Образование EdTech
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании: подкасты и дискуссии мая-2024

Узнаём о будущем рынка труда, реалиях современных школ и новых подходах в высшем образовании.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Можно ли научиться входить в состояние потока, используя данные ЭЭГ и другие биологические показатели?

Кто: главный научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИ молекулярной биологии и биофизики федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (Новосибирск) Ольга Базанова.

Где: на Неделе нейротехнологий и когнитивных наук в МГППУ.

Про что: какой бывает биологическая обратная связь и как использовать её для обучения.

Состояние потока или пика формы, когда человек полностью вовлечён в то, что делает, испытывает от работы удовольствие и даже забывает о времени, полезно и в обучении. Многим педагогам хотелось бы, чтобы их ученики именно так вовлекались в учёбу. Возможно ли это, и если да, то почему даже мотивированные ученики так редко выходят на пик формы?

В своём докладе доктор биологических наук Ольга Базанова опирается на собственные исследования того, как дети и подростки обучаются игре на музыкальных инструментах. Даже хорошо подготовленный юный музыкант может растеряться, самостоятельно выступая на сцене, и не показать свой максимум — то есть не войти в состояние потока. Среди причин этого — отсутствие обратной связи. На уроках педагог даёт понять, насколько хорошо ученик справляется с исполняемым произведением. И если музыкант не умеет отслеживать это сам, на сцене его может захлестнуть тревога.

Основная часть доклада посвящена тому, как технологии биологической обратной связи могут научить кого угодно — музыканта, студента-физика, профессора — осознавать свои реакции и управлять ими. Для этого с помощью специальной аппаратуры фиксируют различные физиологические показатели человека, а связанная компьютерная программа создаёт на их основе игровые сюжеты, которыми управляет сам испытуемый. Например, движение машинки в игре зависит от того, насколько человек сконцентрирован, и ему приходится прикладывать усилия, чтобы она продолжала ехать.

Интересно, что в качестве таких показателей могут использоваться не только сигналы электрической активности мозга на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), но и более простые для измерения движения мышц лба или предплечий, сердечные сокращения, перенос веса тела с одной части стопы на другую. Из доклада Ольги Базановой можно подробнее узнать, как это всё работает и помогает улучшить самоконтроль. А ещё она подробно объясняет, что это за альфа-волны, которые исследователи мозга ищут на ЭЭГ, и как в их открытии помогли исследования ежей, спящих в холодильниках.

Какие педагогические лайфхаки можно почерпнуть из поттерианы

Кто: аспирант кафедры философии Волгоградского госуниверситета, руководитель и лектор общества «Интеллектуальные среды» в Москве Тихон Спирин.

Где: на лекции проекта «Интеллектуальные среды».

Про что: хорошим ли учителем был Альбус Дамблдор и можно ли чему-то научиться у него.

Большинство лекций проекта «Интеллектуальные среды» посвящены практической философии или религиоведению, а фокус на цикле книг о Гарри Поттере — скорее исключение. При этом Тихон Спирин выбрал педагогическую тематику отчасти потому, что считает: благодаря Джоан Роулинг в английской литературе впервые за долгие десятилетия появился образ школы, которую дети любят и где хотят находиться.

И, конечно, в книгах поттерианы много персонажей-учителей — и среди них исключительный директор школы Хогвартс Альбус Дамблдор. На его примере Тихон Спирин рассуждает о важности сократического диалога в обучении, о том, почему учителю иногда стоит исполнять роль «бога из машины» и что значит быть медиатором в педагогическом процессе.

Кому нужно высшее онлайн-образование и чем оно отличается от традиционного формата

Кто: директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова и руководитель группы развития направления «Высшее образование» в «Нетологии» Наталья Медведева.

Где: в подкасте «Эксперто патронум».

Про что: как устроены онлайн-программы высшего образования и кто на них поступает.

В этом выпуске генеральный директор Teachbase Владимир Щербаков обсуждает с гостьями, как меняется высшее образование, что полезного цифровые технологии приносят в университет и чем они могут оказаться вредны. Среди обсуждаемых вопросов — может ли онлайн-образование в ведущих вузах стать проблемой для региональных университетов, которые потеряют часть аудитории, и как не увлечься гонкой за удобством для обучающихся, разрушая тем самым сложное содержание университетских курсов.

В диалоге удалось развеять несколько мифов, а ещё участники подтвердили, что онлайн-образование в вузах — становящаяся практика. Так, по данным НИУ ВШЭ, среди студентов онлайн-программ больше всего москвичей и петербуржцев, то есть тех, кто мог бы теоретически учиться и в кампусах вуза офлайн. Получается, за пределами столиц полностью дистанционное обучение пока менее распространено, хотя по идее эта возможность более интересна жителям регионов. Как развивается сфера и все ли программы можно перенести в онлайн — слушайте в выпуске.

Сколько профессий и профессионалов действительно могут заменить технологии

Кто: профессор Университета Висконсин-Мэдисон Владимир Гимпельсон.

Где: в подкасте «Экономика на слух».

Про что: какую долю российского рынка труда может затронуть технологическая автоматизация и, как следствие, технологическая безработица.

В этом выпуске Владимир Гимпельсон рассказывает о результатах совместного исследования с учёным из НИУ ВШЭ Ростиславом Капелюшниковым. Оно представляло собой анализ профессиональной структуры российского рынка труда: какие задачи включали в себя существующие профессии в последние 24 года и какова среди них доля рутинных задач — то есть таких, которые потенциально может выполнять и робот.

Исследователи пришли к выводу, что около 10% работников на российском рынке труда занимаются исключительно задачами, которые легко автоматизировать. По словам Владимира Гимпельсона, примерно такую же оценку дают аналогичные работы по другим странам. Но это не значит, подчёркивает учёный, что в ближайшие годы именно такая доля трудоспособного населения останется без работы — то, что автоматизация возможна, ещё не означает, что работодателям она экономически выгодна и вообще нужна.

Так что, все эксперты, которые говорят о том, что рынок труда должен реагировать на развитие ИИ, что профессии изменятся, просто зря паникуют? С точки зрения Владимира Гимпельсона, призывы к переменам важны и нужны, даже если выглядят преувеличенными. Ведь даже 5% потерявших работу из-за исчезновения привычных профессиональных функций — это большое количество людей, которым потребуется переподготовка, чтобы занять новые (например, появившиеся из-за технологического развития) рабочие места. А значит, государству и работодателям нужно создавать систему для того, чтобы люди могли осваивать новые профессии.

Что в IT-компаниях думают о подготовке программистов в вузах

Кто: представители и руководители из компаний «1C», VK, «Яндекс», «Ростелеком», «Гринатом», «Лаборатория Касперского», «Контур» и других.

Где: на дискуссии «​​Как изменит экономика данных кадровый ландшафт. Новые компетенции, образовательные тренды, готовность вузов» конференции ЦИПР.

Про что: какие недочёты бизнес видит в IT-программах вузов и как решает их в собственных образовательных и кадровых проектах.

IT-кадрам практически полностью были посвящены два мероприятия конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) — сессия о трансформациях рынка труда и заключительная дискуссия о кадровом ландшафте. Из исследования востребованности выпускников вузов, представленного на первой сессии, можно узнать, в частности, что только половина поступивших на IT-направления доучиваются и получают дипломы. А среди тех, кто всё-таки становится дипломированными IT-специалистами, 30% после выпуска работают на позициях, где вообще не требуется высшее образование.

На таком фоне заявление Александра Крайнова, директора по развитию технологий искусственного интеллекта в «Яндексе», — «Мы пока недооцениваем всю глубину той пропасти, в которой находится наше образование» — преувеличением не выглядит. С формальной точки зрения, для преодоления дефицита IT-кадров сделано всё, что нужно: приём на соответствующие программы высшего образования расширен, вузы каждый год набирают первокурсников и выпускают большое количество специалистов. Но востребованы далеко не все выпускники, и причина этого, судя по всему, в удручающе разном качестве подготовки.

На дискуссии о меняющемся кадровом ландшафте больше внимания уделили не характеристикам и причинам проблем IT-программ в вузах, а тому, как их решать. Например, гендиректор «1C» и руководитель рабочей группы «Кадры для цифровой экономики» Борис Нуралиев призвал IT-специалистов самим становиться преподавателями. Александр Крайнов предложил регулярно «мэтчить» названия и описания образовательных программ с навыками, которые на них реально осваивают, — потому что сейчас по названию стандартной IT-программы даже профессионалам трудно понять, кого на ней готовят. Ещё одна его идея — дополнить рейтинги IT-вузов практической оценкой уровня знаний студентов. Представители других компаний представили свои подходы к выращиванию кадров.

Как сделать школу безопасной

Кто: руководитель магистратуры «Обеспечение безопасности образовательной организации» в МГПУ Олег Зверев.

Где: в подкасте «Радиошкола. Большой разговор» радио «Говорит Москва».

Про что: что такое культура безопасности в школе и какие элементы в ней обязательны.

В этой беседе речь о мерах по повышению безопасности школ, которые выходят за рамки выбора охранной организации. Так, Олег Зверев считает, что у каждого директора школы в идеале должен быть заместитель по безопасности — постоянно работающий штатный сотрудник. А ещё он обсуждает с ведущей Надеждой Папудогло, можно ли убрать от школ некрасивые с точки зрения архитектуры заборы и сделать стены стеклянными, каким должен быть контрольно-пропускной пункт на школьной территории, не помешают ли ограждения и запертые двери в случае пожара, как часто ученикам и педагогам нужны тренировки по безопасности и как убедить в их необходимости родителей.

Как вузы привлекают молодых преподавателей и чего не хватает для успеха этого процесса

Кто: гендиректор фонда развития инновационного научно-технологического центра «Юнити Парк» Инна Андреянова, начальник магистратуры на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова Никита Малютин, начальник учебно-методического управления Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина Светлана Хоружая.

Где: на канале образовательной платформы «Юрайт».

Про что: сколько в российских университетах молодых преподавателей и что вузы и регионы могут сделать, чтобы их стало больше.

Привлечение молодых преподавателей и исследователей — обязательное условие для развития любого университета. В 2023 году Минобрнауки оценивало долю сотрудников моложе 39 лет в профессорско-преподавательском составе вузов в 30%. Но приток молодёжи, отмечают спикеры этого вебинара, остаётся проблемой для вузов.

По наблюдениям Светланы Хоружей, среди старшекурсников всегда есть кандидаты в аспирантуру и преподавательскую работу — и в университетской карьере их устраивает всё, кроме уровня зарплат. Применяются разные решения — дополнительные региональные выплаты для молодых преподавателей, гранты за счёт участия вузов в крупных проектах, например в «Приоритете-2030», практики наставничества с привлечением опытных профессоров. Однако решение проблемы зависит не только от руководства вуза, но и от региона.

В целом эксперты считают, что пополнением кадрового состава вузам надо заниматься системно. Так, Инна Андреянова отметила, что вузам пора заимствовать из бизнес-среды подходы к развитию персонала и сделать массовой, например, практику создания полноценных HR-центров — пока они существуют лишь в отдельных университетах.

На чём, кроме оценки способностей, может быть основан отбор учеников в частную школу

Кто: директор Европейской гимназии Александра Манукян.

Где: в подкасте EdDesign Mag «Пересборка школы».

Про что: как Европейская гимназия отбирает учеников.

За последние пару лет в Европейской гимназии сменился директор, многие семьи забрали из неё детей, и им на смену пришли новые ученики. Ключевые принципы жизни гимназии тем не менее остаются прежними — это по-прежнему школа с горизонтальной (бирюзовой) моделью управления. И отбор учеников, несмотря на то, что в гимназии есть ответственный за приём, — тоже гибкий и коллективный процесс.

В выпуске Александра Манукян рассказывает, зачем нужны и как устроены при отборе в Европейскую гимназию академическое тестирование и ценностное интервью семьи и случаются ли при этом ошибки. А ещё она объясняет, как ученики и их родители со своей стороны выбирают школу, а также то, в каких случаях разногласия и проблемы становятся поводом для того, чтобы разорвать или не продлить договор с семьёй, а в каких моментах возможны компромиссы.

Кстати, этот выпуск открывает сезон «Пересборки школы» о том, как частные школы отбирают учеников. Уже доступен, например, выпуск на ту же тему про «Летово».

Как разрабатывают образовательные программы в проекте по изменению уровней высшего образования

Кто: директор Института образования Томского госуниверситета Елена Суханова.

Где: на канале института.

Про что: про пилотный проект по изменению уровней высшего образования.

Это видео — запись прямого эфира в телеграм-канале Института образования ТГУ. Елена Суханова подробнее рассказывает о том, как строятся программы новых уровней высшего образования с привлечением работодателей. Один из вариантов таких программ — создание разных треков для поступивших. Например, на инженерных программах ТГУ шестой год обучения предназначен только для тех, кто заинтересован в научной работе. Остальные студенты смогут окончить те же программы и получить дипломы раньше.

Из беседы можно узнать, какие проблемы вузы — участники пилотного проекта видят в новой системе и как вышло, что новые программы получились такими разными.

Попробуйте новую профессию на практике — бесплатно

Курсы за 0 р. для тех, кто ищет себя

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована