Что такое SEL: модное слово или серьёзная новая концепция в образовании?
Разбираемся с технологией развития гибких навыков учащихся.
Drazen_ / GettyImages
О важности эмоционального воспитания говорили ещё древние философы, и в нашу эпоху оно тоже вышло на передний план. Аббревиатура SEL появилась в девяностые годы, но в России она стала на слуху не так давно. Рассказываем, что это такое.
Что такое SEL
С английского SEL расшифровывается как социально-эмоциональное обучение (англ. social emotional learning). Хотя у подхода нет чёткого, однозначного определения, можно сказать, что он преследует три основные цели:
- развивать эмоциональный интеллект обучающихся;
- создавать эмоционально комфортную среду, в которой ученик чувствует, что его ценят и он может проявить себя как личность;
- вдохновлять и мотивировать на обучение с помощью эмоций.
SEL — не учебная дисциплина, а технология обучения. Её не стоит выделять в качестве отдельного предмета, как, например, психологию или обществознание. Социально-эмоциональное обучение внедряют в целый учебный план, задача учителей в этом случае — установить крепкую связь с учениками и спроектировать уроки так, чтобы занятия стали более личными.
Если коротко, то главная миссия SEL — создать благоприятную социально-эмоциональную обстановку для ученика и научить его грамотно работать со своими эмоциями и взаимодействовать с другими людьми.
Читайте также:
Как и когда появился этот подход
SEL начало зарождаться в США ещё в конце 1960-х. Тогда детский психолог Джеймс Комер совместно с коллегами из Йельского детского учебного центра успешно испытал программу Comer School Development, которую разработали для двух самых неблагополучных школ Нью-Хейвена.
Программа Комера подразумевала, что школы должны были создавать комфортную среду обучения, где учеников ценили и любили, а их проблемы решали посредством диалога и эмпатии, а не строгого учительского тона. В процесс были также вовлечены родители, школьные психологи и медработники. Уже к 1980-м годам успеваемость школ стала выше средней, а проблемы с поведением и прогулами практически сошли на нет.
Читайте также:
Успех программы Комера привлёк внимание других специалистов. В 1980-х появился проект W. T. Grant Consortium, который поддерживает фонд Уильяма Т. Гранта. Эксперты этого проекта разработали структуру внедрения социально-эмоционального обучения. Они также обозначили основные компетенции, которые может развить ученик в процессе такого образования. Среди них — умение определять, оценивать и контролировать свои эмоции, эмпатия и толерантное отношение к другим.
В 1990-х социально-эмоциональное обучение активно набирало обороты. В 1994 году была сформирована организация CASEL (the Collaborative to Advance Social and Emotional Learning), которая сегодня официально представляет концепцию SEL. В тот же год Институт Фетцера организовал первую конференцию CASEL, в которой приняли участие учителя и исследователи, активно работавшие с проблемами насилия и употребления наркотиков в американских школах.
Однако настоящий мейнстрим-бум по поводу эмоционального интеллекта в психологии и педагогике устроил американский психолог Дэниел Гоулман. В своих книгах 1990-х годов он часто размышлял о том, почему люди со средним IQ добиваются больших успехов, чем люди, которые показывают высокие академические результаты. Именно эта дискуссия и привлекла широкое внимание не только к трудам Гоулмана, но и ко всей идее социально-эмоционального обучения.
В последующие десятилетия психолог активно отстаивал важность эмоционального интеллекта, втягивая в диалог всё больше людей из сферы образования. И, несмотря на весь скепсис и критику, многие школы охотно экспериментировали с SEL-программами, чтобы улучшить социально-эмоциональные навыки учеников.
В конце 2010-х об эмоциональном интеллекте вообще и SEL в частности всерьёз заговорили и в России. Так, в 2018 году Институт управления образованием РАО совместно с Департаментом психологии НИУ ВШЭ провёл семинар, на котором академики обсуждали важность SEL, а также анализировали российский опыт и проблемы, с которыми педагоги сталкиваются, когда адаптируют этот подход для своей практики. А в 2020 году ряд зарубежных исследователей опубликовали метаанализ результатов практики SEL, который утверждает, что обучающиеся с более развитым эмоциональным интеллектом имеют и более высокие академические результаты.
Почему о SEL сейчас заговорили особенно активно
Как и многое другое, проблемы, вызванные нехваткой социально-эмоционального обучения, обострила пандемия. И ученики, и учителя во всём мире испытывали сильный стресс во время локдаунов. Многим педагогам также было сложно настроить дистанционное обучение: помимо технических проблем, они часто жаловались, что им было тяжелее контролировать детей онлайн, а учащиеся тоже жаловались, что учёба на дистанте стала настоящим испытанием для их нервной системы. Эти обстоятельства сделали социально-эмоциональное обучение необходимым как никогда.
Другой важный фактор популяризации SEL — растущий спрос на soft skills. В отчёте Всемирного экономического форума за 2020 год среди навыков, которые будут наиболее востребованы к 2025 году, названы критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, лидерство, способность быстро обучаться. Это во многом связано с новыми подходами к командной работе.
Не последнюю роль играет и рыночный тренд на дауншифтинг и удалёнку — зумеры не хотят работать во вред своему здоровью. Работодателям приходится теперь мириться с тем, что сотрудники не готовы убивать себя ради карьеры, поэтому для менеджеров очень важно уметь настраивать крепкий личный контакт.
Читайте также:
Как работает SEL
Организация CASEL выделяет пять основных компетенций, которые ученик должен развить в процессе социально-эмоционального обучения:
- Самосознание. Способность понимать и анализировать собственные эмоции, мысли и ценности, а также то, как они влияют на поведение в различных контекстах.
- Самоконтроль. Способность контролировать эмоции и мысли в разных ситуациях, а также умение управлять ими, чтобы достичь поставленных целей.
- Социальная осведомлённость. Способность понять другого человека и проявлять к нему эмпатию, даже если ваши взгляды, культура и воспитание совершенно отличаются друг от друга.
- Отношения с другими людьми. Способность установить и сохранять тесный, здоровый контакт с людьми.
- Ответственное принятие решений. Способность принимать конструктивные решения и вести себя соответствующим образом в разных ситуациях.
CASEL также предлагает рекомендации, как сформулировать систему ценностей и внедрить SEL в школу. Если пересказать коротко, то их советы сводятся к следующим шагам:
- Создать специальную SEL-команду.
- Эта команда должна составить план внедрения SEL, а также систему ценностей школы на основе опросов учеников, их родителей, педагогов и всего сообщества. При этом фундаментальный вопрос — какой должна быть школа, чтобы ученик хотел стать её частью.
- Затем SEL-специалистам необходимо подобрать проверенную методику либо предложить собственные идеи, которые будут отвечать ценностям школы.
- После этого изменения должны коснуться всего образовательного учреждения — например, для начала школа решила проводить в пятницу классные часы, на которых ученики делятся впечатлениями о прошедшей неделе.
- Мониторить ситуацию в дальнейшем — оценивать эффективность, изменять и дополнять какие-то подходы, если они не работают.
Правда, все эти рекомендации требуют дополнительных денег, времени, специально обученного персонала. Да и сами фреймворки так и не предлагают шаблонов, которые учителя могли бы использовать для своих уроков. Поскольку речь по сути идёт о развитии софт-скиллов и налаживании крепкого, личного контакта с учениками, технология уже изначально требует от самих педагогов высокой гибкости, креативности и эмпатии.
В итоге на практике разные учителя и школы по-своему адаптируют эту систему. Одни меняют процесс работы всего учебного заведения — нанимают качественных психологов, стараются больше вовлечь в учебный процесс родителей, чтобы те эффективнее работали над домашним воспитанием. Некоторые также изменяют обстановку в классе — например, создают антистресс-уголки.
Другие предпочитают внедрять SEL непосредственно в сам учебный процесс — используют больше игровых заданий, стараются как можно чаще делить класс на группы или пары, чтобы развивать навыки командной работы, а также устраивают короткий warm-up, разговаривая с учениками на отвлечённые темы или просто играя с ними.
Например, вместо банального приветствия американский учитель Барри Уайт придумал применять с каждым из своих учеников индивидуальный стиль рукопожатия. По словам самого педагога, это не только помогает ему укрепить отношения с детьми и повысить кредит доверия, но и заряжает их энергией на весь урок.
Очень органично SEL вписывается в гуманитарные дисциплины. На уроках литературы и истории, например, можно давать больше рефлексивных сочинений, а также имитировать исторические события или сцены из художественных произведений.
Ещё одна хорошая практика — обратная связь обучающихся. Некоторые учителя предлагают своим ученикам вести дневники, в которых те описывают свои эмоции и мнения по поводу прошедшего урока. В теории небольшие опросы можно делать и устно, но на практике это занимает больше времени, к тому же интровертные ученики будут чувствовать себя дискомфортно.
Очередной модный тренд или необходимая технология?
Одна из главных причин, по которым критикуют SEL, — отсутствие конкретики и чётко проработанной методики преподавания, конечные результаты которой очень сложно объективно оценить. Если не углубляться в суть, то пока большинство SEL-лозунгов напоминает избитые истины о том, что важно заботиться об учащихся и уделять больше внимания их эмоциям.
В интернете можно найти немало советов, как сделать классный SEL-урок, и статей о том, как сама методика позволяет учителям раскрыть свой креативный потенциал. Однако многие критики считают, что недостаток контроля в технологии SEL может навредить всей образовательной системе. Отсутствие конкретных рамок позволяет интерпретировать концепции по-разному, что, например, способно превратить SEL в инструмент идеологических манипуляций.
Во время рассмотрения проекта SEL в штате Айдахо в начале 2020 года один из членов комитета по образованию палаты представителей штата сравнил контроль над эмоциями и «настройку» поведения с антиутопией О. Хаксли «О дивный новый мир». Другие и вовсе высказали мнение, что социально-эмоциональное воспитание — это работа родителей.
Список вопросов, на которые у SEL пока нет чётких ответов, длинный. Самые главные из них:
- Какие ценности должны прививать педагоги: прогрессивные или традиционные, и почему не наоборот?
- Как измерять результаты?
- Насколько искренними будут эмоции, если человек их постоянно использует для достижения своих целей?
- Что есть комфортная социально-эмоциональная среда и одинакова ли она для всех?
- Можно ли вообще разработать и структурировать однозначную SEL-программу?
Подход также пока плохо работает с подростками. И хотя сама миссия SEL кажется воодушевляющей, отбиваться от всех этих вопросов и проблем сторонникам социально-эмоционального обучения придётся ещё очень долго.
Пока SEL явно не хватает структуры, чтобы повсеместно внедрять этот подход в образовательные учреждения. Однако технология так или иначе заставляет мир образования говорить больше о развитии гибких навыков и подталкивает учителей-энтузиастов экспериментировать в этом направлении. Учитывая, что сегодня многие проводят всё больше времени с гаджетами и общаются онлайн, умения взаимодействовать с людьми и работать с эмоциями могут стать такими же важными навыками, как и компьютерная или финансовая грамотность.