Образование
#статьи

Что происходит в подготовке кадров для будущего

Эксперты обсудили, как меняется рынок труда и как образование пытается адаптироваться к этим изменениям.

Иллюстрация: Mikhail Nilov / fauxels / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Рынок труда по всему миру меняется из-за развития цифровых технологий, а в России к этому добавляются собственные уникальные обстоятельства, такие как санкционное давление и отток перспективных кадров за рубеж. Чему и как в этих условиях учить будущих специалистов, обсудили спикеры круглого стола «Вы — слабое звено: как будущее меняет рынок труда». Мероприятие организовали АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» и РЭУ им. Г. В. Плеханова. Запись полностью можно посмотреть на RuTube, а мы пересказываем ключевые тезисы выступающих.

Сотрудничество государства, бизнеса и НКО, а также смещение фокуса EdTech

Директор по работе с органами государственной власти «Нетологии» Валентина Куренкова поделилась, что недавно проводила опрос среди студентов 18–23 лет и выяснила, что ключевые ценности для них — это безопасность, здоровье и семья. То, что в очень юном возрасте ребята задумываются о таких серьёзных вещах, по мнению Валентины, показывает, что современная молодёжь во многом отличается от предыдущих поколений. Также общение со студентами показало, что они хотят найти простой и понятный путь — куда пойти учиться, кем работать, чтобы достичь успеха. А значит, им нужно помогать в выборе. А кроме того — учить адаптироваться к разным условиям, потому что простых рецептов в современном мире не бывает.

Чтобы в этих обстоятельствах создать нечто полезное и эффективное в области образования и подготовки кадров, необходимо сотрудничество трёх сторон — государства, бизнеса и некоммерческих организаций. При этом EdTech-компаниям, желающим остаться на рынке, по мнению спикера, тоже нужно адаптироваться к вызовам времени и не ограничиваться обучением IT-специальностям, а запускать программы подготовки специалистов для промышленности.

А для старшеклассников и студентов Валентина Куренкова упомянула четыре государственные образовательные инициативы, на которые им стоит обратить внимание: «Цифровые кафедры», «Передовые инженерные школы», «Платформа университетского технологического предпринимательства» и «Профессионалитет». Кроме того, она напомнила, что бизнес, в частности IT-компании, сейчас тоже запускает множество полезных проектов, как самостоятельно, так и в рамках государственных инициатив.

Валентина также рассказала о собственном новом социальном проекте для молодёжи «неУниверситет», созданном на базе фонда «Первое поколение». Это двухлетняя программа бесплатного неформального образования, которая охватывает большой круг тем — от вопросов ведения быта, заботы о здоровье и управления личными финансами до профориентации, развития профессиональных навыков и построения карьеры (ведь этому тоже нужно учить).

EdTech как восполнение разрыва между системой образования и рынком труда

GR-директор Lerna.ru, в прошлом — руководитель направления развития партнёров Skillbox Леонид Мироненко напомнил, что вузы и EdTech-платформы не конкурируют между собой в сфере профессионального образования, а дополняют друг друга. Так, если Skillbox фокусируется на развитии отдельных компетенций, удовлетворяющих требованиям рынка труда, то перед вузами стоит более обширная задача — обеспечивать студентам фундаментальную академическую подготовку и в целом образовывать население страны.

Соглашаясь с тезисами Валентины Куренковой, Леонид тоже подчеркнул, что в подготовке кадров необходимо сотрудничество между вузами, EdTech и работодателями. Так, обучение хард-скиллам (то есть узкоспециализированным профессиональным навыкам) лучше всего даётся учащимся, у которых уже есть академическая база, полученная в вузе. В то же время EdTech-компании нуждаются в партнёрстве с работодателями из индустрии, чтобы создавать качественные образовательные программы по обучению профессиональным навыкам.

Однако разрыв между рынком труда и образовательной системой всё ещё очень большой. На это обратил внимание в своём выступлении генеральный директор платформы онлайн-обучения Uniweb Александр Оганов. Спикер рассказал о проекте по оценке компетенций студентов вузов — насколько они соответствуют реальным запросам работодателей. Эту оценку по инициативе Правительства Москвы Uniweb провела по 200 самых востребованным профессиям. Для каждой из них составили карты компетенций с целевыми индикаторами, по которым можно оценить уровень этих компетенций. Затем на основе карт разработали контрольно-измерительные материалы для студентов, обучающихся на соответствующих специальностях. И в 2018 году провели добровольный квалификационный экзамен среди 25 000 студентов из 486 вузов страны.

Результаты экзамена показали, что только у 10% студентов компетенции хотя бы на 60% соответствуют требованиям профессии — у остальных показатели получились ниже. Однако, когда Uniweb обратилась к вузам с конкретными предложениями по улучшению учебных планов, чтобы сократить этот разрыв между результатами обучения и запросами работодателей, воспользовались этими предложениями только два университета. По наблюдениям Александра, как раз этот пробел между компетенциями выпускников и требованиями рынка труда сейчас закрывает профессиональное обучение на EdTech-платформах.

Привлечение девушек в IT, выбор между узкой специализацией и междисциплинарностью

Андрей Игнатьев, руководитель аналитического направления АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации», поделился результатами проведённого центром исследования на тему подготовки молодых IT-специалистов.

Среди ключевых проблем отрасли, поднятых в исследовании, — отток перспективных кадров за рубеж. Ранее в этом году аналитики рекрутингового сервиса hh.ru и консалтинговой компании «Яков и партнёры» тоже выяснили, что с нехваткой IT-кадров столкнулся 61% работодателей, причём сложнее всего компаниям найти сотрудников с опытом.

Ясно, что для восполнения недостающих кадров нужно учить IT-специалистов, но аналитики Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации наметили ещё одно важное направление — надо устранять гендерный разрыв в индустрии. Для этого нужно привлекать к освоению STEM-дисциплин и IT-профессий, которые всё ещё считаются традиционно «мужскими» сферами, девочек и женщин. Да, никаких формальных барьеров для этого нет, но мешают стереотипы, и с этим нужно что-то делать.

Также Андрей Игнатьев назвал две основные стратегии, которые помогут молодым людям профессионально реализоваться в современных условиях и подготовиться к будущему. Первая из них — развивать междисциплинарность, навык комплексного подхода к решению профессиональных задач и системное мышление. Вторая стратегия — это, наоборот, погружение в узкую специализацию в выбранном направлении, но при условии, что это направление передовое и остро актуальное. Например, новые языки программирования, блокчейн-технологии, генеративный ИИ, постквантовая криптография.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована