Образование
#статьи

Что такое SEL: модное слово или серьёзная новая концепция в образовании?

Разбираемся с технологией развития гибких навыков учащихся.

Drazen_ / GettyImages

О важности эмоционального воспитания говорили ещё древние философы, и в нашу эпоху оно тоже вышло на передний план. Аббревиатура SEL появилась в девяностые годы, но в России она стала на слуху не так давно. Рассказываем, что это такое.

Что такое SEL

С английского SEL расшифровывается как социально-эмоциональное обучение (англ. social emotional learning). Хотя у подхода нет чёткого, однозначного определения, можно сказать, что он преследует три основные цели:

  • развивать эмоциональный интеллект обучающихся;
  • создавать эмоционально комфортную среду, в которой ученик чувствует, что его ценят и он может проявить себя как личность;
  • вдохновлять и мотивировать на обучение с помощью эмоций.

SEL — не учебная дисциплина, а технология обучения. Её не стоит выделять в качестве отдельного предмета, как, например, психологию или обществознание. Социально-эмоциональное обучение внедряют в целый учебный план, задача учителей в этом случае — установить крепкую связь с учениками и спроектировать уроки так, чтобы занятия стали более личными.

Если коротко, то главная миссия SEL — создать благоприятную социально-эмоциональную обстановку для ученика и научить его грамотно работать со своими эмоциями и взаимодействовать с другими людьми.

Как и когда появился этот подход

SEL начало зарождаться в США ещё в конце 1960-х. Тогда детский психолог Джеймс Комер совместно с коллегами из Йельского детского учебного центра успешно испытал программу Comer School Development, которую разработали для двух самых неблагополучных школ Нью-Хейвена.

Программа Комера подразумевала, что школы должны были создавать комфортную среду обучения, где учеников ценили и любили, а их проблемы решали посредством диалога и эмпатии, а не строгого учительского тона. В процесс были также вовлечены родители, школьные психологи и медработники. Уже к 1980-м годам успеваемость школ стала выше средней, а проблемы с поведением и прогулами практически сошли на нет.

Успех программы Комера привлёк внимание других специалистов. В 1980-х появился проект W. T. Grant Consortium, который поддерживает фонд Уильяма Т. Гранта. Эксперты этого проекта разработали структуру внедрения социально-эмоционального обучения. Они также обозначили основные компетенции, которые может развить ученик в процессе такого образования. Среди них — умение определять, оценивать и контролировать свои эмоции, эмпатия и толерантное отношение к другим.

В 1990-х социально-эмоциональное обучение активно набирало обороты. В 1994 году была сформирована организация CASEL (the Collaborative to Advance Social and Emotional Learning), которая сегодня официально представляет концепцию SEL. В тот же год Институт Фетцера организовал первую конференцию CASEL, в которой приняли участие учителя и исследователи, активно работавшие с проблемами насилия и употребления наркотиков в американских школах.

Однако настоящий мейнстрим-бум по поводу эмоционального интеллекта в психологии и педагогике устроил американский психолог Дэниел Гоулман. В своих книгах 1990-х годов он часто размышлял о том, почему люди со средним IQ добиваются больших успехов, чем люди, которые показывают высокие академические результаты. Именно эта дискуссия и привлекла широкое внимание не только к трудам Гоулмана, но и ко всей идее социально-эмоционального обучения.

В последующие десятилетия психолог активно отстаивал важность эмоционального интеллекта, втягивая в диалог всё больше людей из сферы образования. И, несмотря на весь скепсис и критику, многие школы охотно экспериментировали с SEL-программами, чтобы улучшить социально-эмоциональные навыки учеников.

В конце 2010-х об эмоциональном интеллекте вообще и SEL в частности всерьёз заговорили и в России. Так, в 2018 году Институт управления образованием РАО совместно с Департаментом психологии НИУ ВШЭ провёл семинар, на котором академики обсуждали важность SEL, а также анализировали российский опыт и проблемы, с которыми педагоги сталкиваются, когда адаптируют этот подход для своей практики. А в 2020 году ряд зарубежных исследователей опубликовали метаанализ результатов практики SEL, который утверждает, что обучающиеся с более развитым эмоциональным интеллектом имеют и более высокие академические результаты.

Источник: cfchildren.org. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

Почему о SEL сейчас заговорили особенно активно

Как и многое другое, проблемы, вызванные нехваткой социально-эмоционального обучения, обострила пандемия. И ученики, и учителя во всём мире испытывали сильный стресс во время локдаунов. Многим педагогам также было сложно настроить дистанционное обучение: помимо технических проблем, они часто жаловались, что им было тяжелее контролировать детей онлайн, а учащиеся тоже жаловались, что учёба на дистанте стала настоящим испытанием для их нервной системы. Эти обстоятельства сделали социально-эмоциональное обучение необходимым как никогда.

Другой важный фактор популяризации SEL — растущий спрос на soft skills. В отчёте Всемирного экономического форума за 2020 год среди навыков, которые будут наиболее востребованы к 2025 году, названы критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, лидерство, способность быстро обучаться. Это во многом связано с новыми подходами к командной работе.

Не последнюю роль играет и рыночный тренд на дауншифтинг и удалёнку — зумеры не хотят работать во вред своему здоровью. Работодателям приходится теперь мириться с тем, что сотрудники не готовы убивать себя ради карьеры, поэтому для менеджеров очень важно уметь настраивать крепкий личный контакт.

Как работает SEL

Организация CASEL выделяет пять основных компетенций, которые ученик должен развить в процессе социально-эмоционального обучения:

  • Самосознание. Способность понимать и анализировать собственные эмоции, мысли и ценности, а также то, как они влияют на поведение в различных контекстах.
  • Самоконтроль. Способность контролировать эмоции и мысли в разных ситуациях, а также умение управлять ими, чтобы достичь поставленных целей.
  • Социальная осведомлённость. Способность понять другого человека и проявлять к нему эмпатию, даже если ваши взгляды, культура и воспитание совершенно отличаются друг от друга.
  • Отношения с другими людьми. Способность установить и сохранять тесный, здоровый контакт с людьми.
  • Ответственное принятие решений. Способность принимать конструктивные решения и вести себя соответствующим образом в разных ситуациях.
Ключевые социально-эмоциональные компетенции согласно CASEL. Источник: casel.org. Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

CASEL также предлагает рекомендации, как сформулировать систему ценностей и внедрить SEL в школу. Если пересказать коротко, то их советы сводятся к следующим шагам:

  • Создать специальную SEL-команду.
  • Эта команда должна составить план внедрения SEL, а также систему ценностей школы на основе опросов учеников, их родителей, педагогов и всего сообщества. При этом фундаментальный вопрос — какой должна быть школа, чтобы ученик хотел стать её частью.
  • Затем SEL-специалистам необходимо подобрать проверенную методику либо предложить собственные идеи, которые будут отвечать ценностям школы.
  • После этого изменения должны коснуться всего образовательного учреждения — например, для начала школа решила проводить в пятницу классные часы, на которых ученики делятся впечатлениями о прошедшей неделе.
  • Мониторить ситуацию в дальнейшем — оценивать эффективность, изменять и дополнять какие-то подходы, если они не работают.

Правда, все эти рекомендации требуют дополнительных денег, времени, специально обученного персонала. Да и сами фреймворки так и не предлагают шаблонов, которые учителя могли бы использовать для своих уроков. Поскольку речь по сути идёт о развитии софт-скиллов и налаживании крепкого, личного контакта с учениками, технология уже изначально требует от самих педагогов высокой гибкости, креативности и эмпатии.

В итоге на практике разные учителя и школы по-своему адаптируют эту систему. Одни меняют процесс работы всего учебного заведения — нанимают качественных психологов, стараются больше вовлечь в учебный процесс родителей, чтобы те эффективнее работали над домашним воспитанием. Некоторые также изменяют обстановку в классе — например, создают ‎антистресс-уголки.

Антистресс-уголок. Фото: Dariusz Jarzabek / Shutterstock

Другие предпочитают внедрять SEL непосредственно в сам учебный процесс — используют больше игровых заданий, стараются как можно чаще делить класс на группы или пары, чтобы развивать навыки командной работы, а также устраивают короткий warm-up, разговаривая с учениками на отвлечённые темы или просто играя с ними.

Например, вместо банального приветствия американский учитель Барри Уайт придумал применять с каждым из своих учеников индивидуальный стиль рукопожатия. По словам самого педагога, это не только помогает ему укрепить отношения с детьми и повысить кредит доверия, но и заряжает их энергией на весь урок.

Очень органично SEL вписывается в гуманитарные дисциплины. На уроках литературы и истории, например, можно давать больше рефлексивных сочинений, а также имитировать исторические события или сцены из художественных произведений.

Ещё одна хорошая практика — обратная связь обучающихся. Некоторые учителя предлагают своим ученикам вести дневники, в которых те описывают свои эмоции и мнения по поводу прошедшего урока. В теории небольшие опросы можно делать и устно, но на практике это занимает больше времени, к тому же интровертные ученики будут чувствовать себя дискомфортно.

Очередной модный тренд или необходимая технология?

Одна из главных причин, по которым критикуют SEL, — отсутствие конкретики и чётко проработанной методики преподавания, конечные результаты которой очень сложно объективно оценить. Если не углубляться в суть, то пока большинство SEL-лозунгов напоминает избитые истины о том, что важно заботиться об учащихся и уделять больше внимания их эмоциям.

В интернете можно найти немало советов, как сделать классный SEL-урок, и статей о том, как сама методика позволяет учителям раскрыть свой креативный потенциал. Однако многие критики считают, что недостаток контроля в технологии SEL может навредить всей образовательной системе. Отсутствие конкретных рамок позволяет интерпретировать концепции по-разному, что, например, способно превратить SEL в инструмент идеологических манипуляций.

Во время рассмотрения проекта SEL в штате Айдахо в начале 2020 года один из членов комитета по образованию палаты представителей штата сравнил контроль над эмоциями и «настройку» поведения с антиутопией О. Хаксли «О дивный новый мир». Другие и вовсе высказали мнение, что социально-эмоциональное воспитание — это работа родителей.

Список вопросов, на которые у SEL пока нет чётких ответов, длинный. Самые главные из них:

  • Какие ценности должны прививать педагоги: прогрессивные или традиционные, и почему не наоборот?
  • Как измерять результаты?
  • Насколько искренними будут эмоции, если человек их постоянно использует для достижения своих целей?
  • Что есть комфортная социально-эмоциональная среда и одинакова ли она для всех?
  • Можно ли вообще разработать и структурировать однозначную SEL-программу?

Подход также пока плохо работает с подростками. И хотя сама миссия SEL кажется воодушевляющей, отбиваться от всех этих вопросов и проблем сторонникам социально-эмоционального обучения придётся ещё очень долго.

Пока SEL явно не хватает структуры, чтобы повсеместно внедрять этот подход в образовательные учреждения. Однако технология так или иначе заставляет мир образования говорить больше о развитии гибких навыков и подталкивает учителей-энтузиастов экспериментировать в этом направлении. Учитывая, что сегодня многие проводят всё больше времени с гаджетами и общаются онлайн, умения взаимодействовать с людьми и работать с эмоциями могут стать такими же важными навыками, как и компьютерная или финансовая грамотность.


Научитесь: Онлайн-репетитор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована