом доля родителей, которые планируют для детей поступление в учреждение СПО, практически одинаковая — немного меньше 40%. Во многих случаях материальное положение и уровень образования самих родителей оказывают более существенное влияние на образовательные планы в отношении детей.

Исследователи сделали вывод, что социальный капитал дополняет, но не заменяет эти весомые факторы. Кроме того, они отмечают, что даже высокий уровень социального капитала не всегда способен преодолеть такие барьеры, как слабая мотивация детей к обучению или их низкая успеваемость.

Как социальный капитал соотносится с другими характеристиками семьи

Возможная причина того, что социальный капитал не играет ведущую роль в формировании образовательных амбиций детей, состоит в том, что он оказался зависим от экономических и других возможностей семей.

Исследователи продемонстрировали тесную взаимосвязь между уровнем образования родителей, экономическим благополучием семей и индексом качества их социального капитала. Проще говоря, более обеспеченные семьи в то же время зачастую располагают и более широким кругом социальных контактов. То же самое верно и для уровня образования родителей: чем он выше, тем выше и индекс качества социального капитала. А к группе с наиболее низким уровнем по этому показателю относится почти половина респондентов, имеющих лишь школьное образование.

А вот количество социального капитала, то есть число знакомых, на помощь которых респонденты рассчитывают, оказалось почти не связано с материальным положением семей. У наиболее обеспеченных родителей этот показатель лишь немного выше, и исследователи сочли эти различия незначительными. В целом анализ показал, что у 45% респондентов число таких знакомых — не более одного-двух человек. Это авторы связывают с процессами атомизации российского общества.

В целом исследователи подтвердили, что разные виды капитала — культурный, экономический и социальный — как бы концентрируются в одних и тех же семьях и усиливают влияние друг друга. Ещё раз подтвердилась характерная и для России, и для многих зарубежных стран сильная связь материального положения и образовательного уровня родителей с образовательными траекториями детей после школы.

Исследователи предполагают, что в принципе социальный капитал мог бы компенсировать малообеспеченным семьям недостаток материальных возможностей — чтобы дети могли получать информацию и поддержку для выбора более перспективного образовательного пути благодаря кругу общения родителей. Но на практике ситуация совсем иная.

Ранее исследователи ВШЭ, изучая образование богатейших россиян, выяснили, что с 2011 года наблюдался практически двукратный рост числа сверхбогатых граждан, отцы и матери которых получили высшее образование или научную степень. Богатейшие люди России часто выбирают зарубежное образование для своих детей: в 2021 году процент таких детей (из числа бизнесменов, по которым есть статистика) составил 68,8%.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована