Образование
#подборки

Что посмотреть и послушать об образовании: подборка за март 2023-го

Подборка подкастов и видео об актуальных для школы, вуза и EdTech темах.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Как формировать мотивацию учеников

Кто: школьный педагог-психолог и преподаватель Московского государственного медико-стоматологического университета Ольга Шалина.

Где: в подкасте «Перемена для учителя».

Про что: о хитростях учебной мотивации для учителей школ.

Учебная мотивация — это непросто. Включить её по щелчку нельзя, да и мотивировать ученика извне невозможно. А вот повлиять на формирование его мотивации — можно, особенно если действовать в одном направлении с семьёй.

В подкасте, который ведут сотрудники Института образования ВШЭ Иван Иванов и Елена Овакимян, психолог Ольга Шалина объясняет, как подбирать способы мотивации сообразно возрасту учеников, почему не стоит полагаться на материальные стимулы и как учителю не выгореть самому.

Как процесс обучения видит нейронаука

Кто: доктор психологических наук Мария Фаликман.

Где: на конференции «Тенденции развития образования — 2023».

Про что: как мозг меняется в результате обучения и почему это важно.

По-настоящему вдохновляющее выступление на тему «Образование как культурная практика: взгляд с позиций культурной нейронауки» показывает, что появление нейронаук об образовании — не просто дань моде на всё с приставкой «нейро-». Мария Фаликман рассказывает на примерах со всего мира, как именно обучение меняет связи между нейронами и даже перестраивает структуры мозга.

Доклад заканчивается на гипотезе: образование как культурная практика влияет не только на каждого отдельного человека, но и на нашу эволюцию. Успеха (в том числе эволюционного) добиваются те, чей мозг предрасположен быть пластичным, меняться под действием культурных практик и использовать все связанные с ними преимущества. Что это значит для образования — слушайте в записи конференции.

Как устроен цифровой педдизайн

Кто: директор направления «Развитие человека на основе данных» в Университете 2035, методолог образования Андрей Комиссаров.

Где: в подкасте Teachbase «Эксперто Патронум».

Про что: зачем собирать цифровые данные об обучении и как их использовать.

Главное, чем цифровой педагогический дизайн отличается от обычного, — опора на данные. Как правило, решения при проектировании и проведении образовательных программ принимаются исходя из экспертной позиции преподавателя, его профессионального опыта и с учётом результатов предыдущих программ — например, итоговых оценок за курс. Но если наладить сбор и анализ данных, поясняет в этом подкасте Андрей Комиссаров, информации о том, как работает и к чему приводит учащихся курс, будет гораздо больше.

Конечно, в первую очередь цифровой педдизайн необходим масштабным программам, на которых никакому преподавателю не под силу следить за прогрессом каждого студента. Когда стоит начинать собирать данные (и может ли быть поздно), какие для этого есть инструменты и кто нужен в команде, какие типы данных можно собрать и как их использовать в высшем образовании, онлайн-курсах и корпоративном обучении, слушайте в подкасте.

Как эксперту начать продавать свои курсы

Кто: блогер Александра Митрошина.

Где: в подкасте «Матерь бложья».

Про что: как новичку зайти в инфобизнес.

К инфобизнесу можно относиться как угодно, но надо признать: уж что-что, а продавать инфобизнесмены умеют. Почему бы не послушать «мать российского инфобиза и блогинга», как называет себя Александра Митрошина, о том, как именно продвигать подобные продукты? У её аккаунта в «Инстаграме»* более 4 млн подписчиков, а способом монетизации являются как раз курсы по продвижению в соцсетях.

В этом подкасте она рассказывает, как понять, что у вас уже достаточно аудитории для инфобизнеса, какие ключевые вопросы поставить в исследовании аудитории, о чём не забыть во время запуска.

Кстати, хотя саму Александру Митрошину недавно заподозрили в уклонении от уплаты налогов, в выпуске она отдельно уделяет внимание правильному с точки зрения закона юридическому оформлению инфобизнеса.

Как организовать обучение подростков в школе по-новому (и стоит ли)

Кто: эксперты Института образования НИУ ВШЭ, сотрудники школы «Покровский квартал» и Лицея НИУ ВШЭ.

Где: на заседании экспертного клуба «Новая российская школа».

Про что: об эксперименте «Подростковая школа».

Эксперимент, который обсуждали на встрече клуба, уже несколько лет действует в «Покровской школе». Это внеурочные занятия для учеников 5–6-х классов в формате тематических модулей. По замыслу создателей, проект должен помочь ребятам познакомиться с разными профессиями и заодно дать возможность прокачать софт‑скиллы.

Однако обсуждение пошло гораздо дальше конкретного проекта, и, отвечая на вопросы об эксперименте, участники на самом деле говорили об образовании в целом. Например, где лежат границы ответственности школы за учеников? Какое место занимает самооценивание в определении успешности школьника (и вообще, могут ли школьники оценивать себя сами)? Зачем нужны «новомодные» подходы к обучению подростков?

Обратите внимание: формат клуба «Новая российская школа» предполагает обсуждение в группах в течение 20 минут, и оно не отражается в онлайн-трансляции. Дискуссия в общем зале в записи этого совещания возобновляется за полчаса до конца мероприятия.

Какую роль играет школа в обществе сейчас и как сделать её полезнее для будущего

Кто: доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Аузан и директор школы №548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

Где: на канале о дизайне и архитектуре современной школы EdDesign Mag.

Про что: о школе и её месте в российском обществе.

Совместное интервью Аузана и Рачевского изначально было посвящено очень широкой теме, а на самом деле вышло и за эти рамки. Обсудили последствия дистанта для образования, проблемы основной школы и массового высшего образования, развитие самостоятельности и то, нужно ли современным подросткам трудовое воспитание.

Отдельной темой стали потери в человеческом капитале последнего года и то, когда получится их восстановить и при каких условиях. Не обошли стороной и взаимоотношения естественного интеллекта с ИИ. Кстати, собеседники предложили интересный способ сохранить роль человека в мире, где роботы становятся всё сильнее.

Кто руководит российскими школами

Кто: директор частной московской школы «Снегири» Александр Гулин.

Где: в подкасте Forbes «Go учиться».

Про что: как становятся директорами школ и с какими вызовами они работают.

В выпуске Александр Гулин рассказывает о собственном образовательном пути, о том, как устроена рабочая неделя директора, бывает ли в школах нормированный рабочий день и почему нет образовательных программ, где прицельно готовят руководителей школ.

Во второй половине подкаста — о проблемах российского образования, какими их видит директор частной школы: в чём опасность унификации, можно ли сократить бумажную волокиту и откуда берутся родители-«жалобщики».

Как репетитору набрать учеников и сколько можно заработать в этой профессии

Кто: журналист и репетитор Олеся Остапчук, языковой коуч Лена Кочева.

Где: в подкасте про деньги «Калькулятор».

Про что: как заняться частным преподаванием.

В этом подкасте две части: о репетиторском опыте в преподавании русского языка и литературы и об изучении иностранного языка.

В первой части обсуждается, как формируется ценник на услуги репетитора, какие платформы лучше всего подходят для продвижения и как изменилась ситуация в этой сфере за последний год. А из второй части можно узнать, что такое языковой коучинг и как применить в преподавании языков свой профессиональный опыт, например, в IT. Кстати, выпуск будет полезен не только тем, кто задумывается о репетиторской карьере, но и всем, кто интересуется разными форматами изучения языков.

Крутой профессор — какой он?

Кто: профессор, директор программ бакалавриата школы управления «Сколково» Андрей Щербенок, директор Центра трансформации образования Ольга Назайкинская и руководитель образовательных проектов Школы перспективных исследований ТюмГУ Ахмед Эльгандур.

Где: на канале школы управления «Сколково».

Про что: что характеризует отличного преподавателя вуза и как меняются представления об этой профессии.

Преподавание всегда было немного искусством. И в этой дискуссии участники, хоть они и попытались определить функциональные роли современного преподавателя, пришли к тому, что не всё можно классифицировать и вынести в контракт.

Конечно, важны и знания своей дисциплины, и энтузиазм, и конкретные преподавательские навыки. Но иногда лекцию, прочитанную наспех, студенты всю жизнь вспоминают как самый яркий пример преподавания и любви к своему делу. Значит ли это, что профессору достаточно полагаться на свою харизму и врождённый ораторский дар? В обсуждении звучат мнения недавнего студента и тех, кто работает с университетами уже много лет.

Какие бывают метрики качества образовательного продукта

Кто: эксперт по образовательному продукту и аналитике, автор телеграм-канала «Образование, которое мы заслужили» Михаил Свердлов.

Где: в подкасте о создании и управлении продуктами Make Sense Podcast.

Про что: как устроен продуктовый менеджмент в образовании и как его улучшить.

Более чем часовой разговор об образовательных продуктах фокусируется на теме их качества. Может ли качество быть объективным и субъективным, и если да, как поддержать между этими двумя сторонами баланс? Как не упереться в маркетинговые метрики, а оценивать продукт по тому, что он даёт пользователям?

В выпуске подробно обсуждаются цели студентов в дополнительном профессиональном образовании, их клиентский путь на онлайн-курсах и, конечно, конкретные метрики качества в EdTech.

Как изменится корпоративное обучение в 2023 году

Кто: эксперты Lerna.ru, Skillbox, SkillFactory, GeekBrains, «Нетология», Ultimate Education, Tele2.

Где: на круглом столе Skillbox.

Про что: что нужно знать о корпоративном обучении в российских компаниях.

В марте 2023 года корпоративная платформа онлайн-школ Lerna.ru презентовала результаты опроса о корпоративном обучении в России. В нём участвовало около 10 тысяч человек, в том числе руководители, HR-менеджеры, T&D-менеджеры и линейные сотрудники российских компаний, и их ответы позволяют сделать немало выводов о положении рынка сегодня.

Выводы исследования и обсуждали лидеры EdTech-сферы на круглом столе, организованном платформой. Они сравнили полученные результаты с собственными наблюдениями и постарались выяснить:

  • почему возросла необходимость в управленческих навыках и какие компетенции сейчас популярны;
  • чего ждёт бизнес от T&D- и L&D-функций и EdTech-компаний и почему не всегда получает нужный результат;
  • на что стоит обратить внимание в 2023 году и все ли сегодняшние тренды действительно актуальны.

Больше интересного про образование  в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована